Игровая программа Страна загадок


                            Конкурс загадокЦели:– совершенствовать навык выразительного чтения и чтения целыми словами;– развивать речевые умения, творческие способности, умение отгадывать загадки;– воспитывать интерес к устному народному творчеству.Оборудование: карточки с загадками; кроссворд.                                              Ход урокаI. Организационный момент.-Приветствие. Проверка готовности класса и учащихся к занятию.- Постановка цели урока.Прочтите слова по первым буквам названий изображенных предметов.
– Какие слова у вас получились?– Любите ли вы отгадывать загадки?– Любите ли вы читать и слушать народные песенки?Сегодня на уроке мы познакомимся с загадками.
2. Основная часть.1. Чтение загадок. Анализ и сравнение.– Прочтите первую пару загадок.– О чем эти загадки?– С какими предметами сравнивается луна?– На какие признаки луны указывают эти предметы?– Какое сравнение вам нравится больше? Почему?– Прочтите вторую пару загадок.– О чем эти загадки?– Как вы узнали, как догадались?– Какие действия предмета описываются в загадках?– С чем сравнивается листва (крона) дерева во второй загадке? У тебя есть,                             У меня есть,                             У дуба в поле,                             У рыбы в море.                                     (Тень.)                             Что стучит без рук?                                     (Дождь.)– Прочтите третью пару загадок.– О чем они?– Как вы догадались?– Какие действия предмета описываются в этих загадках?– Прочтите четвертую пару загадок.– О ком эти загадки?– О каких особенностях ежика говорится?– Сравните эти загадки.– В какой загадке слова рифмуются?– Прочтите последние три загадки.– О ком они?– В каких загадках описываются признаки котенка?– В какой загадке говорится о действиях отгадываемого предмета?– Прочтите загадки, построенные в виде вопросов.2. Игра «Кто это? Что это?».Это упражнение формирует быструю реакцию на слово, умение разгадывать загадки, развивает воссоздающее воображение. Упражнение надо выполнять четко и быстро.– Отвечайте быстро, кто это или что это:Звонкий, быстрый, веселый –Вкусный, алый, сочный –Желтые, красные, осенние –Холодный, белый, пушистый –Бурый, косолапый, неуклюжий –Желтые, красные, зеленые –Старательный, послушный, вежливый –Зеленый, продолговатый, сочный  –Аккуратная, послушная, веселая –Ветвистая, зеленая, колючая –Новая, интересная, библиотечная –Старый, кирпичный, четырехэтажный –Красное, спелое, сладкое –Чистое, голубое, горное –Белый, пушистый, лесной –Пугливая, беленькая, маленькая –Белоствольная, высокая, стройная –Белое, пушистое, легкое -Запись загадки о сороке на доске:                             По лесу летает,                             Всегда все знает,                             Длиннохвоста, белобока,                             А зовут ее … (сорока).Аналогично учащиеся отмечают отличительные признаки зайца и составляют загадку.                                       Физкультминутка– Прочтите зашифрованные слова:ЙАМ        ЬЛЕРПА        ТРАМУчащиеся читают на карточках загадки и заполняют кроссворд.
Загадки:                             1. Я над речкой лежу                                 Оба берега держу.                                                         (Мост.)                             2. Шагаешь – впереди лежит,                                 Оглянешься – домой бежит.                                                                   (Дорога.)                             3. Кто в году четыре раза переодевается?                                                                                      (Земля.)                             4. Это что за потолок?                                 То он низок, то высок,                                 То он сер, то беловат,                                 То чуть-чуть голубоват,                                 А порой такой красивый –                                 Кружевной и синий-синий.                                                                        (Небо.)                             5. Его весной и летом                                 Мы видели одетым.                                 А осенью с бедняжки                                 Сорвали все рубашки.                                 Но зимние метели                                 В меха его одели.                                                      (Дерево.)                             6. Рогатый, а не бодается.                                                            (Месяц.)                                  7. Деревянные кони                                 По снегу скачут,                                 А в снег не проваливаются.                                                                          (Лыжи.)Ключевое слово:молодцы.3. Подведение итогов В древнегреческом мифе злое чудовище Сфинкс всем загадывает одну и ту же загадку: «Кто утром ходит на четырех, в полдень на двух, вечером на трех?». Неотгадавшего постигала смерть. Разгадал эту загадку только царь Эдип: утром (в детстве) на четырех, днем (во взрослом состоянии) на двух, вечером (в старости, с костылем) на трех ходит человек. В русских русалочьих песнях юношам задаются коварные вопросы: – Что растет без коренья? (Камень.) – Что цветет без цвету? (Папоротник.) – Что бежит без повода? (Вода.)