Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 7-8 классов «Путешествие по стране Физика»

Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 7-8 классов
«Путешествие по стране Физика»
Цели:
- формирование познавательного интереса к предмету; - знакомство  учащихся  с важнейшими методами применения  физических знаний на практике, повышение информационной культуры, опыта самостоятельной деятельности;; - обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися, родителями, учителями; 
1 раунд «О физике и астрономии»
1. Назовите страну, которая первой запустила искусственный спутник Земли.
1) США;
2) Советский Союз;
3) Великобритания;
4) Япония.

2. Кто побывал в космосе первым?
1) Человек;
2) обезьяна;
3) крыса;
4) собака.

3. Назовите имя и отчество первого космонавта
1) Юрий Николаевич;
2) Алексей Юрьевич;
3) Николай Юрьевич;
4) Юрий Алексеевич.

4. Сколько планет насчитывает Солнечная система?
1)10;
2) 6;
3) 9;
4) 8.

5. Какая планета самая яркая из видимых с Земли? Её называют «Утренняя звезда».
1) Юпитер;
2) Плутон;
3) Марс;
4) Венера.

6.Назовите то место Солнечной системы, куда ступала нога человека.
1) Венера;
2) Луна;
3) Марс;
4) Юпитер.

7. Какой учёный доказал, что Земля вращается вокруг Солнца?
1) Николай Коперник;
2) Галилео Галилей;
3) Исаак Ньютон;
4) К.Э.Циолковский.

8. Как звали первую собаку, побывавшую в космосе?
1) Звёздочка;
2) Стрелка;
3) Лайка;
4) Белка.

9. Назовите фамилию первой в мире женщины-космонавта, нашей соотечественницы.
Рюмина;
Кондакова;
3) Савицкая;
4) Терешкова.

10. Чему равна первая космическая скорость?
1) 7,9 км/с;
2) 12,4 км/с;
3) 17,8 км/с;
4) 29,1км/с.

2 раунд «Пословица - мудрость человеческая»
Каждому члену команды даётся по одной пословице, им необходимо объяснить её физический смысл. На подготовку ответа отводиться 3-4 минуты, но если команда готова раньше, она поднимает сигнальную карточку и за досрочный ответ команде начисляется один балл.
Тепловые явления
"Гвоздём моря не нагреешь" - русская
"Много снега - много хлеба" русская
"Солнце греет сильнее, когда нет облаков" - монгольская
Механические явления
"Земля вертится, и мы с ней вместе" - сербская
"В гнилой доске гвоздь не держится" - турецкая
"Пошло дело как по маслу" - русская
Молекулярная физика
"Нарезанный лук пахнет и жжёт глаза сильнее" -монгольская
"На мешке с солью и верёвка солёная" - корейская
"Подо льдом тёплой воды не бывает" - осетинская
Электричество. Магнетизм. Оптика.
"Чтобы уберечься от молнии, ковш на голову не надевают" - корейская
"Солнце сияет, а месяц только светит" - русская
"Что на зеркало кивать, коли рожа кривая" - русская

3 раунд «Увидел, понял – объясни!»
Учитель демонстрирует опыты, а участники команд делают выводы, объясняют увиденное.
1) К короткой свече я прикрепил небольшой груз так, чтобы свеча плавала в воде (опускаем в воду). Свечу зажигаем. Долго ли она будет гореть если над водой виден лишь небольшой участок свечи. Оставляем свечу горящей. Наблюдайте!
(Ответ: сгорая, свеча уменьшается в объеме и всплывает)
2) А сейчас я продемонстрирую Вам необыкновенную выносливость своих рук. Пробирки с водой нагреваю в пламени, вода закипает, но я продолжаю держать их в руках. (Нескольким желающим можно попробовать ). (Ответ: конвекция)
3) Следующий опыт довольно таинственный потому что в прошлом веке
что тело человека обладает сверхъестественными свойствами.
Прямоугольник из тонкой бумаги помещаю на острие иглы. Приближаю руку – прямоугольник вращается, отодвигаю – вращение прекращается. (Ответ: вертушка вращается в определенном направлении – от запястья, вдоль ладони, к пальцам).
4)Карандаш опущенный в стакан с водой, кажется надломленным на границе между водой и воздухом. На самом деле он прямой. (Ответ: преломление)
5)Наливаем в стакан воду, закрываем листом бумаги и, поддерживая лист рукой, переворачиваем стакан вверх дном. Если теперь отнять руку от листа бумаги, вода из стакана не выльется. Бумага становится как бы приклеенной к стакану. (Ответ: давление)
6)С помощью этого удивительного прибора я могу показать молнию. А так же движение „султанов”: их притяжение и отталкивание. (Ответ: притяжение и отталкивание разноименно и одноимённо заряженных тел)

4 раунд «Физические задачи по литературным произведениям»
Н.В. Гоголь 1.«Из закоптевшей трубы  столбом валил  дым и, поднявшись высоко, так, что посмотреть – шапка валилась, рассыпался  горячими  угольями по всей степи» ? Почему  в безветрие  дым из трубы  поднимается вертикально? Ответ: так как  теплый воздух легче холодного, то он поднимается вверх и расширяется до тех пор,  пока не охладится. Такой вид теплопередачи называется  конвекцией.
2. «  разговорились о том, как нужно  солить яблоки.  Старуха  моя начала было говорить, что нужно наперед хорошенько вымыть яблоки, потом намочить в квасу, а потом уже». На каком явлении основано соление яблок?  Что нужно сделать, чтобы яблоки  просолились быстрее? Ответ:  Это явление называется диффузией. Ионы натрия и хлора беспорядочно движутся в воде,  сквозь поры проникая  в яблоки. Чем выше температура раствора, тем больше скорость движения ионов  и, следовательно, тем, быстрее  они  попадут  в яблоки.
3. И.С. Тургенев «Записки охотника» «Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый.  Он прописал мне обычное потогонное». Для чего необходимо потогонное средство? Ответ. Пот испаряется  с поверхности кожи, при этом температура тела понижается.

4. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» «Напрасно зеркало рисует Ее красы, ее наряд: Потупя неподвижный взгляд, Она молчит, она тоскует»
Как образуется изображение в плоском зеркале? Какими свойствами оно обладает?
Ответ. Изображение в зеркале получается отражением от предмета. Изображение мнимое, прямое, симметричное, равное по размеру предмету.

5 раунд «Отгадай загадку»
Ведущий загадывает загадки, чья команда первой подняла сигнальную карточку та и отвечает.
Все, что происходит в природе. (Явление)
Вещество, которое плавится при 00С. (Лед)
Прибор для измерения массы тела. (Весы)
Прибор для измерения скорости движения. (Спидометр)
Два брата родные: одного все видят, но не слышат, второго всякий слышит, но не видит. (Гром и молния)
Глазами видишь, а руками не возьмешь. (Тень)
Без глаз, а слезы льет. (Роса)
Прибор для измерения температуры. (Термометр)