Рабочая программапо биологии 5 класс


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
5 класс
№ п/п Дата проведения Наименование раздела и тем Тип урока Основные виды
учебной деятельности Оборудование Подготовка к ГИА Домашнее
задание
по плану фактически 5А; Б; В
Ср. 1. Введение 5 ч
1 01.09.14 – 07.09.14 03.09.14 Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте.
Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Изучение новых знаний и способов деятельности. Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология», «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение».
Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни.
Характеризуют основные методы исследования в биологии.
Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии Микролаборатория; световой и цифровой микроскопы; Табл. «Электронный микроскоп» Предмет и задачи биологии и её разделоа. §1; 2
2 08.09.14 –
14.09.14 10.09.14 Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. Изучение новых знаний и способов деятельности. Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные».
Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.
Составляют план параграфа Изображения представителей разных царств живой природы. Свойства живого. §3
3 15.09.14 – 21.09.14 17.09.14 Среды обитания живых организмов. Изучение новых знаний и способов деятельности. Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания».
Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу Мультимедийная презентация. Среды обитания, их особенности. §4
4 22.09.14 – 28.09.14 24.09.14 Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Изучение новых знаний и способов деятельности. Анализируют и сравнивают экологические факторы.
Отрабатывают навыки работы с текстом учебника Презентация Понятие экологических фактолров. §5;
повтор. §1 – 5
5 29.09.14 – 05.10.14 01.10.14 Входной контроль. Обобщающий урок по теме «Введение» Проверка и оценка знаний и способов деятельности. Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.
Выполняют тестовые задания. §1 – 5
Универсальные учебные действия:
Личностные:
1. Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы
2. Признавать право каждого на собственное мнение
Регулятивные:
1. Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ
2. Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради
3. Ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий
Познавательные:
1. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;
2. Наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; 3. сопоставлять информацию из разных источников;
Коммуникативные:
1. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
2. Строить монологическую речь, вести диалог; 3. проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы;
2. Клеточное строение организмов 10 ч
6 (1) 06.10.14 – 12.10.14 08.10.14 Устройство увеличительных приборов.
Л/р: «Устройство лупы».
Л/р: «Изучение клеток растения с помощью лупы».
Л/р: «Устройство светового микроскопа. Правила работы с ними»
Изучение новых знаний и способов деятельности. Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив».
Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа.
Отрабатывают правила работы с микроскопом Лупа;
световой микроскоп §6
7 (2) 13.10.14 – 19.10.14 15.10.14 Строение клетки. Изучение новых знаний и способов деятельности. Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки Табл. «Строение растительной клетки» Органоиды клетки ти их функции. §7;
с. 34 – 36
8 (3) 20.10.14 – 26.10.14 22.10.14 Лабораторная работа «Строение клетки кожицы чешуи лука» Комплексное применение знаний и способов деятельности. Учатся готовить микропрепараты.
Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их Световые микроскопы; препаровальные иглы; пинцеты; предметные и покровные стёкла; сочные чешуи лука. §7;
с. 34 - 36
9 (4) 27.10.14 – 02.11.14 29.10.14 Пластиды.
Л/р: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника» Изучение новых знаний и способов деятельности. Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки Табл. «Строение растительной клетки» Органоиды клетки ти их функции. §7
10 (5) 10.11.14 – 16.11.14 12.11.14 Химический состав клетки: неорганические и органические вещества Изучение новых знаний и способов деятельности. Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки.
Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием Сходство химического состава живых организмов - доказательство их родства. §8
11 (6) 17.11.14 – 23.11.14 19.11.14 Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие.
Л/р: «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи».
Изучение новых знаний и способов деятельности. Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки.
Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты.
Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Табл. «Строение растительной клетки» Понятие обмена веществ и его значения. §9; п. 1
12 (7) 24.11.14 – 30.11.14 26.11.14 Деление клетки. Изучение новых знаний и способов деятельности. Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки Табл. «Митоз»; мультимедийная презентация §9
13 (8) 01.12.14 – 07.12.14 03.12.14 Понятие «ткань» Виды тканей.
