Доклад на тему Дневник новостей


Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Государственное казенное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида»
«Ведение дневника новостей как метод развития разговорной речи детей с нарушениями слуха во внеурочное время»
Данилова Олеся Алексеевна, учитель начальных классов
г. Якутск, 2016 год
Тема: «Ведение дневника новостей как метод развития разговорной речи детей с нарушениями слуха во внеурочное время»
Актуальность темы. Сущность работы по развитию разговорной речи заключается в развитии способа общения, в воспитании речевого поведения, в формировании речевой деятельности. Одним из видом формирования речевой деятельности детей с нарушениями слуха является ведение так называемых дневников новостей, т.е. описание событий, происходящих ежедневно в жизни ребенка.
Цель: способствовать развитию разговорной речи детей с нарушениями слуха посредством ведения дневника новостей.
Задачи:
- учить излагать свои мысли и переживания через дневник;
- развить устную и письменную разговорную речь;
- развить навыки воспринимать весь материал разговорной речи слухо-зрительно;
- развить умение обращаться к собеседнику (звать его, привлекать его внимание) и реагировать на обращение товарища;
- обогатить словарный запас детей;
- воспитывать самостоятельность мышления, умение обращаться со взрослыми и со сверстниками.
Тема моего доклада называется «Ведение дневника новостей как метод развития разговорной речи детей с нарушениями слуха во внеурочное время». Опыт деятельности составлен на базе 3 класса, где я работаю.
Начиная со 2 класса глухие школьники учатся вести дневник новостей, где записывают различные события своей жизни Для этого на уроках дети рассказывали устно о событиях в школе и дома, а потом коллективно составляли предложения и записывали на доске. Такой вид работы помогает глухим детям пополнить словарный запас, развить навыки говорения, повысить грамотность.
Развитие разговорной речи, главной задачей которых является обучение детей с нарушениями слуха речи в различных ее формах (диалогической (разговорной), монологической (связанной), устной, письменной), должно быть тщательно спланировано. Каждое занятие, как урочное, так и внеурочное, представляет собой нечто целое, законченное и в то же время находится в тесной взаимосвязи с предыдущими и последующими уроками и занятиями (Вишневская Е.Е., 1979).
Так же, совместно с учителем индивидуальных занятий и воспитателями был составлен словарь разговорно-обиходных фраз, которыми дети активно пользуются в урочное и внеурочное время.
Общая структура занятия развития речи может быть представлена в следующем виде:
I. Подготовительная часть (начальный этап):
а) организационный этап (общая организация детей);
б) краткая запись на доске о новостях дня
Для сообщения новостей используются разные методические приемы:
учитель обращается к учащимся: «Сегодня какое число? Кто сегодня дежурный? Что мы будем делать?»;
учитель говорит: «Сегодня у нас были разные события. Угадайте, что будем делать, и скажите, почему вы так думаете»;
учитель побуждает детей обратиться к нему с вопросами: «Спросите, что будем делать?», - говорит он и делает паузу, учащиеся задают ему различный вопросы: «Что будем делать? О чем будем писать? и др.»
Такая организация начала занятия вызывает необходимую активность детей, интерес к работе, побуждает их к словесному общению не только с учителем, но и между собой.
II. Основная часть.
После того, как учащиеся усвоят, как и какими словами нужно писать о том или ином событии, можно перейти к записи в дневниках. Прежде всего учитель отмечает, что ученики будут рассказывать в дневниках о новостях и событиях собственной жизни. На занятиях организуется беседа о том, что интересного произошло за последнее время (день, неделю). Учащиеся спрашивают друг у друга о событиях, могут спросить и у учителя. Учитель тоже принимает активное участие в беседе. Нужно провести занятия так, чтобы дети понимали, что каждый должен писать самостоятельно. Не должно быть одинаковых записей. Важно научить детей понимать, что списывать или заучивать эти записи не нужно, так как каждый должен писать о своих новостях и своей жизни.
