Опыт воспитательной работы на тему Актуализация проблемы воспитания социальной ответственности у подростков в воспитательной системе класса.

Актуализация проблемы воспитания социальной ответственности у подростков в воспитательной системе класса.

Убеждена, дисциплине, порядку, ответственности нельзя обучить, качества эти можно только воспитать. Ведь именно они стоят у истоков нравственности, патриотизма, правового сознания граждан нашей страны.
У меня сформировалось свое видение, своя авторская педагогическая позиция: «Главное предупреждать безответственные действия воспитанием ответственности с детства», собственные педагогические рецепты по решению данной актуальной проблемы, которыми я и хочу поделиться с вами.
На основе концептуальных подходов, выделенных в разработанной мною концепции воспитательной работы, разработала программу воспитательной работы. Она носит долгосрочный характер, так как её временный ориентир – сопровождение воспитанников по жизни с 5 по 11 классы.
Данные документы являются для меня нормативно – правовой базой и научно – методическими ориентирами.
Акцентирую педагогическую деятельность на формировании классного законодательства.
«Я создаю правила своей жизни, я их и исполняю!», - таким является формируемый мною внутренний автоматический регулятор, нравственный империтив правового сознания школьника, психолого–педагогическая установка для детей. На этот процесс особенно влияет действенное самоуправление.
Собранию класса и родительскому собранию отводится в структуре самоуправления приоритетная роль в формировании классного законодательства. Актив класса является управленческим ядром коллектива, осуществляющим координацию работы и контроль за деятельностью руководителей и членов творческих групп в классе, формирующихся по принципу свободного выбора воспитанниками своих социальных ролей. Такой подход к организации самоуправления является, на мой взгляд, самым действенным способом воспитания социальной ответственности, так как задает такой режим жизни классного коллектива, который стимулирует, побуждает и даже принуждает каждого его члена быть ответственным.
Воспитательную систему класса выстраиваю с позиции теории воспитательных систем В.А. Кораковского, по принципу организации воспитательной системы школы по 12-ти комплексным учебно – воспитательным блокам, с учетом возрастных особенностей детей. Особая роль в воспитательной системе класса принадлежит социально – значимым, практическим делам, организуемым и проводимым классными органами самоуправления.
Заложенный в программу воспитания системно-деятельностный подход превращает школьников, классного руководителя и родителей в равноправных социальных партнеров и активных субъектов воспитательного процесса, постоянно, в течение всего календарного года, включенных во все сферы жизнедеятельности класса, школы и сельского социума, что обеспечивает отсутствие пустот, процесс непрерывности и целостности воспитания детей через организацию ключевых дел.
Каждый месяц воспитательная работа строится в классе под девизом, в содержании которого превалирует то или иное направление воспитания (перечень девизов).
Для обеспечения успешности в реализации проблемы воспитания ответственности разработала цикл социально – педагогических занятий «Передай другому!».
Особый упор на данных занятиях делаю на обучении ребят технологии организации КТД, значимой деятельности.
Занятия провожу на основе современных интерактивных технологий и методик.
Приведу перечень разработанных ребятами социально-значимых акций и проектов, представленных на слайде, проведенных ими при тесном взаимодействии с местными жителями и Думой Казинского сельсовета:
1. Экспедиция «Живой родник».
2. Факельное шествие в честь ветеранов войны.
3. Велопробег ко Дню победы.
4.Экосубботник по благоустройству школьного двора, сельской площади, сельского кладбища.
5.Экологическая экспедиция «Сохраним природу родного села».
6. Операция «Забота».
Содержание проводимых социальных акций и мероприятий носит ярко выраженный историко-краеведческий и экологический характер. Через участие в них особенно успешно решаются проблемы накопления опыта социальной ответственности и патриотизма у воспитанников; возрастает степень их взросления.
У меня сложилась собственная технология работы с детьми в режиме комплексных учебно-воспитательных блоков. Охарактеризую её механизмы на примере подготовки своих воспитанников к узловому делу сентября месяца «Дню защиты природы». Вся система коллективно-творческих дел класса в этот период направлена на формирование экологической культуры школьника.
Созданию особой творческой образовательно-воспитательной среды, эмоционально-заряженного воспитательного пространства совместной деятельности для максимального проявления разнообразия интересов, склонностей и способностей ребят уделяю особое внимание, для того чтобы никто из них не оставался безучастным, равнодушным, отстраненным от социально-значимых дел.
Одни дети отбирают и приносят природный материал для выставки цветов и композиций; другие оформляют композиции совместно со мной и родителями, третьи придумывают им названия и продумывают защиту композиций, кстати, в 2012 году они были посвящены памятным датам – 200 летию Отечественной войны 1812 года и 70-летию битвы за Кавказ; четвёртые готовятся к интеллектуальным конкурсам; пятые проявляют заботу о природе на практике: обрезают насаждения в лесополосах, очищают роднички, создают Красную Книгу местной природы, облагараживают классную клумбу на школьном дворе.
По такой же технологии выстраиваю работу по всем 12-ти комплексным учебно-воспитательным блокам – месяцам класса.
Всю работу по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию ребят организую совместно со школьным музеем, по заданию которого они уже приняли активное участие в следующих КТД школы (на слайде): выставки семейных реликвий, операция «забота», праздники семейных династий, посиделки-размышления о жизни, встречи у доски почёта, сбор краеведческого, исследовательского, документального и фольклорного материала.
В настоящее время все ребята включены в коллективный поиск «Судьбы людские». По результатам коллективного поиска будет оформлен коллективный исследовательский проект. В классе успешно реализован план мероприятий, памятным датам 2012 года.
1. Историко – краеведческая игра «Я – патриот России».
2. Сократовская беседа «Но они то жили и свято верили».
3. Музыкально – театрализованная постановка песен о войне.
4. Откровенный разговор «Без маски», «Свеча горит – душа болит».
5. Военно – патриотический цикл «У памятника герою».
Вижу, как дети гордятся тем, что заняты серьезным и ответственным делом по исследовательскому поиску документальных материалов для школьного музея, которые будут храниться в его фонде и изучаться всеми поколениями школьников, жителями села и гостями школы.
Веду обширную мониторинговую деятельность.
Основные направления мониторинговой деятельности осуществляются мною в рамках разработанных школой банка диагностик, технологий и исследований.
Включила ребят в диагностическое исследование «Современная трактовка явления «патриотизм».
Современная трактовка понятия «патриотизм» (результаты исследования).
Группы определения патриотизма из анкетных листов воспитанников
% доля определений

1. Патриотизм как любовь и принадлежность к «малой» Родине
52

2. Патриотизм как героическое служение и подвиг во имя Родины
35

3. Патриотизм как повседневный достойный нравственный образ жизни человека во благо других людей, страны
9

4. Патриотизм как уважение атрибутов страны, участие в мероприятиях к государственным праздникам (формальная характеристика жизни гражданина)
4


Результаты мониторинга постоянно соотношу со следующими критериями результативности работы классного руководителя, сложившимися в нашей школе.
Глубоко убеждена в том, что актуализируя проблему воспитания социальной ответственности у подростка в воспитательной системе класса, я формирую как минимум.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115