Авторская аранжировка вокально-хоровых произведений

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.








Учебно-методическое пособие
« Авторская аранжировка».


Преподаватель МАУ ДО ДШИ
МО «Барышский район»
Коркина Майя Викторовна


2016
От автора
Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей вокально-хоровых дисциплин ДШИ. Оно состоит из пояснительной записки и двух разделов: методические рекомендации и нотного материала, в которых раскрываются основные закономерности, которыми необходимо руководствоваться при выполнении разучивания хорового переложения, подкреплённого нотным материалом.
Осуществляя переложения для своего вокально-хорового коллектива концертного хора «Ноктюрн», учитывались исполнительский профиль, количественный состав, технические возможности голосов, объём диапазона голосов и другие специфические особенности хора.
Пояснительная записка
Методическое пособие содержит переложение классического, народного и популярного музыкальных произведений различных жанров. Предназначено для преподавателей вокально-хоровых дисциплин ДШИ.
Одной из главных задач аранжировки является бережное отношение к особенностям музыкального развития оригинала. Чем точнее переложение воспроизведёт специфику его звучания, тем лучше выполнит оно свою задачу. В произведении можно изменить только тональность и фактуру. Такие компоненты как мелодия, гармония, метр, темп, динамика и форма не меняются. Каждый голос находится в соответствии с гармонией сопровождения, должен быть прост и естественен в совместном исполнении с другими голосами, т.е. хорошо уравновешенным хоровым ансамблем.
Творчески работающие педагоги по вокалу постоянно испытывают потребность в обновлении песенного репертуара, который должен быть доступным, интересным и увлекательным, приносить радость и ученикам, и преподавателю. Организация занятий на основе единства теории и практики, значение гармонии в фактуре переложений для хора. Единство музыкально-выразительных средств в раскрытии художественного образа. Специфика вокально-хорового творчества, богатство тембровых красок различных хоровых партий, диапазон исполнения, основы дыхания, строй, ансамбль, дикция в голосоведении, приемы изложения хорового письма. Значение хорового пения в эстетическом и нравственном воспитании детей. Хоровая аранжировка это неотъемлемая часть успешной работы с детьми.
Данное пособие содержит две хоровые партитуры:
Переложение вокального произведения украинской народной песни «Щедрик» и «Рождественской» современной американской группы «Пентатоник».
Полонез М.Огинского «Прощание с Родиной».
Методические рекомендации.
Прежде чем начать знакомство с музыкальным произведением, важно иметь представление о жизни и творчестве композитора и поэта, об их эстетических взглядах, конкретных общественно - исторических условиях, в которых создавалось произведение и которые нашли в нем отражение. Необходимо выяснить типичные черты хорового письма композитора. Место данного произведения в ряду других. Проанализировать содержание произведения в целом, если изучается только часть его, дать оценку всего цикла, если это цикл, его идеи, основных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], определить место и значение хора, его тему, сюжет, особенности стихотворной формы, ее жанр, сравнить текст хорового произведения с поэтическим оригиналом, понять его подтекст.
Если произведение является обработкой народной песни или переложением инструментального сочинения, то надо узнать сведения об авторе обработки, проследить особенности его творческого почерка.
Выполнение знакомства с хоровой аранжировки лучше начинать с предварительного разбора произведения: слушания оригинала, с особенностями развития хоровой партитуры и инструментального сопровождения.
Теперь остановимся на вокально-хоровых трудностях, которые могут возникнуть при разучивании данных хоровых произведений.
«Рождественская»
Основные трудности «Рождественской» это отработка чистой интонации, строя, дикции, ритма, ансамбля и исполнение музыкального произведения - а капелла.
Разучивание песни производится по фразам, отдельно по партиям в очень медленном темпе, как с музыкальным сопровождением, так и без него. Показывая фразу, преподаватель должен обратить внимание на характер мелодии и ритмический рисунок. В процессе разучивания педагог объясняет непонятные детям слова, добиваясь осмысленного, внятного произнесения текста. 
Основными интонационными трудностями являются: интонирование мелодии в низком регистре на одной мелодической фразе и подвижном темпе в альтовой партии и, отдельные вступления партий первого голоса (вокализы). Движение второго голоса выразительное, ритмически самостоятельное, создающее с первым голосом гармоническое созвучие.
«Прощание с Родиной» (полонез Огинского). Муз. М. Огинского, Текст В.Шарапава
Анализируя основные вокально-хоровые трудности «Полонеза» следует остановиться на выработке глубокого, спокойного дыхания для каждого певца и цепного дыхания для хора. Основными интонационными трудностями являются: интонирование мелодии в высоком и низком регистре и подвижном темпе.
К ритмическим трудностям относятся: смена группировки длительностей в такте, исполнение пунктирного ритма, затактовые, шестнадцатые ноты. 
Основной задачей исполнителя (хорового коллектива) является создание целостного художественного образа. В большой степени это зависит от осознания, ощущения единой непрерывной линии развития художественного образа.
Дирижер должен суметь найти наиболее выразительное сочетание [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], мобилизовать свои знания и навыки для раскрытия авторского замысла, осуществить творческую переработку нотных знаков, установить меру исполнения дирижерских приемов.















