Рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2



Рассмотрена и одобрена на
заседании методического объединения
Протокол № 1 от
« 29 » августа 2014г.

Согласована на НКМЦ
Протокол №_____от
«___»_____2014 г.

Утверждена приказом
директора школы
от «__» августа 2014 года






Рабочая программа
по обществознанию
для обучающихся 9 А,Б классов
2015-2016 учебный год





Составитель: учитель истории
Кабиров Р.М
















Игрим 2015 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова.
Данная программа адресована учащимся 9 А,Б, классов МБОУ ИСОШ № 2.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществознания в 9 классе - это четвертый этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д.
Формы контроля:
тестирование;
задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
моделирование жизненных ситуаций.
Предполагаемые результаты.
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
знания и представления о нормах российского законодательства;
знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю).
Обществознание. 9 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2011.
Обществознание. 9 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /О. А. Котова, Т. Е. Лискова. - М. : Просвещение, 2011.
Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М. : Просвещение, 20 !0.
И.А.Буйволова Рабочие программы по учебникам под редакцией Л.Н.Боголюбова. Волгоград, 2010г.


Общая характеристика
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Место предмета «Обществознание» в учебном плане.
Обществознание в основной школе в 9 классе. Общее количество времени на 1 год обучения составляет 35 часов. Общая недельная нагрузка обучения составляет 1 час.

Учебно- тематическое планирование

№ п/п
Название тем и разделов
Количество часов
Практическая работа
Контрольная работа


Гражданин. Государство. Право.
9

2

2
Права человека и гражданина
21
1
1

3
Личность и мораль
5
1
1


Итого
35
3
4


Основное содержание программы

Политическая жизнь современной России
Теории происхождения государства. Правовой статус гражданина
Юридическая обязанность и моральная обязанность. Дееспособность и правоспособность у физических и юридических лиц
Современные проблемы народовластия.
Смысл суждения «право выше власти»
Право определяет меру свободы и равенства людей в обществе. Возможна ли «Безграничная свобода»
Юридическая обязанность и моральная обязанность. Дееспособность и правоспособность у физических и юридических лиц
Социальная политика государства: достижения и недостатки





Календарно-тематическое планирование

№ урока
Дата
Тема урока
Материал учебника
Количество часов
Элементы содержания
Планируемые
результаты
обучения учащихся
(знать и уметь)
корректировка


план
факт









Тема 1: Гражданин. Государство. Право.




1.
02.09
02.09
Гражданин, право, мораль
Урок систематизации знаний
1 час
Политическая жизнь современной России
Знать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;


2.
09.09
09.09
Стартовый контроль по теме: « Человек и общество».
Роль права в жизни человека, общества, государства
§ 29
1 час
Теории происхождения государства. Правовой статус гражданина
Знать тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важ-нейших социальных институтов;


3.
16.09
16.09
Правовая ответственность
§ 30
1 час
Юридическая обязанность и моральная обязанность. Дееспособность и правоспособность у физических и юридических лиц
Знать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;


4.
23.09
23.09
Правовое государство
§ 31





5.
30.09
30.09
Творческий урок по теме: мое правовое государство
Урок обобщения
1 час




6
07.10
07.10
Гражданское общество и государство
§ 32
1 час

Знать особенности социально-гуманитарного познания;


7
14.10
14.10
Конституция России
§ 33
1 час




8
21.10
21.10
Основы конституционного строя в России
§ 34
1 час
Современные проблемы народовластия.
Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, за-кономерности развития;


9
28.10
28.10
Контрольная работа № 1 по теме: « Гражданское общество и государство».

1 час






Тема 2: Права человека и гражданина




10
11.11

Гражданин- человек свободный и ответственный
§ 35
1 час
Смысл суждения «право выше власти»
Уметь анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социаль-ных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;


11
18.11

Всеобщая декларация прав человека
§ 36
1 час




12
25.11

Международное гуманитарное право
§ 37
1 час
Право определяет меру свободы и равенства людей в обществе. Возможна ли «Безграничная свобода»
Уметь объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);


13
02.12

Частная и публичная жизнь гражданина
§ 38
1 час







14
09.12

Труд и трудовое право
§ 39
1 час
Юридическая обязанность и моральная обязанность. Дееспособность и правоспособность у физических и юридических лиц
Уметь формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;


15
16.12

Собственность, предпринимательство, гражданское право.
§ 40
1 час
Социальная политика государства: достижения и недостатки



16
23.12

Практическая работа по теме: « Права человека и гражданина».

1 час




17
13.01

Духовная жизнь
§ 41
1 час




18
20.01

Свобода совести
§ 42
1 час




19
27.01

Семейное право
§ 43
1 час




20
03.02

Домашнее строительство
§ 44
1 час




21
10.02

Социальные права человека
§ 45
1 час

Уметь подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;


22
17.02

Творческий урок – «Социальные права человека в моем государстве»
Урок обобщения
1 час

Уметь применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения по-знавательных задач по актуальным социальным проблемам;


23
24.02

Политические права и свободы
§ 46
1 час




24
02.03

Право на образование
§ 47
1 час




25
09.03

Контрольная работа № 2 по теме: «Права человека и гражданина».








Тема 3: Личность и мораль




26
16.03

Личность и личный выбор
§ 48
1 час

Уметь применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения по-знавательных задач по актуальным социальным проблемам;


27
30.03

Что такое мораль?
§ 49
1 час






28
06.04

Добро и зло
§ 50
1 час

Знать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;


29
13.04

Долг и совесть
§ 51
1 час




30
20.04

Роль морали в жизни человека
§ 52
1 час




31
27.04

Нравственные основы любви, брака и семьи
§ 53
1 час




32
04.05

Контрольная работа № 3 по теме: «Политические права и свободы».

1 час




33
11.05

Нравственная культура
§ 54
1 час




34
18.05

Практическая работа по теме: «Личность в моем государстве»

1 час




35
25.05

Итоговое повторение

1 час









Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.
Учебное и дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение

Информационно-коммуникационные средства

Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.
Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. - М.: Новый учебник, 2004.
Гордеева, В. В. Правовое воспитание : 9-11 классы : разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. - Волгоград : Учитель, 2007.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. - Волгоград : Учитель, 2009.

Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М. : Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.

Компьютер , мультимедийный проектор, телевизор, доска.
Компьютерные тесты и тестовые задания. ЦОРы. Электронные карты, презентации.


Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важ¬нейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, за¬кономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социаль¬ных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объ¬ектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов обще¬ства и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых сис¬темах;
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систе¬матизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организа¬ции, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суж¬дения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения по¬знавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов
Заголовок 115