Разработка урока внеклассного чтения на тему: Устное народное творчество для 9-ого класса специальной (коррекционной) школы VIII вида


Средняя общеобразовательная школа №24
Урок внеклассного чтения
"Устное народное творчество"
в 9-м классе специальной(коррекционной) школе VIII вида
Учитель: Идрисова Б.Ж.
г. Павлодар
2016 год
Цель урока: развитие устойчивого интереса учащихся в книге как источнику знаний и социального опыта, формирование читательской самостоятельности как свойства личности.
Задачи.
Образовательные:
обобщение темы “Устное народное творчество”;
проверка знаний, умений, навыков учащихся;
знакомство детей с фольклорными жанрами, их различиями.
Коррекционные:
развивать речь учащихся и обогащать ее образными выражениями;
расширение кругозора;
развитие воображения, находчивости, смекалки;
развитие внимания и памяти, наблюдательности.
Воспитательные:
воспитание интереса к чтению;
воспитание гордости за народ.
Оборудование: карта путешествия “Устное народное творчество”; карточки с загадками, кроссворды на доске; карточки с перепутанными пословицами; дубовые листочки с отрывками из сказок.
I. Организационный момент
II. Постановка цели. Актуализация знаний
– Сегодня у нас урок внеклассного чтения по теме “Устное народное творчество”. Вам не понадобятся учебники, нужны будут только ваши знания и смекалка. Мы отправляемся с вами в путешествие. А чтобы было легче ориентироваться в пути, возьмём с собой карту.
(На доске вывешивается карта. Станции на карте закрыты и открываются по мере их названия.)Карта путешествия

– Давайте вспомним, что такое устное народное творчество?
– Давайте попробуем разобраться, что же значит каждое слово в этом названии.
Устное – означает передачу “из уст в уста”, то есть без записи текста. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в текст, потому что мы обычно рассказываем так, как запомнили, но своими словами.
Творчество – от слова “творить”, создавать.
Народное – это значит, что создал народ, а не кто-то один. Мы не знаем, кто первым рассказал сказку “Колобок”, поэтому считаем, что это народная сказка.
– Каким ещё словом мы можем назвать устное народное творчество? (Фольклор.)
– Какие жанры устного народного творчества вам знакомы? Перечислите их.
– Молодцы! Вы сами составили карту нашего путешествия. Итак, в путь, друзья! А чтобы легче было в пути, разделимся на три команды. (По рядам)
III. Остановка “Угадай-ка!”
– Уже из названия этой станции вы поняли, что нужно что-то угадать.
Сейчас вы будете загадывать загадки, читая их на карточках. Ответы я запишу в кроссворды, тогда в выделенных столбиках по вертикали мы прочитаем названия новых для нас жанров фольклора, а позднее поговорим о них.
Детям раздаются карточки с загадками (каждой команде по 6 загадок). По ходу отгадывания они объясняют свои догадки.
На доске два кроссворда.

Загадки к кроссворду.
Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня.
Днем спит, ночью летает, мышек хватает.
Рассыпался горох на 77 дорог, он тает, никто его не подбирает.
Без него плачется, а как появится, от него прячемся.
Среди двора стоит копна, спереди вилы, а сзади метла.
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.
Всякому мальчику по чуланчику.
Лежит – молчит, пойдешь – заворчит, кто к хозяину идет, она знать дает.
Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.
Кто зимой на окнах узоры рисует?
Скатерть бела всю землю одела.
Растет она вниз головой. Не летом растет, а зимой, но солнце ее припечет, заплачет она и умрет.
Я маковой росинкой упала на тропинку, остановила вас – закончила рассказ.
Человечки черные, умные ученые. Друг за другом встали в ряд, молча с нами говорят.
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита.
Избушка нова – жильца нет, жилец появится – изба развалится.
Конь стальной овса не просит, а пашет и косит.
Ответы: 1. Крапива. 2. Сова. 3. Град. 4. Дождь. 5. Корова. 6. Морковь. 7. Арбуз. 8. Перчатки. 9. Собака. 10. Петух. 11. Мороз. 12. Снег. 13. Сосулька. 14. Ягода. 15. Буквы. 16. Книга. 17. Яйцо. 18. Трактор.
Ключевые слова: Поговорка. Пословица.
IV. Остановка “Пословицы”
– Вы отлично умеете отгадывать загадки. Однако на следующей станции под названием “Пословицы” вам придётся подумать над трудными заданиями.
– Но сначала скажите, что же такое пословица?
(Это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев.)
Пословицы обычно состоят из двух частей: “Делаешь наспех – сделаешь насмех”; “Землю красит солнце, а человека – труд”.
Часто эти части рифмуются. “Без пословицы речь не молвится” – говорили на Руси. Пословицы обогащают нашу речь.
Перед вами три карточки, а в них пословицы.
Проблема в одном – они все перепутались. Одни начало с концами поменяли, другие буквы в словах перепутали. Отгадайте как можно больше пословиц. Но помните! Время ограничено. (Время, отведённое на групповую работу, не больше 8 минут.)
Карточка 1
Глупа та птица, сам её и расхлебывай.
Сам кашу заварил и вода не течет.
Под лежачий камень семеро руками машут.
Двое пашут, которой гнездо своё не мило.
Ен йомнпа – ен орв.
Оробд иьотвтр – еябс елеьитвс.
Локав гион кямрто.
Атырсй груд шгуел ыховн вхуд.
Ыпрейв нибл кмоом.
Карточка 2
На чужой сторонушке родись счастливым.
До слова крепись, а не суйся в воду.
Не родись красивым, а давши слово держись.
Не узнавши броду рад своей воронушке.
Пятылц оп есион тсатчию.
Тне удах збс брадо.
Ин окла, ин равдо.
У тсарах азлга ивлике.
Я вос шаон ен нятте.
Карточка 3
Была бы шея, один раз отрежь.
На бога надейся, а имей сто друзей.
Семь раз отмерь, а сам не плошай.
Не имей сто рублей, а хомут найдется.
Есьм дбе – ноид втоте.
Чеуьне твес, а еучьнеен мьат.
Сел уятрб – ещкип тялте.
Ертьпене и дутр – ёвс ертпутер.
Вося руак – вадаклы.
Карточка 1
Ответы:
Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.
Сам кашу заварил, сам её и расхлёбывай.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Двое пашут – семеро руками машут.
Не пойман – не вор.
Добро творить – себя веселить.
Волка ноги кормят.
Старый друг лучше новых двух.
Первый блин комом.
Карточка 2
Ответы:
На чужой сторонке рад своей воронушке.
До слова крепись, а давши слово держись.
Не родись красивым, а родись счастливым.
Не узнавши броду, не суйся в воду.
цыплят по осени считают.
Нет худа без добра.
Ни кола, ни двора.
У страха глаза велики.
Своя ноша не тянет.
Карточка 3
Ответы:
Была бы шея, а хомут найдётся.
На бога надейся, а сам не плошай.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Семь бед – один ответ.
Ученье свет, а неученье тьма.
Лес рубят – щепки летят.
Терпенье и труд – всё перетрут.
Своя рука – владыка.
V. Физкультминутка
Танец – инсценировка на песню “Два весёлых гуся”.
VI. Остановка “Скороговорка”
Справились с пословицами, отдохнули, отправляемся в путь дальше.
И попадаем на остановку “Скороговорка”.
Прочитайте эти слова снизу вверх.

