ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К КАЧЕСТВЕННОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К КАЧЕСТВЕННОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Аннотация: В статье поднимается проблема психологической готовности учащихся старшего школьного возраста к качественному выполнению будущих профессиональных обязанностей. Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшеклассником как задача первостепенной важности. Исследование профессионального самоопределения личности имеют большое значение как в контексте изучения ключевой проблемы психологии - становление личности в целом, так и в качестве важного этапа профессионального становления личности. Эти исследования отвечают спросу общества на подготовку квалифицированных специалистов, потому что именно нерешенность проблемы профессионального самоопределения приводит к неудовлетворенности избранной профессии, несоответствия выбранному профилю деятельности, и, как результат, к серьезным проблемам в социальной, производственной сфере.
Ключевые слова: психологическая готовность, профессиональное самоопределение, старшеклассники, способности, личностные качества.
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает образ жизни. Это неотъемлемая часть нашей жизни. Однако не все могут сделать этот выбор правильно и самостоятельно. У школьников десятых и одиннадцатых классов на первый план выходит проблема планирования как ближайшего будущего, связанного с обучением, так и перспективного - профессионального. На этом этапе человек получает возможность сделать самостоятельный выбор и взять ответственность за него. Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал и избежать разочарования, поэтому выбранная нами тема является очень актуальной.
На профессиональное самоопределение старшеклассников влияет очень много факторов. Предпосылки выбора могут быть физическими, личностно-психологическими, материальными и т. д. Личностные предпосылки самоопределения включают в себя темперамент человека, его способности, характер и другие особенности.
Кроме этого, отметим, что в психолого-педагогической литературе выделяют такие факторы как: активность самого субъекта самоопределение, социальные и экономические, культура [7], особенности профессиональной деятельности [4], личностная зрелость и готовность к осуществлению выбора [6], особенности самосознания [10].
Традиционно выделяют субъективные и объективные факторы выбора профессии в старшем школьном возрасте. К субъективным принадлежат интересы (познавательные и профессиональные, интерес к профессии, склонности), способности (психологические свойства, которые необходимы для успешного выполнения определенного вида деятельности), темперамент, характер. Группа так называемых объективных факторов включая уровень подготовки (академическая успеваемость), состояние здоровья, осведомленность о мире профессий. Также определяют влияние социальных факторов: социального окружения, образовательного уровня родителей и т.д. [3].
Исходя из существующих факторов влияющих на самоопределение учащихся, мы можем заметить, что будущая профессиональная деятельность будет успешной, если при ее выборе старшеклассники будут руководствоваться своими способностями, интересами и личностными характеристиками.
Итак, в качестве объекта исследования нами было определено проблему психологической готовности старшеклассников к качественному выполнению будущих профессиональных обязанностей, а в качестве предмета психологические особенности готовности старшеклассников к я костного выполнения будущих профессиональных обязанностей.
Целью нашей научной работы является теоретическое исследование раскрытия проблемы психологической готовности старшеклассников к качественному выполнению будущих профессиональных обязанностей.
Заметим, что необходимым условием для оптимального выбора оптанта является наличие полной и адекватной информации о профессиях и альтернативы профессионального выбора. Чтобы сделать полноценный выбор, необходимо иметь сформированную сферу целеполагания, ведь «в ситуации профессионального самоопределения необходимо иметь навыки построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и экстраполяции этой картины в будущее» [6, С. 59]. Однако на момент выбора профессии старшеклассники могут быть не готовы осуществить полноценный выбор из-за недостаточной сформированности соответствующих психологических функций, а, конкретнее, функции планирования и целеполагания. В старшем школьном возрасте нужно обращать внимание не только на формирование определенных наклонностей, намерений, профессиональной направленности, но и на формирование личностных качеств, которые входят в комплекс эффективной самостоятельности (автономности). Именно наличие этих качеств выступает основой обоснованного выбора профессии, важную роль при этом играют формы организации обучения [4].
