РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ : «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ – ВОВЛЕЧЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОФИЛАКТИКА РАННЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И ПСИХОТРОПНЫХ ОТРАВЛЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ПОДРОСТКАМИ»


Муниципальное образовательное учреждение
Инзенская средняя общеобразовательная школа №2
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ТЕМА: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ – ВОВЛЕЧЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОФИЛАКТИКА РАННЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И ПСИХОТРОПНЫХ ОТРАВЛЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ПОДРОСТКАМИ»
По данным МВД в нашей стране от 2 до 4 млн. детей и подростков бродяжничают, число детей-сирот достигло 600 тысяч человек. За последние 10 лет смертность от самоубийств среди подростков выросла на 75%.
Из года в год происходит обострение проблем социального положения несовершеннолетних. Противоправное поведение несовершеннолетних растёт в 2 раза быстрее, чем среди взрослых. И эти противоправные действия являются ни чем иным как протестом детей на непонимание и безразличие взрослых.
В психологии отсутствует общепринятый термин, который единообразно обозначал бы человеческую деятельность, не соответствующую социальным нормам.
Дети и подростки, чьё воспитание вызывает особые трудности,называются по-разному: «педагогически запущенными», «социально незащищёнными», «трудновоспитуемыми», «социально заброшенными», с «девиантным поведением», с «асоциальным поведением» и т.п. общим является лишь то, что всех выше перечисленных детей-подростков психологи относят к категории «трудных» или «группе риска».
Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – должно быть единым непрерывным процессом. Взаимодействие семьи и школы предполагает установление сотрудничества. Надо заметить, что только объединёнными усилиями можно оптимально решать проблемы детей и подростков, проблему раннего употребления алкоголя и психотропных веществ.
Главной целью воспитывающей деятельностисчитается воспитание личности, способной к формированию жизненных позиций, ориентиров, направленных на созидание жизни, достойной личности.
Педагогический коллектив, педагоги дополнительного образования, социальный педагог, психолог в своей работе опираются на точку зрения, согласно которой целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовного богатства, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями в объеме средней школы, способной адаптироваться к условиям современной жизни.
Основные задачи воспитания:
1.Создание в школе образовательной среды для развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся, культурного пространства;
2.Создание благоприятных условий для развития, самопознания, самосовершенствования, самореализации личности ребенка;
3.Формирование климата психологической безопасности;
4.Соблюдение принципов гуманной педагогики сотрудничества, обновление и дальнейшее развитие системы ученического самоуправления, формирование у учащихся чувства ответственности, самостоятельности, инициативы;
5.Поддержание, укрепление, а также введение новых школьных традиций, создание особого «духа» школы;
6.Формирование у молодого человека целостной и научно-обоснованной картины мира;
7.Формирование гражданского самосознания, любви к своей Родине;
8.Формирование культуры здорового образа жизни;
9.Активное вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы, продолжение формирования системы работы с родителями и общественностью;
10. Приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, формирование адекватного этим ценностям поведения школьника;
11. Оказание педагогической, психологической, социальной помощи и поддержки в проживании, осознании, проектировании собственной жизни ребенка;
12. Качественное улучшение индивидуальной работы с учащимися группы риска, опекаемыми и другими социально незащищёнными категориями детей.
Высокий воспитательный эффект имеют нетрадиционные формы воспитания. Основные цели общешкольных мероприятий это формирование норм межнационального общения, толерантности и взаимного уважения культуры различных народностей.
Большое внимание должно уделяться программе «Одарённые дети» и в плане учёбы, и в творческих направлениях. Дети и подростки должны быть вовлечены в театральные, музыкальные, танцевальные, художественные конкурсы на уровне школы, города, района и даже области.
Т.к. чаще всего «трудные» дети закрыты от общества: они хранят в себе свои проблемы, свои переживания. Кто-то из них становится агрессивным, кто-то замкнутым, кто-то озлобленным, кто-то тянется к ласке и впитывает её как губка, но при малейшей неудаче становится колючим, как ёж. Подростки слишком разные, но к каждому мы, педагоги и родители, должны найти особую тропинку и установить с ним ту единственную связующую нить.
Задача нас, взрослых, помочь подростку, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Мы должны бороться за полное раскрытие способностей и талантов ребёнка – подростка, знать: какими способностями обладает ребёнок, суметь найти изюминку в ребёнке, помочь проявиться способностям.
Приоритетное значение должно отводиться патриотическому воспитанию. Это проведение классных часов, посвящённых военно – патриотической тематике, просмотр документальных фильмов, бесед, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и воинами – интернационалистами, работа школьных музеев, акции «Обелиск» и «Ветеран живёт рядом».
В проводимых мероприятиях учащиеся демонстрируют своё отношение к героическому прошлому нашего народа. Программа по патриотическому воспитанию включает в себя различные конкурсы, викторины, праздники, выставки, которые требуют от учащихся и педагогов проведения большой поисковой и исследовательской работы.
Огромное значение в школе должно отводиться спортивно – оздоровительному направлению, чтобы учащиеся принимали активное участие в общешкольных спортивных мероприятиях, в соревнованиях городского, районного и областного уровней. Занимая призовые места, подростки самоутверждаются, становятся более уверенными в себе и своих силах.
В течение года с подростками проводятся Дни Здоровья и Спортивные субботы, встречи с врачами из поликлиники, просмотр документальных фильмов о вреде курения и алкоголя, анкетирование и тестирование подростков «О вредных привычках», оформляются стенды о здоровье. Ребята участвуют в конкурсах боевых листов о вреде курения, алкоголя, наркотиков, проводятся конкурсы плакатов «Мы выбираем спорт». Создаются агитбригады и отряды волонтёров.