Изучение новых знаний и способов деятельности. Определяют понятие «ткань».
Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Понятие «ткань», особенности растительных тканей §10
14 (9) 08.12.14 – 14.12.14 10.12.14 Виды тканей.
Л/р: «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».
Изучение новых знаний и способов деятельности. Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей.
Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах Микропрепараты растительных тканей; микроскопы Понятие «ткань», особенности растительных тканей §10;
повтор. §6 – 10
15 (10) 15.12.14 – 21.12.14 17.12.14 Рубежный контроль. Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организма» Проверка и оценка знаний и способов деятельности. Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.
Заполняют таблицы.
Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом §6 – 10
Универсальные учебные действия:
Личностные:
Регулятивные:
1. Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения лабораторных работ
2. Ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий
3. Действовать по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради
Познавательные:
1. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради
2. Отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы
3. Определять основную и второстепенную информацию
Коммуникативные:
1. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
2. Проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам
3.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
3. Царство Бактерии 2 ч
16 (1) 22.12.14 – 28.12.14 24.12.14 Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность Изучение новых знаний и способов деятельности. Выделяют существенные признаки бактерий Табл. «Бактерии» Особенности строения и жизнедеятельности бактерий как представителей Прокариот. §11
17 (2) 12.01.15 – 18.01.15 14.01.15 Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте.
Роль бактерий в природе и жизни человека. Изучение новых знаний и способов деятельности. Определяют понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия».
Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека Табл. «Бактерии» Роль бактерий в природе и жизни человека §12;
повтор. §11
Универсальные учебные действия:
Личностные:
1. Понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией
2. Осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия; 3.Реализовывать теоретические знания на практике.
Регулятивные:
1. Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
2. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Познавательные:
1. Давать определение понятиям;
2. Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая критерии для логической операции;
3. Объяснять явления, выявляемые в ходе исследования;
4. Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента
Коммуникативные:
1. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
2. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
3. Работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Царство Грибы 6 ч
18 (1) 19.01.15 – 25.01.15
21.01.15 Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.
Изучение новых знаний и способов деятельности. Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.
Объясняют роль грибов в природе и жизни человека
Табл.:»Шляпочные грибы», «Плесневые грибы и дрожжи», «Грибы-паразиты», Сходства грибов с растениями и животными. §13; 14
19 (2) 26.01.15 – 01.02.15 28.01.15 Шляпочные грибы. Изучение новых знаний и способов деятельности. Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.
Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами Табл. «Шляпочные грибы»; муляжи грибов Шляпочные грибы. Строение, особенности жизнедеятельности, значение в природе и жизни человека. §14
20 (3) 02.02.15 – 08.02.15 04.02.15 Плесневые грибы и дрожжи. Изучение новых знаний и способов деятельности. Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности плесневых грибов.
Объясняют роль плесневых грибов в природе и жизни человека Табл. «Плесневые грибы и дрожжи»; Плесневые грибы, дрожжи. Строение, особенности жизнедеятельности, значение в природе и жизни человека. §15
21 (4) 09.02.15 – 15.02.15 11.02.15 Л/р: «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей» Изучение новых знаний и способов деятельности. Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением Табл. «Плесневые грибы и дрожжи»; плесень; микроскопы; препаровальные иглы; предметные ми покровные стёкла; микропрепараты плесневых грибов. §15
22 (5) 16.02.15 – 22.02.15 18.02.15 Грибы-паразиты. Изучение новых знаний и способов деятельности. Определяют понятие «грибы-паразиты».
Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека Табл. «Грибы-паразиты» Грибы-паразиты.. Строение, особенности жизнедеятельности, значение в природе и жизни человека. §16;
повтор. §11 – 16
23 (6) 23.02.15 – 01.03.15 25.02.15 Обобщающий урок по теме «Бактерии. Грибы» Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.
Заполняют таблицы.
Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.
Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) §11 – 16
Универсальные учебные действия:
Личностные:
1. Выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению
2. Соблюдать правила поведения в природе
Регулятивные:
1. Планировать пути достижения целей
2. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
Познавательные:
1. Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя
2. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации
Коммуникативные:
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
2. Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений
Царство Растения 11 ч
24 (1) 02.03.15 – 08.03.15 04.03.15 Ботаника – наука о растениях. Изучение новых знаний и способов деятельности. Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».
