Урок по математике 3 класс Масса. Килограмм. Грамм


Предмет: математика.
Класс:3
Учебник: УМК «Школа России» Авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова.
Тема урока. «Масса. Килограмм. Грамм».
Дидактическая цель. создать условия для знакомства учащихся с новой единицей массы- граммом и соотношение между граммом и килограммом.
Тип урока: "открытие" нового знания
Задачи по содержанию:
обучающая :
-формирование представлений обучающихся о новой единице массы- грамме и соотношение между граммом и килограммом
Развивающая:
-развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
– развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам),
воспитательная
-воспитание целеустремленности, желания достигать поставленной цели, прививать познавательный интерес к предмету
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, самостоятельной работы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся. фронтальная, , индивидуальная, в парах
Средства обучения
.Для учителя: Математика 3 класс, авторы М.И. Моро, М.А. Бантова, ( два предмета, одинаковых по форме и размеру, но разных по цвету ( два круга), два предмета, разных по форме и одинаковых по цвету( квадрат и круг), два предмета, одинаковых по цвету и форме, но разных по размеру.( два круга- большой и маленький), два предмета, одинаковых по форме, размеру и цвету, но разных по массе ( два одинаковых непрозрачных пакета( в одном пачка соли, в другом яблоко), лабораторные весы и гирьки.

Для учащихся : учебники те же самые, карточки, «фонарики» для оценивания работы на уроке зеленые, желтые. и красные.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1 Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности
- Ребята, прочитайте девиз сегодняшнего урока.
- Как вы понимаете содержание этого девиза?
Читают девиз «Дорогу осилит идущий». 
Ответы детей (чтобы усвоить новый материал, нужно преодолеть определенные трудности на уроке, быть внимательным, активным.)
Коммуникативные.
(Оформлять свои мысли в устной форме) 
Личностные.
( самоопределение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию)
2. Актуализация знаний и
фиксация
затруднения в деятельности Учитель показывает два предмета, одинаковых по форме и размеру, но разных по цвету ( два круга)
Сравните эти два предмета.( они разного цвета)
Учитель показывает два предмета, разных по форме и одинаковых по цвету
( квадрат и круг).
-Чем отличаются эти предметы?
( они разной формы)
Учитель показывает два предмета, одинаковых по цвету и форме, но разных по размеру.
- Чем отличаются эти предметы?
( они разного размера)
Учитель показывает два предмета, одинаковых по форме, размеру и цвету, но разных по массе ( два одинаковых непрозрачных пакета( в одном пачка соли, в другом яблоко), Пакеты стоят на столе.
Чем отличаются эти предметы?
(Учащиеся затрудняются с ответом .Учитель вызывает одного ученика к доске и просит взять предметы в разные руки. Ученик говорит, что один предмет тяжелее, другой легче.
-Как называется величина, которая позволяет сравнивать, какой предмет тяжелее, а какой легче? (масса)
В чем измеряется масса?( в килограммах)
Как узнать массу этих предметов?
( На пачке написан вес 1 кг , с помощью весов.)
-Что вы можете сказать о массе яблока по сравнению с массой пачки соли.( яблоко- легче, масса яблока меньше)
Участвуют в учебном диалоге.
Выдвигают гипотезы.
Коммуникативные
(умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, аргументировать свой ответ.)
Познавательные
(умение на основе анализа объектов делать выводы)
3. Выявление
места и причины затруднений
(постановка
учебной задачи А если масса соли 1 кг то, как мы будем измерять массу яблока?
Какое возникло затруднение?
Почему возникло затруднение?
- Значит, какую цель мы перед собой поставим на уроке?
Кто из вас знает, как называется единица массы меньше килограмма? (ответы детей)
Кто сформулирует тему урока? Не знаем более мелкие единицы массы.
- Узнать новую единицу измерения массы
Единицы массы - грамм. Познавательные .
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Регулятивные.
(умение определять цель деятельности на уроке)
4. Построение
проекта выхода
из затруднения Давайте откроем учебник на стр. 54 и сравним наше предположение с учебником.