III. Заключительная часть (заключительный этап).
а) Подведение итогов занятия (обобщение деятельности учащихся, оценка работы);
В результате систематической работы с дневниками новостей учащиеся приобретают умение отбирать наиболее интересные факты, грамотно выражать свои мысли и правильно оформлять записи. Содержание дневниковых записей постепенно расширяется и усложняется. В начальном этапе предложения простые, потом уже становятся сложными, добавляются различные грамматические обороты. Целесообразно поддержать связь «учитель-воспитатель-родитель». Тогда ведение дневников становится более полноценным и значимым. Для этой цели учитель сообщает о необходимости записывать основные события во время каникул.
В третьем классе обучается 4 учащихся. Мы ведем дневники новостей со второго полугодия первого класса. В первом классе писали по 2-4 предложения все вместе. Такая работа велась в целях ознакомления с ведением дневника новостей, чтобы дети имели представление. Со второго класса началась активная работа по ведению дневников. Сначала работали вместе. Затем постепенно дети стали работать самостоятельно, опираясь на наводящие вопросы. Какая сегодня погода? Что ты делал утром? Что ты ел на завтрак? Сколько сегодня уроков? И т.д. Объем текста стал больше: 5 – 8 предложений. В третьем классе продолжаем работу по ведению дневников. Дети начали писать события уже не по наводящим вопросам, а по краткому плану. Например: Погода. Утром. Уроки. Вчера. Объем текста стал еще больше: около 10-12 предложений.
Но, несмотря на определенные успехи, стоит отметить, что имеются трудности. Это, в первую очередь, неправильное склонение глаголов. Ребенок может написать вместо «смотрел» начальную форму глагола «смотреть». Поэтому, постоянно должна вестись работа по правильному грамматическому оформлению предложений. Так же, зависит от уровня словарного запаса детей. Иногда трудности возникают из-за недостаточного знания значений слов. В такой ситуации дети обращаются с просьбой подсказать слово к учителю.
На таблице рассмотрим результаты работы с первого по третий класс:
Количество предложений по классам
Ф.И. ученика Количество предложений в первом классе Количество предложений во втором классе Количество предложений в третьем классе
1 Бурнашев А. 2 5 7
2 Егоров А. 3 7 9
3 Ефимов Н. 4 8 10
4 Мацко А. 2 4 6
По таблице можно сделать следующие выводы:
Из класса в класс дети увеличивают объем работы.
Наблюдается положительная динамика работы.
Самостоятельность выполнения работы (по 10-балльной шкале) (показатели 3 класса)
Ф.И. ученика Работа с помощью учителя Работа по наводящим вопросам Работа по краткому плану
1 Бурнашев А. 5 5 4
2 Егоров А. 4 5 6
3 Ефимов Н. 3 4 7
4 Мацко А. 6 6 4
По таблице можно сделать следующие выводы:
Формируется самостоятельность выполнения.
Некоторые учащиеся нуждаются в помощи педагога.
Закрепляется интерес к описанию событий.
Часто описываемые события
Самыми описываемыми темами являются погода, режим дня, уроки.
Заключение.
В заключение можно сказать следующее:
Ведение дневников новостей помогает детям с нарушением слуха излагать свои мысли, обогатить словарный запас.
Основная задача педагога, работающего с детьми нарушениями слуха – развитие речи. Описывая различные события, учащийся развивает как устную, так и письменную речь.
Развивается способность самостоятельно анализировать ситуацию.
И самое немаловажное – ребенок, описывая события, как положительные, так и не очень, воспитывает сам себя. Анализ собственных поступков – самый лучший воспитатель.
Использованные источники:
Программа специальных (коррекционных) школ 1 вида. – М, Просвещение, 2003
Методика преподавания русского языка в школе глухих: уч.пособие/под ред. Л.М. Быковой. – М, 2002
Развитие устной речи у глухих школьников: методическое пособие, 2003
Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. – М., 1977
Поиск материалов в Интернете.