Выделяют существенные признаки растений.
Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения.
Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием §17
25 (2) 09.03.15 – 15.03.15
11.03.15 Водоросли. Строение одноклеточных зелёных водорослей.
Л/р: «Строение зелёных водорослей» Изучение новых знаний и способов деятельности. Выделяют существенные признаки водорослей.
Работают с таблицами, определяя представителей водорослей.
Готовят микропрепараты и работают с микроскопом Табл. «Одноклеточные зелёные водоросли»; мультимедийная презентация Особенности водорослей разных отделов. §18; п. 1
26 (3) 16.03.15 – 22.03.15 18.03.15 Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Изучение новых знаний и способов деятельности. Выделяют существенные признаки водорослей.
Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Изображения многоклеточных зелёных, бурых, красных водорослей; гербарий; мультимедийная презентация §18; п. 2 – 4
27 (4) 30.03.15 – 05.04.15 01.04.15 Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. Изучение новых знаний и способов деятельности. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей §18; п. 5
28 (5) 06.04.15 – 12.04.15 08.04.15 Лишайники. Изучение новых знаний и способов деятельности. Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники».
Находят лишайники в природе Табл. «Лишайники»; гербарий Лишайники - симбмотические организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. §19
29 (6) 13.04.15 – 19.04.15 15.04.15 Мхи.
Л/р: « Строение мха кукушкина льна» Изучение новых знаний и способов деятельности. Выполняют лабораторную работу.
Выделяют существенные признаки мхов.
Сравнивают разные мхи и находят их на таблицах и гербарных образцах.
Объясняют роль мхов в природе и жизни человека Табл.: «Зелёный мох кукушкин лён», «Мох сфагнум»; гербарий Мхи - первые высшие растения. Сравнение с водорослями. §20
30 (7) 20.04.15 – 26.04.15 22.04.15 Плауны. Хвощи. Папоротники.
Л/р: « Строение спороносящего хвоща»
Л/р: « Строение спороносящего папоротника» Изучение новых знаний и способов деятельности. Выполняют лабораторную работу.
Выделяют существенные признаки плаунов, хвощей и папоротников.
Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах.
Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека Табл. «Папоротники. Хвощи, Плауны»; гербарий Усложнение растений в процессе эволюции. §21; повтор. §18 – 21
31 (8) 27.04.15 – 03.05.15 29.04.15 Голосеменные растения.
Л/р: « Строение хвои и шишек сосны и ели» Изучение новых знаний и способов деятельности. Выполняют лабораторную работу.
Выделяют существенные признаки голосеменных растений.
Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.
Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека Мультимедийная презентация; ветки и шишки сосны и ели Преимущества семенных растений над споровывми. §22
32 (9) 04.05.15 – 10.05.15
06.05.15 Покрытосеменные растения Изучение новых знаний и способов деятельности. Выполняют лабораторную работу.
Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений.
Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.
Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека Изображения покрытосеменных растений §23
33 (10) 11.05.15 – 17.05.15 13.05.15 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Изучение новых знаний и способов деятельности. Определяют понятия: «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты».
Характеризуют основные этапы развития растительного мира §24; повтор. §18 – 24
34 (11) 18.05.15 – 24.05.15 20.05.15 Итоговый контроль. Обобщающий урок по теме «Растения» Проверка и оценка знаний и способов деятельности. Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на осовее сравнения.
Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира.
Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую §18 – 24
Универсальные учебные действия:
Личностные:
1. Испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку.
2. Испытывать любовь к природе.
3. Проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы.
Регулятивные:
1. Оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
2. Проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения
3. Адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные:
1. Осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
2. Обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную)
3. Сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет
Коммуникативные:
1. Аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения.
2. Уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
35 25.05.15 – 31.05.15 27.05.15 Итоговый урок Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Систематизируют и обобщают понятий раздела.
Подводят итоги за год.