«Поиск путей и средств взаимодействия и сотрудничества учителя начальных классов с родителями обучающихся» ( Из опыта работы)

«Поиск путей и средств взаимодействия и сотрудничества учителя

начальных классов с родителями обучающихся»

( Из опыта работы)

Андреева Анжела Семёновна,
1 кв. категория, учитель начальных классов
МОУ «Центр образования» г. Певек

2015г.


«Поиск путей и средств взаимодействия и сотрудничества учителя»

«Только вместе с родителями,
общими усилиями, учителя могут дать
детям большое человеческое счастье»
В.А.Сухомлинский

Сегодня, в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности. В связи с этим время ставит меня перед необходимостью пересмотреть свои взгляды на воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении. А.С. Макаренко говорил: “Воспитывать – значит учить жить”. А успех воспитания невозможен без знания реальных закономерностей, присущих человеческой природе, без опоры на глубинные знания бытия, становления и развития личности.
Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемым и, самое важное, эффективным.
Школа использует свою стратегию и тактику в воспитании, основанную на компетентностном подходе.
Школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга, сотрудничать и взаимодействовать между собой. Целенаправленность и эффективность данной работы  в современных условиях требований ФГОС общего начального образования второго поколения к организации учебно-воспитательного процесса, выполняя закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», «Национальную доктрину образования» и «Федеральную программу развития образования России», я обеспечиваю посредством реализации школьных программ: «Взаимодействие семьи и школы», «Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования», «Патриотическое воспитание учащихся», «Школа – территория здоровья». В соответствии с этими программами осуществляю работу по следующим направлениям деятельности: диагностика семьи, взаимоотношения с родителями учащихся, работа с нестандартными семьями, организация полезного досуга.
Процесс обновления начального образования ориентирует меня на активный поиск новых путей и средств взаимодействия и сотрудничества
с родителями обучающихся.
Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, который ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Главная моя задача, как классного руководителя в 2014-2015 учебном году, объявленном – годом Победы и годом Культуры: создать оптимальные условия для формирования социально активной личности, высокообразованного гражданина своего Отечества, способного к самореализации, адаптации в новых жизненных условиях; формировать у детей гражданско-патриотическое сознание, духовно-нравственные ценности гражданина России; совершенствовать оздоровительную работу с учащимися и прививать навыки ЗОЖ; развивать коммуникативные навыки и формировать толерантное поведение; совершенствовать систему воспитания в классном коллективе по приоритетным направлениям воспитательной деятельности; совершенствовать систему семейного воспитания; повышать ответственность родителей за воспитание детей; совершенствовать работу с классным самоуправлением как средством повышения социальной активности учащихся; активизировать участие детей в конкурсах, фестивалях разного уровня, продолжать развитие школьных традиций.
В течение многих лет работы в школе мною накоплен опыт взаимодействия с семьей. Сложилась целая система совместной деятельности с родителями. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие,
спортивные мероприятия.



Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности  в общем доме «школа-семья».
На протяжении ряда лет я работаю над внедрением в воспитательно- образовательный процесс личностно-ориентированных технологий, которые позволяют развивать творческие возможности каждого ребенка и формировать стремление учащихся к самосовершенствованию.
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ученик.
«Ребёнка воспитывает всё, что окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ибо нравственность достигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам» - Соловейчик В.
Каждый педагог знает, что тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся приносит положительный воспитательный и образовательный результат. Идеальный и самый продуктивный вариант – равноправное дружеское взаимодействие классного руководителя, родителей и ребенка, направленное на благополучие последнего.
Выбранная мною тема сейчас особенно актуальна, в связи с последними событиями, происходящими в братской нам стране, в Украине. На примере этой гражданской войны мы видим причины страшной трагедии. Любая война начинается в умах людей, в их сознании- информационная война. И от того какую информацию использует человек в своей жизни, зависят его действия. А если годами в украинских детях и их родителях через СМИ, образовательные учреждения воспитывали неприязнь ко всему «русскому, российскому», то теперь виден результат в виде прославления фашизма и массовых издевательств над ветеранами Великой Отечественной войны и всеми «русскоговорящими» людьми. Вот какую важную роль несёт в себе информация. И те люди, которые владеют ею, должны нести ответственность за свои слова и за последствия сказанного. Поэтому, я хочу обратить внимание своей статьёй на важную и ответственную роль классного руководителя на воспитательный, образовательный результат взаимодействия и сотрудничества с родителями обучающихся.
Классное руководство – это не просто работа, это образ жизни. Считаю, что силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, на работу с родителями никогда не будут потрачены напрасно.
Одним из главных направлений  сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение вопросов психологии и педагогики, предлагая темы для обсуждения в ходе родительских собраний и учитывая предложения и пожелания родителей при выборе тем для просвещения. На такие собрания я приглашаю специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей-предметников с демонстрацией видеоматериалов, мультимедийных презентаций, с вручением различного рода памяток, анкет (приложение 1).
Педагоги, работающие с младшими школьниками, знают, какие тревожные чувства, и какое опасение может вызвать у маленького школьника начало учебы в школе. Не меньше волнений вызывает оно и у родителей учащихся.
Поэтому я как классный руководитель стараюсь помочь детям и их родителям адаптироваться к обучению в школе.
Начало нашей совместной деятельности происходит задолго до учебного процесса. С целью преемственности обучения разработана и успешно реализуется « Программа преемственности между дошкольным и начальным образованием в МОУ «Центр образования» г.Певек.
На первом году взаимодействия создаю такие условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для детей. Поэтому с первых дней я начинаю изучать каждого ребенка: его подготовленность к школе, уровень тревожности, развития интеллекта, мотивации, эмоциональный фон ("Десять моих я", "Краски", "Мое настроение" и т.д.).   После этого я налаживаю взаимоотношения с родителями, с бабушками, дедушками и другими ближайшими родственниками своих учеников. Передо мною стоит важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса.
Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей по моему мнению является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно- воспитательному пространству.
Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается с ежегодной традиционной экскурсии по школьному зданию.
Уже на первом собрании я знакомлю родителей класса с традициями школы, её историей, с нормативными документами и локальными актами учебного заведения, с Уставом, с правилами поведения в школе, спортивном зале, библиотеке, столовой, с достижениями в обучении и воспитании моих выпускников.
Большое внимание я уделяю традициям  проведения внеклассных мероприятий в классе, знакомству родителей учащихся  класса с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе, с перспективами развития детского коллектива, и даю возможность родителям стать активными участниками классных дел.
Обязательно на первом собрании выбираем родительский комитет. Чаще всего эти люди добровольно соглашаются выполнять свои обязанности до конца обучения их детей в начальной школе. На их плечи выпадает большая ответственность за совместно организованные и проведённые классные воспитательные мероприятия. Все родители распределены по инициативным творческим группам: «Культура и творчество», «Спорт и здоровье», «Учебный сектор», «Труд и хозяйство», «Походы и экскурсии». По желанию родители выбирают вид деятельности, в котором они могут оказать содействие, помощь. Члены родительского комитета становятся не только инициаторами дел в классе, но и полноправными партнерами в реализации воспитательной системы класса. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка, активизируют процесс воспитания и совместных практических действий, содействуют счастливому развитию ребенка, его успешной социализации и самореализации.
         Родительский комитет на каждом собрании отчитывается о проделанной работе в каждой четверти и знакомит с планом работы классных мероприятий в каникулярное и учебное время.
В планировании воспитательной работы я большое внимание уделяю участию самих родителей класса во всех классных и общешкольных воспитательных мероприятиях. Каждый учебный год с привлечением родительской общественности проходят традиционные праздники: День здоровья, Веселые старты, «Мама, папа, я – спортивная семья», Новый год, «День Защитника Отечества», смотр строя и песни, «Мамин день», День экологии, День именинника, инсценирование сказок.
Родители являются не только зрителями, но и принимают участие в подготовке и проведении мероприятий.
Еще одним важным направлением моей работы является профориентационная работа с учащимися. Родители помогли организовать экскурсии на предприятия и рассказывали на классных часах о своих профессиях.
Повышение педагогической культуры родителей рассматриваю как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. В работе по данному направлению руководствуюсь следующими принципами: совместная педагогическая деятельность семьи и школы; сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; опора на положительный опыт семейного воспитания.
В течение многих лет работы веду наблюдения за деятельностью учащихся и их родителей. Листы активности родителей и учащихся помогают мне увидеть результаты моего труда, что позволяет своевременно корректировать работу с учащимися и их родителями и с учетом возникающих проблем составлять планирование на следующий учебный год. Необходимо отметить, что на каждом этапе вместе с родителями выявляем плюсы и минусы совместной работы, высказываем пожелания; многое из того, что было запланировано сначала, менялось в связи с возникшими обстоятельствами. Темы педагогических тренингов и консультаций корректировались по запросам родителей.
Организацию взаимодействия и сотрудничества с родителями осуществляю через:



Совместное обсуждение целей и задач учебно-воспитательного процесса в классе позволяет определить планы взаимодействия и сотрудничества, решить проблемы классного коллектива, подвести итоги работы за год. Разнообразные формы деятельности помогают во многом разобраться, создать атмосферу доверия, установить психологический контакт. Творческие формы совместной работы позволяют привлечь наибольшее число родителей к разнообразной воспитательно-образовательной деятельности.
В моей работе мне нравится учить, воспитывать детей и учиться у них же и у своих коллег. Несмотря на трудности в нашей благородной профессии, есть много положительных моментов. А именно: мы в постоянном поиске нового, дети не дают нам состариться, потому, что надо постоянно с ними двигаться физически, эмоционально и умственно. Я люблю свою работу и всё, что связанно с ней. И главное - я люблю детей, а значит я должна им во всём помогать, никогда и ничем им не навредить, быть для них союзником, советчиком, другом, наставником. А для этого я каждый раз перед принятием важных решений всегда ставлю себя на место своих учеников, потому что по жизни придерживаюсь одного важного правила: « Поступай с людьми так же, как ты хотела бы, чтобы поступили с тобой», « Не желай другим того, чего не желаешь себе».
Я думаю, что человек, прежде всего, должен оставаться Человеком, в любых жизненных ситуациях, при любых обстоятельствах не терять разум.
В.А. Сухомлинский писал: « Быть настоящим человеком - это значит отдавать силы своей души во имя того, чтобы люди вокруг тебя были красивее, духовно богаче; чтобы в каждом человеке, с которым ты соприкасаешься в жизни, осталось что-то хорошее от тебя, от труда твоей души. Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями».
Критерии оценки эффективности совместной работы школы с родителями:
наличие организационной структуры в работе с родителями;
конкретные дела родителей, помощь школе и классу;
наличие традиций сотрудничества школы с родителями;
обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей;
позитивный уровень сохранности здоровья детей;
высокая скорость реакции родителей на запросы школы и наоборот.
Выводы мониторинговых исследований.
Оценка родителями качества проведения
общешкольных и внутриклассных воспитательных мероприятий:
2013-2014 уч.г.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
2013-2014 уч.г. 2014-2015уч.г.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Из данных диаграмм видно, что уровень проведения общешкольных воспитательных мероприятий повысился на 6%, внутриклассных – на 8%.


Литература:
Бедерханова В.В. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Материалы методологического семинара памяти профессора B.С. Ильина. – выпуск № 5. – Волгоград, 2001.– с. 95-100.
Данилъчук В.И. гуманитарная парадигма в проектировании педагогического образования. // Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона. – Ростов н/д, 1998.
Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М„ 1977
Сухомлинский В.А Родительская педагогика. Избр. соч. в 3 т. М., 1981 г.т.3
Фридман И.Ребенок между семьей и обществом//Семья и школа.-2002.-№11-12.-С.2-4.
Фридман Л.М. Школа и родители//Классный руководитель.-1998.-№5.-С.39-44.











Объект 2Рисунок 1Root Entry