Урок русского языка «Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря»


Урок русского языка
«Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря»
Цель: Научить детей заполнять пропуски орфограмм слабых позиций с помощью печатного образца.
Задачи:
1.Познакомить с назначением орфографического словаря и приёмами работы с ним.2. Установить последовательность действий при списывании слова из орфографического словаря.3. Ввести термин «орфографическое чтение».4.Развивать устную речь учащихся.
Оборудование: учебник, орфографический словарь, таблица «Алфавит»,
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.Начинается урок.Мы за парты тихо селиИ на доску посмотрели.
–2. Решение учебной задачи.-Ребята, Петя написал предложение так У п_сьма св_и с_крет_.(на доске)-Почему в некоторых словах пропущены буквы? (Петя не знает, какую букву писать.)
Перечитал написанное и вздохнул. (стр.84 послушайте диалог ребят, он у вас написан на стр 84. Можете следит)У письма свои секреты ….. включ.диолог. +++- Сегодня мы узнаем «секрет словаря»
-Как мы называем слова, написание которых мы не можем проверить по сильным позициям? (словарные слова)-Что значит словарные слова? (написание таких слов можно проверить только в словаре)-Правильно, их написание мы уточняем в словаре, а вернее, в орфографическом словаре.-А почему словарь называется орфографический? (потому что по нему мы проверяем орфограммы)
-Но не так-то просто найти слово в словаре. У словаря есть свои секреты, нужно попытаться их узнать, а потом уже искать в словаре то или иное слово.-Прочитайте первые 10 слов в словаре. С какой буквы они начинаются? А с какой буквы начинаются последние 10 слов?-Почему слова, начинающиеся с буквы А, помещены в начале словаря, а слова, начинающиеся с буквы Я, – в конце? (все слова в словаре расположены в алфавитном порядке)-Конечно же, слова в словаре расположены в алфавитном порядке – это и есть главный секрет словаря.-Значит, что нам нужно очень хорошо знать? (алфавит)-Правильно, алфавит. (повторяем алфавит по таблице)-Итак, вот слово: КАЛИТКА. Где его искать: до или после слова ЛОПАТА? Почему? (до, т.к. буква К в алфавите стоит перед буквы Л) -не смотря в словарь мы можем сказать где находится слово КАЛИТКА До или после слова БЕРЕГ? (До, т.к. буква Б в алфавите находится перед буквой К)
- МОНЕТА
-СОБАКА
-ЖИРАФ
-Следующее слово РЕБЯТА. Что нужно сначала найти? (Сначало нужно найти Р)
-Найдите, пожалуйста. Найдите слово работа. Нашли? Помоги соседу.-Оно стоит до или после слова РАБОТА? Почему?
-Слова, начинающиеся с одной буквы, в словаре расположены с учётом алфавитной последовательности второй, третьей букв. Это ещё один секрет словаря.
Слово РУССКИЙ где находится до или после слова РЕБЯТА? (после)
А слово РИСОВАТЬ до или после слова РЕБЯТА? (после)-Итак, какие 2 «секрета» словаря мы знаем?1. Алфавитный порядок;2. Сравнение букв.
Попробуем найти слово [МАРОС] среди слов на МА-.(нет его)
А среди слов на МО- ? (есть)
Почему сразу нельзя сказать, где искать это слово – среди слов на ма- или среди слов на мо-?
- Прочитайте. А теперь прочитаем хором орфографически. Что это значит? (прочитать так, как пишется.)-Читаем: мороз.-Какую букву мы должны написать и запомнить? (выписываю слово МОРОЗ на доске)
3.Постановка учебной задачи.-А теперь давайте посмотрим на предложение Пети. Поможем ему написать слово СЕКРЕТЫ. Найдём это слово в словаре. Нашли? (нет, есть только слово секрет)-Почему нет слова секреты, а есть только слово секрет? Это ещё один секрет словаря, кто его разгадал? (слова в словаре записываются в единственном числе)
4. Физкультминутка.
На болоте две лягушки,Две зелёные подружкиУтром рано умывались,Полотенцем растирались,Ножками топали,Ручками хлопали,Вправо, влево наклонялисьИ обратно возвращались.
5. Алгоритм действий при списывании слов из словаря.УПР 94 -А сейчас Петя приготовил для нас много слов, которые нужно будет найти в словаре и правильно записать в тетрадь. Открыли тетради, записали число, классная работа. Сели правильно. Какое первое слово? (картофель )1. Записываем слово с пропуском. (показываю на доске: картофель)2. Находим слово в словаре.3. Читаем слово орфографически. 4. Читаем орфографически, не глядя в словарь.5. А сейчас, так же орфографически проговаривая, продиктуйте себе вполголоса, запишите вот так (показываю: ). Какую букву надо запомнить?Проверка: – А теперь внимательно посмотрите на слово и на ваше написанное слово. Нет ли ошибки? (И так остальные слова)
6. Итог.-Для чего предназначен орфографический словарь?— Какие секреты есть у орфографического словаря?-Как надо работать со словарём для определения написания слов?
7. Дом. задание.С. 80 № 94