– Как называется такое предложение? (Скороговорка)
– Как их надо читать? (Медленно по слогам, медленно словами, а затем быстрее, ещё быстрее, очень быстро, но правильно.)
Прочитайте скороговорки (на карточках).
Проводится конкурс на лучшего чтеца скороговорок.
1. Променяла Прасковья карасяНа три пары полосатых поросят.Побежали поросята по росе.Простудились поросята, да не все.
2. Карпу Поликарповичу Поликарп КарпычПодкарауливал в пруду карпов.А в пруду у Поликарпа –Три карася и три карпа.
3. Шли три пекаря,Три Прокопия пекаря.Три Прокопьевича,Говорили про пекаря,Про Прокопия пекаря,Про Прокопьевича.
VII. Остановка “Сказочная”
– Молодцы! А сейчас мы попадаем на всеми любимую остановку “Сказочная”. Проверим, как вы знаете сказки. Сейчас каждая команда снимет с дуба по три листочка, прочитает отрывок и назовёт сказку.
1 лист. “Федот заснул, а жена вышла на крылечко, развернула свою волшебную книгу – тотчас явились перед ней два неведомых молодца: что угодно – приказывай”. (“Поди туда – не знаю куда”)
2 лист. “Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели, чтобы мои уши об ней не слыхали; да не вози к родным в теплую хату, а в чисто поле на трескун-мороз”. (“Морозко”)
3 лист. “Начали закусывать; царевна отгложет косточку, да в рукав, выпьет чего – остатки в другой рукав. Те снохи видят, чего она делает, и они тоже кости кладут себе в рукава, пьют чего – остатки в рукава...”. (“Царевна-лягушка”)
4 лист. “Дочка, дочка! – говорила мать. – Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора”. (“Гуси-лебеди”)
5 лист. “Это перо было так чудно и светло, что ежели принести его в темную горницу, то оно так сияло, как бы в той горнице было зажжено великое множество свечей. Царь положил то перышко в свою горницу, как ту вещь, которая должна вечно храниться...”. (“Иван-царевич, Жар-птица и Серый волк”)
6 лист. “Были у старухи три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а младшая – Трехглазка...”. (“Крошечка-Хаврошечка”)
7 лист. “Жил-был король и было у него двенадцать дочерей, одна другой лучше. Каждую ночь уходили они, а куда – неведомо; только что ни сутки – изнашивали по новой паре башмачков...”. (“Ночные пляски”)
8 лист. “Жил-был старик и было у него три сына. Отец стал умирать и говорит: “Дети! Как я умру, вы каждый поочередно ходите на могилку ко мне спать по три ночи...”. (“Сивка-Бурка”).
9 лист. “Иди теперь за тридевять земель, в тридевятое государство – в подземное царство; там мой батюшка царствует. Как придешь к нему на двор, будет он давать тебе много злата и серебра, а ты ничего не бери, а проси у него с мизинного перста колечко...”. (“Волшебное кольцо”)
– Ребята, а тридевять – это сколько? (Это 27. в Древней Руси считали девятками: тридевять – это 9 х 3 = 27.)
VIII. Итог урока
Вот и подошло к концу наше путешествие.
– Что нового узнали на уроке?
– Какая остановка вам больше всего понравилась?