Некоторые объективные факторы (например, типологические особенности нервной системы - огромное слабость, скорость-инертность; уравновешенность-неуравновешенность) могут определять наклонности человека к определенному типу деятельности, например, к быстрой, но кратковременной работы. Осознание таких особенностей без четкого понимания причины приводит к формированию мотива, побуждает человека заниматься определенным видом профессиональной деятельности, которая, по ее мнению, по своему характеру соответствует характеру определенной способности. Отсюда - важность реального, адекватного представления человека о психологической структуре определенной деятельности. Соответствующее соединение психологических особенностей способствует выявлению склонностей к определенному виду деятельности, что приводит к повышению ее эффективности, позволяет почувствовать удовольствие от работы и способствует подкриплению мотива выбора профессии, превращая его в устойчивый интерес [2].
Итак самопознания, характерологические особенности, осведомленность и осознание мотивов выбора профессии дает гарантию на успешное выполнение будущих профессиональных обязанностей. Однако без помощи психолого-педагогического сопровождения старшеклассники не в состоянии сделать правильный выбор.
Если человек имеет поверхностное и неадекватное представление о профессии, о тех требованиях, которые она предъявляет к специалисту, то происходит рассогласование между способностями и интересами, с одной стороны, и психологическим содержанием труда, с другой. В результате становятся невозможными как высокая эффективность такой деятельности, так и удовольствие ней.
Универсальной формулой успешного профессионального выбора и успешного выполнения будущей профессиональной деятельности является сочетание «хочу», «могу» и «надо». Сфера «хочу» - это интересы, склонности. Сфера «могу» - это способности, качества личности, внутренние ресурсы (первичные навыки) и внешние (например, материальные) ресурсы. Сфера «нужно» - это условия рынка труда, потребность общества в представителях данной профессии [4].
Отметим, что не менее важным в проблеме психологической готовности учащихся к качественному выполнению будущих профессиональных обязанностей и профессионально-личностный тип старшеклассников. Согласно типологии Дж. Холланда, выделяют шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, офисный, предприимчивый и артистический. Каждый тип характеризуется отдельными особенностями темперамента, характера и др. В связи с этим отдельному типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольшего успеха [9].
По результатам теоретического рассмотрения вопроса нами было раскрыто, что на профессиональное самоопределение старшеклассников влияет очень много факторов. Факторы могут быть внутренними и внешними, объективными и субъективными. Анализируя все существующие факторы влияющие на самоопределение учащихся мы можем сделать вывод, что будущая профессиональная деятельность будет успешной при условии адекватного выбора профессии. Если старшеклассники будут руководствоваться своими способностями, интересами и личностными характеристиками, учитывать внутреннюю мотивацию и условия рынка труда.
Список литературных источников
Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии / В.И. Жуковская. - Минск: Народное образование, 1978.– 234 с.
Земечко А.И. Квопросу классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора /А.И. Земечко. – СПб.: Союз, 2000. – 185 с.
Йовайши Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л.А. Йовайши. – М.: Педагогика, 1983. – 128 с.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 р. – 397 с.
Кон И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1982. – 415 с.
Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминацииличности / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2000. - №1, Т.21. - С. 15-25.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. – Воронеж:Институт практической психологии, 1996 г. – 342 с.
РезапкинаГ.В. Секреты выбора профессии, либоПутеводитель выпускника / Г.В. Резапкина. - М.: Генеза, 2005.– 123 с.
Тест Дж. Холланда / Профессиональное образование. – 2004. - № 5. – 11 с.
Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности / П.А. Шавир. – М.: Педагогика, 1981.– 215 с.
Anotation:The article reveals the problem of psychological readiness of high school students for future qualitative performance of professional duties. Senior student is on the verge of becoming an independent life. This creates a new social situation of development. The tasks of self-determination and choice of career rises before a high school student as the task of paramount importance. The research of professional self-identity is important in the context of the study of key problems of psychology - the formation of the whole person, and it is an important stage of professional formation of the person. These studies correspond to the needs of society for training qualified specialists, because it is the unresolved problem of professional self-determination leads to dissatisfaction chosen profession, discrepancy to the selected activity profile, and as a result, serious problems in social, manufacturing sector.
Key word:psychological readiness, professional self-determination, high school students, abilities, personal qualities.