Песня летит, как птица вдаль,
Ведь где-то там, в тиши лесной,
Стоит у речки синей дом родной,
Где ждет меня любимая и верная.
Где тихий мой причал,
И вечером в саду из дома
Слышатся лишь звуки полонеза..

Сон в ночи несет, несет к далеким берегам
Моей любви. А там, все так задумчиво и тихо,
Только волны, только свет и облака
И мы с тобой в руке рука

Там, на холме – высокий храм,
К нему я в детстве бегал сам
Любил смотреть в глаза святым на образах,
И ангелы, летая, улыбались в белоснежных куполах
И слышались под сводами чарующие звуки Благовеста

Боже храни мой край от бед и невзгод храни
Не дай позабыть мне, не дай, Куда мы идем и откуда шли
И от сохи и от земли, И от лугов и от реки
И от лесов и от дубрав, И от цветущих спелых трав
К своим корням вернуться должны
К спасению души обязаны вернуться
Глоссарий
A capрella – хоровое пение без инструментального сопровождения. Высший вид хорового исполнительства, в котором хор выявляет себя с полной самостоятельностью и законченностью. Академический стиль в искусстве – стиль, следующий традиции, классическим образцам. Академическое исполнение предполагает стремление к совершенству формы, наличие чувства меры, строгого вкуса. Акколада – фигурная скобка, объединяющая несколько нотных станов. Альт – партия в хоре или ансамбле, состоящая из ниских детских или средних и низких женских голосов. Аннотация - краткое изложение содержания произведения, включает: полное название произведения, краткие сведения об его авторах, данные об особенностях произведения: жанр, форма, фактура, тональный план, темп, метр, мелодика, гармония, ритм, динамика, звуковедение, состав хора, диапазон каждой партии и общий, тесситура, приемы хорового изложения. Ансамбль - сочетание голосов или инструментов. Аранжировка - приспособление музыкальной композиции для иного состава исполнителей, чем первоначальный. Ауфтакт – жест предупреждения, замах, предварительный взмах, жест-импульс, специфический дирижерский жест, предваряющий и организующий исполнение в отношении характера, темпа, ритма, динамики, штриха, начала, окончания, фермат. В пении также показ вдоха перед атакой звука. Головной регистр – самый высокий регистр человеческого голоса, при его использовании резонатором служит черепная коробка. Диапазон - общий объем звукоряда, выражающийся в расстоянии от самого нижнего, до самого верхнего его звука. Дирижер – руководитель разучивания и исполнения ансамблевой музыки, которому принадлежит художественная трактовка произведения, осуществляемая под его управлением всем ансамблем исполнителей.
Жанр – вид произведения какого-либо искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетами, стилевыми признаками. Звукообразование – извлечение певческого и речевого звука, результат действия голосового аппарата. Кантилена – певучая напевная мелодия. Контральто – самый низкий по регистру женский голос. Мелодия – музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Мелодический рисунок - совокупность движений мелодии вверх, вниз и на месте. ^ Мелодический рисунок– смена широких возгласов и мелкого поступенного движения, чередование восходящего и нисходящего движения. Меццо-сопрано – женский голос средней высоты, между сопрано и контральто. Музыкальная интонация – небольшой мелодический оборот из двух-трех звуков, обладающий эмоциональной выразительностью, наименьшая составная ячейка всякого напева. Однородный хор – хор, состоящий только из мужских, только из женских, только из детских голосов. Партитура – нотная запись ансамблевой музыки в которой сведены партии всех голосов. Пентатоника – звукоряд, состоящий из пяти звуков, которые могут быть расположены на расстоянии больших секунд и малой терции друг от друга. Подголоски – разветвления основного напева, которые то сливаются с ним в унисон или октаву, то звучат как самостоятельные голоса. Регистр - отличающаяся характерной звуковой окраской часть всего музыкального диапазона отдельного голоса или инструмента. Речевые интонации – это выразительные повышения и понижения голоса при разговоре. Рефрен – неизменный припев, прибавляющийся к каждой строфе. Сетка дирижерская – цикл (замкнутый комплекс) движений руки дирижера, отражающий метрическое строение такта. Снятие звука – знак дирижера, показывающий прекращение звучания при помощи дирижерского жеста. Тактирование – показ темпа и метра музыкального произведения при помощи дирижерской сетки. Унисон – исполнение звука или мелодии всеми исполнителями на одной высоте. Фактура – изложение музыкального материала. Фермата – продление звука или паузы на неопределенное время, подсказанное музыкальным чувством исполнителя. Различают снимаемую и не снимаемую ферматы. Фраза – фрагмент мелодии, который по значению можно сравнить с речевым предложением. Фразировка – отчетливое художественно-смысловое выделение музыкальных фраз и других построений при исполнении музыкальных произведений. Хор – певческий коллектив. Хоровая партия – группа однородных голосов в хоре, исполняющая в унисон свою мелодию части хорового произведения, состоит не менее чем из трех человек. Цезура – момент раздела между любыми частями музыкального произведения. 








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415




Рождественская 1Рождественская 2Рождественская 3Полонез 2Полонез 315