Выступление на педсовете на тему: Система работы в школе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Направления деятельности социального педагога


Выступление на педагогическом совете на тему: «Система работы в школе
по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Направления деятельности социального педагога».
Подготовила: социальный педагог
средней школы № 83 г. Ярославля
Базанова Екатерина Андреевна
Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях.
Под детской безнадзорностью понимается «отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно — в безразличии родителей, воспитателей к детям».
Таким образом, к категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей. Ряд исследователей относят таких детей к «группе риска»:1)    дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-паталогической характеристики;2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных, не имеющих юридической силы обстоятельств;3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
Основными причинами, способствующими росту беспризорности и безнадзорности, являются:
–      социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);
–      социально-педагогические причины (неблагополучные семьи, жестокое обращение с ребенком, невнимание родителей к проблемам ребенка, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.);
–      психолого-педагогические причины (негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе, дурная компания и др.).
Какими бы причинами ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненую ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи. Цель моей деятельности как социального педагога – оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации.
Задачи я ставлю перед собой следующие:
– предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
– обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
– социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
– оказание педагогической поддержки каждому нуждающемуся в этом ребенку.
В своей работе я придерживаюсь следующего алгоритма:
Выявление детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.
В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им.
Создание банка данных осуществляется совместно с инспекторами ОДН и комиссиями по делам несовершеннолетних.
Социальный паспорт школы составляется в начале и корректируется в течение всего учебного года.
Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков.
Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации.
С помощью диагностических методик происходит
выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе,
определение причин отклонений в поведении нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников,
положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях.
изучение интересов, способностей и склонностей ученика,
изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика,
выявление уровня социального благополучия ребенка,
выявление ситуаций жестокого обращения и пресечение насилия на начальном этапе
3. Разработка плана педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания. 
Планы разрабатываются для оказания своевременной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении, они должны предусматривать вовлечение ребенка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке индивидуального плана принимают участие социальный педагог, психологи, классные руководители, педагоги школы.
На каждого несовершеннолетнего находящегося в социально опасном положении или семью составляется карта индивидуального сопровождения. В ней ведется учет сведений о проведенной работе.
4. Реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних.
Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребенка на достойную жизнь, здоровье, образование и реализация его способностей.
Профилактическая работа с обучающимися, пропускающими учебные занятия.
В школе осуществляется контроль за получением образования несовершеннолетними. Ежедневно классные руководители ведут мониторинг посещаемости учениками, систематически пропускающими учебные занятия, ведется работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающих учащихся. Основные формы работы школы в этом направлении: разработан алгоритм работы классного руководителя с данной категорией учащихся, ведется правовое просвещение детей и их родителей, привлекаются различные специалисты, проводится совместная работа со специалистами ОДН и КДН (по мере необходимости).
Так же в школе в согласии с Законом РФ № 120 “Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности” сформирован Совет по профилактике правонарушений. Совет по профилактике создается по приказу директора. План работы утверждается на учебный год. Совет по профилактике правонарушений организует и проводит работу с учащимися и их родителями. Заседания проводятся совместно с психологами, инспекторами ОДН.
В 2015–2016 уч. году было проведено 8 заседаний Совета, на которых рассматривались вопросы: снятие и постановка учащихся на ВШУ, персональные дела учащихся, анализ профилактической работы по персональным делам учащихся, анализ работы классных руководителей по вовлечению детей “группы риска” в досуговую и социально-значимую деятельность; анализ причин конфликтных ситуаций в классных коллективах, организация отдыха учащихся в каникулярное время. Профилактическая работа с семьями, находящимися в СОП.
Семья в СОП – это семья, полностью или частично утерявшая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.
Как показывают данные исследований и наблюдений, проблемы, в которые погружены неблагополучные семьи, условно могут быть квалифицированы как социальные, правовые, медицинские, педагогические, психологические, материальные и т.д. По данным диагностик, проводимых в школе можно выделить несколько форм неблагополучных семей:
Семьи, где родители уклоняются от выполнения родительских обязанностей (не обеспечивают необходимой одеждой, медицинской помощью; антисанитарные условия жизни, периодическое отсутствие родителей дома без уважительной причины, оставление ребенка одного дома без контроля со стороны взрослых);
Алкоголезависимые семьи (систематическое употребление родителями спиртных напитков, собирают по месту жительства посторонних лиц для распития спиртных напитков);
Семьи, в которых один или оба родителя безработные или временно неработающие,
Благополучные с виду семьи, но в семье нет тесных эмоциональных связей, ребенок чувствует себя одиноким, нет прочных межличностных связей между взрослыми и детьми, потеря родителями авторитета перед ребенком,
Семьи, стиль воспитания в которых гипоопека (частичное выполнение родителями своих родительских обязанностей, а фактически ребенок основное время предоставлен сам себе, родители не контролируют его свободное время, его общение, и занятия).
Профилактика дезадаптации детей и проблем детей “группы риска” в первую очередь заключается в раннем выявлении неблагополучных, проблемных семей. Чем раньше выявлена таковая семья, тем больше шансов ее реабилитировать, сделать все возможное для того, чтобы ребенок остался в семье с родителями.
Индивидуальная профилактическая работа с семьей проводится в комплексе, применяются разнообразные формы и методы:
Индивидуальные беседы,
Посещение семьи,
Привлечение необходимых специалистов: психологов, юристов, инспекторов ОДН, КДН, медиков (по необходимости),
Вовлечение семьи в социально-значимую деятельность, в школьные мероприятия,
Организация каникулярного и летнего отдыха детей.
Не каждой семье можно помочь. Иногда кризис семьи и неблагополучие достигают такого уровня, что остается один выход – изъять ребенка из семьи, поместить его в учреждение социальной реабилитации.
Взаимодействие специалистов в работе и оказании помощи и поддержки детям “группы риска”.
В процессе своей деятельности я работаю в тесном контакте с различными ведомствами: полицией, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних, центрами психолого-педагогической помощи детям. Партнерские отношения со всеми заинтересованными службами, сотрудничество с ними так же способствует успеху профилактической работы, защите прав ребенка.
На рост правонарушений, асоциального поведения подростков оказывает множество факторов. Данная проблема является серьезной и должна решаться совместными усилиями семьи, школы, общественности.