Трудовое воспитание.
Задача школы – подготовить подростков к самостоятельному выбору в жизни. Школьное трудовое воспитание, которое реализуется на уроках технологии и проводимых акциях, в этом смысле может быть реализовано в серьёзной и ответственной профориентационной работе, начинающейся с классов начальной школы. Это и социально – значимые проекты, и встречи с интересными людьми различных профессий, и изучение востребованности профессий на рынке труда, и мн.др. В летнее время для учащихся организуется летняя трудовая практика, и временное трудоустройство учащихся на лето.Подростков необходимо вовлекать в трудовую деятельность, в экологическую.
РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ:
Педагогические коллективы школ должны работать над вопросом организации самоуправления, как на школьном уровне, так и в классных коллективах.
Для успешной работы и руководства воспитательным процессом в школе должны работать органы самоуправления, состоящие из активных старшеклассников: Совет молодежи или Совет старшеклассников.
Сюда должны входить ребята, которых порекомендовали Советы классов и классные руководители. Состав Совета должен постоянно обновляться, чтобы многие ребята могли включиться в управленческую деятельность.

Совет молодёжи должен заниматься вопросами:
1.Организация и проведение школьных, праздничных вечеров;
2.Учеба и дисциплина отдельных учащихся;
3.Проведение ученических собраний в классах;
4.Досуг в микрорайоне;
5.Участие в городских, районных и областных мероприятиях;
6.Организация отдыха учащихся во время каникул.
Участие в самоуправлении способствует формированию у обучающихся востребованных современным обществом качеств: инициативности, активности, ответственности, самостоятельности, креативности.
В школе должна работать актив-группа сайта «Вконтакте: школьная группа» «Школьные новости»: где должны освещаться праздники, классные часы, круг увлечений одноклассников, мероприятия, достигнутые успехи и многое другое. Результаты этой работы отслеживаются во время конкурсов «Ученик года», «Классный класс», «Классный классный», «На волне вдохновения» и др.
Сущность самоуправления заключается в его организующей роли в создании условий для творческого роста, развития потенциала и самостоятельности обучающихся.
Из всех многообразных функций систем воспитательной работы успешно срабатывает интегрирующая, обеспечивающая эффект объединения учащихся по интересам, деятельности, ориентирам.
Например, наша школа №2 имеет хорошую базу для организации досуга детей и во внеурочное время. В школе есть хороший спортзал, спортивная площадка, каток, стадион, рядом РДК, библиотека, детская площадка и школа искусств. Поэтому в школе организована кружковая и внеурочная деятельность. Дети объединяются по интересам. В школе работают секции легкой атлетики, гиревой спорт, туризм (Симонов М.А.) от ДЮСШа, секции баскетбола и футбола (Марфин Ю.В.). Работает клуб проектно – исследовательской деятельности «Цивилизация» (Курушина Г.В.), кружки языковедения (русский язык, немецкий язык, английский язык). Активно продолжает свою исследовательскую деятельность поисковые отряды музея «Истоки» (Эшенбренер В.В.). Созданы группы волонтёров, агитбригад, в каждом классе имеются творчески одаренные дети, с которыми ведётсяработа по особому плану. Дети активно проявляют себя в течение года в спорте, музыке, живописи, языковедении, в краеведческой деятельности. Многие педагоги старались вовлечь ребят в творческий процесс. Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность способствует тому, что ребята меньше бездельничают. Они заинтересованы определенным делом, а значит, меньше совершают правонарушений. Они всегда на виду.
У нас в школе уже второй год дети не стоят на учёт в ОПДН.
Учащиеся «группы риска» весь учебный год находятся под особым наблюдением педагогов и администрации школы. С ними систематически ведётся профилактическая работа по пресечению совершения неблаговидных поступков: беседы, классные часы, встречи, вовлечение в общественную деятельность класса, школы и др.
В школе работает Совет профилактики, возглавляемый директором школы. На заседания Совета профилактики приглашаются учащиеся, нарушающие правила для учащихся, и их родители, отдельные коллективы.
Наша школа работает в тесном контакте с инспекцией по делам несовершеннолетних. Её работники Абусев Равиль Няимович., и Турлыгина Елена Александровна бывают в школе: они встречаются со старшеклассниками, проводят беседы с ребятами среднего звена. Работа с детьми, требующими повышенного внимания, ведётся отдельно по программе «Трудный подросток» как в учебное, так и в каникулярное время. Школа сотрудничает и с комитетом социальной защиты населения: дети-инвалиды взяты на особый учёт, им оказывается посильная помощь.
Под руководством Рауткиной Ирины Александровны работает Совет родителей, планирующий тематику школьных родительских собраний. Разработана тематика родительского лектория с учетом возрастных особенностей и современной обстановки. Гостями школы неоднократно были врачи: нарколог Кузнецов Геннадий Александрович, кожвенерологПодлипаева Лилия Александровна, а также представители администрации, прокуратуры и полиции.
Итак, в завершении я могу сказать, что воспитание подростков складывается из трёх аспектов: слово педагога, воспитание делом (различные мероприятия), ориентация на личность ребёнка и его желания.
Здесь важна направленность на ежедневное творчество, участие в общественной жизни класса, школы, города, когда ребёнок свои проблемы отодвигает на задний план. Он чувствует, что необходим в данном коллективе, он идёт на контакт, раскрывает свои способности и свою индивидуальность.