- Посмотрите на рисунки
(на первой картинке изображены весы, на одной чаше кочан капусты, на другой – гиря 1кг, кочан капусты перевешивает гирю; на второй картинке – весы на одной чаше кочан капусты и две гири по 1 кг, которые перевешивают)
- Узнайте массу кочана капусты.
- Можем ли мы точно определить массу кочана? ( Нет).
- Почему?
Прочитайте теоретический материал.
Какие единицы массы вы теперь знаете?
- Понаблюдайте, как записано слово килограмм, что вы заметили?
- А вот оставшаяся частичка кило означает тысяча.
А значит - в 1 кг-…….
- Посмотрите в учебнике, как сокращённо записывают грамм.
Участвуют в учебном диалоге.
- На первом рисунке масса кочана капусты больше 1кг, т.к. чаша с кочаном капусты перевешивает чашу с гирей 1кг.
- На втором рисунке масса кочана капусты меньше, чем 2 кг, т.к. чаша с двумя гирями по 1кг перевешивает чашу с кочаном капусты.
- Чтобы узнать точнее массу предметов надо использовать не только кг, но и более мелкую единицу массы.
-Килограмм и грамм.
- В слове килограмм спряталось слово грамм.
- В 1кг- 1000г
- Записывают г
Познавательные
(умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)
Коммуникативные
(умение слушать и понимать других)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Учитель показывает весы и гири .(1 г, 3г и т.д.)
Массу, каких предметов можно измерить с помощью гирь меньше кг?
Практическая работа по взвешиванию мелких предметов.
У.с. 54№1
- Обсудите в парах и запишите ответ в рабочую тетрадь.
Взвешивают мелкие е предметы.
Одна пара работает на доске.
Проверка –фонариками.(жёлтый – все правильно, зеленые есть ошибки) Коммуникативные.
(учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
Самостоятельная работа.
Карточки. (приложение)
-Выполните самопроверку по эталону.
Как вы справились с заданием?
-В каком месте ошибки?
-В чем причина?
-Исправьте ошибки.
-Поставьте себе оценки.
Выполняют самостоятельную работу
Проверяют
Желтый фонарик- без ошибок. («5»)Зеленый –одна- две ошибки, («4»)красный- много ошибок, нужна помощь.(«3» или «2») Регулятивные.
(умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем)
Личностные.
(самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности)
7. Включение в систему знаний повторение
Ус. 534 №2Прочитайте условие задачи. Какие вопросы можно поставить к этому условию?
Самостоятельная работа по вариантам.
Двое работают у доски. Проверка фонариками.( самооценка)
Учащиеся ставят вопрос на разностное сравнение и на нахождение суммы двух произведений. Личностные.
.(самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности)
Познавательные. (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; доказательство, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
У.с.54. Рубрика: Проверь себя и оцени свои успехи.
Кто желает проверить свои знания по данной теме?
Проверка -фонарики
Организует беседу:
– Что узнали нового?
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой? Двое работают у доски. Регулятивные.
(умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)
Регулятивные.
(умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)
Приложение:
Карточка
1.Вставьте пропущенные единицы измерения:
Масса автомобиля 1000…
Масса слона 5000…
Масса человека 60…
Масса батона 500…
Масса мухи 3…
2) Сравни величины:
18кг…199г
781г…871г
3кг45г…3кг450г
1 кг… 300г
Карточка.
2.Вставьте пропущенные единицы измерения:
Масса верблюда 600…
Масса хомяка 500…
Масса белого медведя 750…
Масса воробья 80…
Масса пчелы.5…
2) Сравни величины:
13кг…399кг
891г…981г
4кг35г…4кг350г
250 г…1 кг.
СПИСОК использованных материалов:
1.Поурочные разработки по математике. 3 класс. К УМК М,И.Моро и др. Авторы: Т.Н.Ситникова, И.Ф. Яценко.
2.Учебник: математика. 3класс. 2 часть. Авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова.
3. HYPERLINK "http://doc4web.ru/matematika/konspekt-uroka-dlya-klassa-massa-kilogramm-gramm.html" http://doc4web.ru/matematika/konspekt-uroka-dlya-klassa-massa-kilogramm-gramm.html
Конспект урока для 3 класса «Масса. Килограмм. Грамм»