Примерная тематика проектов по Основам ЗОЖ в рамках школьной программы ОБЖ для 5-11 классов

Примерная тематика проектов по «Основам здорового образа жизни» в рамках школьной программы ОБЖ для 5-11 классов
Программа общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А.Т.Смирнова предусматривает изучение раздела 3 «Основы здорового образа жизни» в 5-11 классах, в объеме 43 часа. В содержание программы заложены темы, пропагандирующие здоровый образ жизни. Я разработала и предлагаю тематику проектов по ОБЖ в рамках школьной программы. Возможно также выполнение проектов по тематике, предложенной самими учащимися. От класса к классу проекты усложняются, в старших классах носят характер мониторинга.
Школа должна внушить ребёнку необходимость заботы о своём здоровье, побуждающий его вести здоровый образ жизни. «Это нужно мне» - только этот мотив может побудить к действию, стать смыслом и целью для формирования здорового человека.
Примерные темы проектов:
5 класс
Я здоровье берегу;
ЗОЖ нашей семьи;
Дорога к доброму здоровью;
В страну Здорового образа жизни;
Гиподинамия. Чем опасны ее последствия в будущем?;
Активный и пассивный отдых;
Правильно ли ты питаешься?;
Продукты полезные для здоровья;
Питание – основа жизни. Правила питания;
Суд над табаком;
Вредные привычки успеху помеха;
О вреде табачного дыма;
Чем опасен алкоголь;

6 класс

Мы за ЗОЖ... Я за ЗОЖ... А ты?
Я и компьютер;
Состояние окружающей среды в районе школы;
Социальная среда моего класса;
Есть над чем подумать;
Наркотики путь в никуда.

7 класс

Легко ли быть уравновешенным?
Учимся управлять эмоциями;
Сам себе я помогу, я здоровье сберегу;
Понять бы этих взрослых;
Мотивы общения подростков;
Чем привлекателен противоположный пол???
Нужна ли форма в школе?

8 класс

Курение. Что это? Желание быть как все? Дань моде?;
Как я полезно отдыхаю» (фотоконкурс);
Не дури не кури;
Репродуктивное здоровье - будущее моих детей;
Лидеры с нами - о тех, кто выбрал ЗОЖ;
10 аргументов за и против сигарет;
Урок-репортаж из наркологического диспансера;
Вредные привычки и их профилактика;
Причины бросить курить;
Сомнительное удовольствие -кто стоит за этим;
Ты в ответе за выбор свой, зло земли обойди стороной.

9 класс

Генномодифицированные продукты: за и против;
Бросить курить сейчас???
Здоровье не купишь - его разум дает;
Пиво и энергетические напитки. Нужны ли они молодёжи?
Выдающиеся соотечественники о вредных привычках;
Наследственные заболевания;
Будущее... Выбираем сегодня;
Скажи «нет»;
Случайная встреча с ВИЧ-инфекцией.

10 класс

В 2015 году сигареты станут стоить 200 рублей - не дорогое ли удовольствие?
Микромир. Взаимодействие человека с микромиром;
Инфекционные заболевания и способы защиты от них;
Как не допустить кишечные инфекции?
Рейтинг здорового образа жизни среди других ценностей;
Здоровый сон;
«Жаворонки» и «совы»;
Оптимальный двигательный режим;
Можно ли вернуться из мира наркотиков, сигарет и алкоголя?

11 класс

Из школы моего здоровья;
Здоровая мать – здоровый ребенок;
Косметика и здоровье;
Невеселая статистика (ИППП);
Нежданная встреча с ВИЧ-инфекцией или...?
Секреты семейного счастья;
От здоровой школы к здоровой семье.

Выводы: - Формирование ЗОЖ в школе носит характер акций, разовых мероприятий, нет целостной системы, целостного подхода. Должна быть постоянная системная работа.
- Отсутствует система критериального оценивания формирования ЗОЖ. - Высокий объем учебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для школьника, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессовое воздействие на развивающийся организм. - Существенным фактором, ухудшающим здоровье школьников является низкая двигательная активность. Дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40%, а среди старшеклассников - 75-85%. - Гедонизм, то есть гипертрофированное желание молодежи получить удовольствие. - Невежество родителей и их детей. Отсутствие доверия, взаимопонимания эмоциональных связей между детьми и их родителями по вопросам здоровья. - Значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников является недостаточная адекватность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью.
Пути и способы решения проблемы: - педагогическому коллективу необходимо овладеть навыками конструирования здоровьесберегающей среды во всех трёх направлениях: - через содержание и формы учебной деятельности; - через обустройство кабинета;
-через стиль взаимодействия с учениками и коллегами;. - необходимо определить следующие направления профилактического воздействия, целью которого должно быть воспитание личности, способной принимать ответственные решения за своё здоровье; - совершенствование личности – способной принимать на себя ответственное решение за свою жизнь, безопасность и здоровье через использование современных технологий личностного развития (интерактивные методы, ролевые игры, дискуссии, личностные проекты и т.д.); - расширение представлений и обогащение кругозора детей современными научными знаниями в области здорового образа жизни на протяжении всего периода обучения в школе, а также создание обучающей предметной среды; - систематическое, ориентирование на возрастные особенности школьников развитие мотивации к здоровому образу жизни как необходимой предпосылке сохранения и укрепления здоровья; - более полное использование возможностей учебно-воспитательного процесса и творческого потенциала всего педагогического коллектива школы. Итак, школа может и должна внушить ребёнку необходимость заботы о своём здоровье. Каким должен быть стимул, побуждающий его вести здоровый образ жизни? «Это нужно мне» - только такой мотив может побудить к действию, стать смыслом и целью для формирования здоровой личности.

15