Выступление на педсовете Система работы с одаренными детьми в начальной школе.

СИСТЕМА РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Кистайкина О.П.
МБОУ СОШ №103

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод. В.А.Сухомлинский
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Признаками одарённости является высокая познавательная мотивация, исследовательская творческая активность, высокий уровень интеллектуальных способностей, возможность достижения нестандартных решений. Могут быть выделены следующие виды одаренности: в практической деятельности одаренность в ремеслах, спортивная и организационная; в познавательной интеллектуальная различных видов; в художественно-эстетической хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная; в коммуникативной лидерская.
Каждый ребёнок в чём-то талантлив по-своему, и подобно тоненькому ростку нуждается во внимании со стороны учителей и родителей. Задача учителя – создать ребенку комфортные условия для развития интеллектуального потенциала личности, понять и поддержать ранние проявления творческих способностей. В связи с этим, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о разностороннем развитии всех учащихся.
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта позволяет развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а также построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Принципы работы с одарёнными детьми Индивидуализация, дифференциация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся); Принцип опережающего обучения; Принцип комфортности в любой деятельности; Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся; Принцип развивающего обучения; Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
В урочной форме образования широкие возможности для развития индивидуальных способностей учащихся даёт система проблемно-дифференцированного обучения через групповые формы работы, проектно-исследовательские задания, ролевые тренинги, «мозговые штурмы», «творческие мастерские», дискуссионные заседания «круглого стола». Использование элементов мультимедийных технологий способствует саморазвитию, формированию информационно-коммуникативной личности, активного субъекта учебной деятельности.
Индивидуальное развитие одарённости представлено совокупностью дополнительных занятий во внеурочное время, направленные на подготовку к предметным олимпиадам, интеллектуально-творческим конкурсам, викторинам, играм, конференциям по различным направлениям.
Так учащиеся начальной школы с удовольствием участвуют и побеждают как в школьных, муниципальных конкурсах, так и во всероссийских: «Золотое руно», «Познание и творчество», «Человек и природа», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Старт», «Я-исследователь», творческих конкурсах дидактического интернет-сайта «Страна Мастеров».
 Конференции - это конкурсы творческих работ школьников, которые могут иметь форму самостоятельных теоретических или экспериментальных
исследований. Предпочтение при этом всегда отдается исследовательским работам. Как показывает опыт проведения мероприятий для одаренных детей, в них всегда выявляются особенно выдающиеся «звездочки», способные нестандартно мыслить, наблюдать, делать выводы.
Сеть дополнительного образования «растит всходы одарённости» через посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий.
Для каждого ребёнка созданы детские портфолио- анализ особых достижений ученика, результативного участия в конкурсах, как отражение роста успешности личности.
Создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальное и дифференцированное обучение, воспитание на уроке и вне его, умение разглядеть в каждом ученике «росток способности», помочь «вырасти и дать плоды»- вот над чем работает сейчас современная начальная школа.





15