Статья Система воспитательной работы


Система воспитательной работы.
Воспитание социокультурного поведения
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Активный, динамично развивающийся, дружелюбный классный коллектив способствует улучшению образовательного процесса, повышает мотивацию учащихся.
Классный руководитель, он же учитель в начальной школе - это человек, который занимает одно из главных мест в жизни ребенка. Он не только учит, а еще воспитывает, потому что в начальной школе эти две роли неразделимы. Обучение и воспитание проходят постоянно: на уроке, на перемене, в столовой, на экскурсии. Даже когда ребенок уходит домой, ему говоришь: " Аккуратно переходи дорогу..." Классный руководитель в начальной школе - это воспитатель для ребенка, который сопровождает его во всех моментах школьной жизни. Он ближе всего к семье, через классного руководителя осуществляется взаимодействие всех школьных структур.
Основой работы классного руководителя в начальных классах является формирование «морального фундамента» ученика, обладающего такими качествами, как: образованность, нравственность, готовность самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству. Только через формирование активной жизненной позиции каждого члена ученического коллектива возможно воспитание активности всего класса.
Суть моей воспитательной деятельности заключается в том, чтобы дети могли почувствовать себя умелыми, талантливыми, смелыми, сильными, добрыми, счастливыми, и на этой основе учиться и учить друг друга, познавать себя и других, общаться друг с другом и с искусством, с наукой, с миром взрослых.
Социокультурное воспитание средствами русского фольклора наиболее целесообразно осуществлять на уроках чтения, развития речи, внеклассного чтения. Особое внимание в процессе социокультурного воспитания младших школьников уделяю жанрам, которые наиболее эффективно способствуют социальной адаптации и формированию социокультурной воспитанности школьников. Это сказка, народные афоризмы, пословицы и поговорки. С целью привития интереса к сказке 5 – 7 минут в конце уроков литературного чтения посвящаю слушанию и пересказу сказкам (1 класс), басням (2 класс), легендам (3 класс), былинам (4класс) «при свече».Этот вид работы успокаивает, гармонизирует чувства ребёнка, даёт возможность самостоятельно анализировать поступки героев. Происходит своеобразное внушение на психику ребенка, в результате которого у него появлялось стремление к подражанию. Подражание поведенческих моделей любимого героя позволяет школьнику не задумываться над выбором способа и форм действия, способствует разгрузке его психики, обогащает опыт.
При планировании внеурочной и внеклассной работы я сосредотачиваю основное внимание на народной сказке, так как основным средством изображения сказочного героя есть описание его действий и поступков. В процессе постижения содержания сказки, чаще всего путем сопоставлений, сравнений, аналогий на доступном возрастном уровне расширяется и обогащается жизненный, социокультурный опыт ребенка.Эмоциональный компонент сказки играет фоновую роль, он обеспечивается необычными обстоятельствами, в которых часто действуют такие же необычные герои, но при этом с глубоко общепринятыми предписаниями народной морали.
Традиционными в классе стали инсценировки сказок к праздникам. (Приложение)
Осмысление детьми сказочных произведений с позиции оценки его поступков, ведет к сопоставлению их с жизненными аналогиями, личным опытом учащихся, их поведением и поступками при схожих ситуациях и в воспитательном плане гораздо результативнее. С этой точки зрения можно сформулировать критерии отбора народных сказок.
- насыщенность поучительными событиями и диалогами социокультурного характера
- доступность и интерес для детей младшего школьного возраста
- возможность инсценировки.
Уже с первого класса, знакомлю детей с короткими, простыми по форме сказками "Лисичка, котик и петушок" (о важности сосуществования разных индивидуальностей), "Лисичка в судьях" (о человеческой неуступчивость, которой пользуются посторонние), " Волк и семеро козлят"(осуждение агрессивности)," Как мышь отблагодарила волка"(об отношениях сильных со слабыми) и т.д. Перед учащимися возникает в приемлемой для данного возраста образно-фантастическом выражении мир социальных отношений, активного поведения героев как реакции на ситуации, в которые они попадают.
Исходя из того, что больнее оружия для человеческой психики - это смех, высмеивание, фольклорные произведения моделируют позорные проявления поведения, всячески обличая и высмеивая их.
Сказка в присущей ей жанровой форме, с органичными для детской психики образами, художественными средствами, изображает глубокую социокультурную ситуацию, целый спектр по-человечески глубоких чувств и эмоций, гамму межличностных отношений, наконец, национального поведенческого этикета.
В процессе внеурочной работы с младшими школьниками определяю этапы рассмотрения сказки.
- Первый этап заключался в выразительном прочтении (желательно в ролях) сказки.
- Вторым этапом с детьми провожу беседы, примерное содержание которых можно определить кругом вопросов.
- Почему …?
- Чем напоминают вам своим поведением эти сказочные звери людей?
- Как вам предлагают вести в подобных ситуациях ваши родные, родственники, знакомые и незнакомые люди?
- Поделитесь собственными наблюдениями, например, при поездках в транспорте.
- Объясните пословицы …
- Вспомните пословицы и поговорки…
Следующим этапом проведения занятия является выполнение группой детей,соответствующих масок, к сказке. Для этого, как правило, избирается надлежащее оформленный уголок помещения класса, а роли распределяют между собой сами дети в зависимости от их представлений о соответствии каждого из них той или иной роли, как по полу, внешним данным, так и по темпераменту, и что немаловажно, по социальной роли в классе. При распределении ролей, подготовке к играм, их проведении в поведенческих актах детей с их непосредственным характером волеизъявления заметно прослеживались те особенности социокультуры, присущих определенным слоям общества и усвоенные детьми в семейном кругу, что учитывается при дальнейшей воспитательной работе с учащимися.
В поле зрения находятся и половые различия воспитанников, нацеленность мальчиков в действенный аспект поведения, межличностных отношений, а девочек - на морально-этический. Девочек больше привлекают морализаторские произведения, мальчиков - приключенческие, с деятельными героями.
Игра как один из видов деятельности детей, направленных на познание окружающей действительности – это метод создания благоприятных условий для развития нравственной культуры взаимодействия и взаимоотношений детей, формирования нравственных основ поведения
Стимулирующая функция игры состоит в том, что она направлена на достижение позитивного эмоционального состояния, на поиск и решение нравственной проблемы в жизни ребёнка, способна помочь ему в преодолении трудностей. Именно игра способна воспроизводить, моделировать ситуации и различные стороны нравственной жизни людей, что позволяет в более доступной для детей форме погружать их в мир нравственности.
Во время игры происходит внутренний диалог и нравственный выбор ребёнка. В то же время этическая игра позволяет педагогу диагностировать нравственные качества и выбирать правильные пути решения выявленных проблем.
В процессе игры важно чуткое сопровождение педагога, а не руководство её процессом. В ходе игры стараюсь погружаться в мир детских взаимоотношений: вникаю в проблемы, волнующие детей, обсуждая их, участвую в их решении как полноправный член игрового коллектива. Всё это даёт возможность мне вносить незаметные коррективы в процесс общения и, таким образом, помогаю детям выходить на нравственно-ориентированное взаимодействие и взаимоотношения, учиться жить единым коллективом, где каждый важен, значим, слышим и уважаем. Эффективность игры зависит от продуманных и выверенных стимулов нравственного развития.
Во внеурочное время провожу с детьми игры; на развитие творческих способностей, на развитие взаимоотношений в коллективе, на самореализацию учащихся. (Приложение №1)