Программа дополнительного образования Школьная студия новостей


ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Название программы Школьная студия новостей
Направленность программы Социально-педагогическая
Ф.И.О. педагога, разработчика дополнительной общеобразовательной программы Виноградова Татьяна Николаевна
Год разработки 2009
Цель Активизация интереса к урокам развития речи, а также предпрофильная подготовка для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора.
Задачи Познакомить с основами профессии журналиста.
Закрепить навыки грамотности, речевой культуры.
Совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации.
Развивать культуру поведения в процессе коммуникативного общения.
Содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).
Сформировать начальные представления о специфике профессиональных и нравственных качествах журналиста, об основных специальностях этой профессии.
Ожидаемые результаты освоения программы Расширение кругозора учащихся.
Более высокие результаты по развитию речи и литературе.
Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики.
Интерес к профессии журналиста.
Воспитание активной гражданской позиции.
Срок реализации программы 1 год
Количество часов в неделю/год 3 часа в неделю, 114 часов в год
Возраст обучающихся12-15 лет
Формы занятий Интерактивные лекции; групповая дискуссия; коммуникативные игры; работа в малых группах; мини-исследования; учебные исследования (опросы, тесты)Методическое обеспечение Львов М.Н. Основы теории речи. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Академия, 2002.
Льюис Д. Тренинг эффективного общения. - М.: Эксмо, 2002.
Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) Компьютер с операционной системой WindowsXP, 7, 8, Vista и возможностью выхода в Интернет, принтер с возможностью полноцветной печати, диктофон, фотоаппарат, бумага для офисной техники формата А4 и А3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью данной программы является активизация интереса к урокам развития речи, а также предпрофильная подготовка для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
Обучающие:
Познакомить с основами профессии журналиста.
Закрепить навыки грамотности, речевой культуры.
Развивающие:
Совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации.
Развивать культуру поведения в процессе коммуникативного общения.
Воспитательные:
Содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).
Сформировать начальные представления о специфике профессиональных и нравственных качеств журналиста.
Данная программа предназначена для обучающихся 7-10 классов и рассчитана на 3 часа в неделю, что составляет 114 часов в год.
Основной формой работы по программе является занятие.
Программа состоит из 7 взаимосвязанных разделов:
Введение
Основы журналистики
Журналистика и русский язык
Технические основы создания школьной газеты
Деятельность журналиста на практике
Обобщение и закрепление
Итоговое занятие
В первом разделе учащиеся знакомятся с техникой безопасности на занятиях курса, получают представление о курсе в целом и о профессии журналиста в частности.
Второй раздел посвящен основам журналистики и подразумевает знакомство с разными аспектами и направлениями деятельности журналиста.
В третьем разделе курса учащиеся подробно знакомятся с языковыми и речевыми особенностями публицистического жанра как основного в журналистике, изучают различные нормы русского литературного языка.
Четвертый раздел освещает технические основы создания школьной газеты, такие, например, как правила ввода и редактирования текста, правила оформления заголовков и иллюстраций.
Пятый аспект курса посвящен практической работе юного журналиста.
В шестом разделе учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал.
На итоговом занятии учащиеся создают проект – модель своего детского новостного издания.
По окончанию учебного года учащиеся должны демонстрировать уровень подготовленности не ниже результатов приведенных в разделе «Требования», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
В процессе обучения выделено несколько форм контроля на понимание материала и умение применять знания на практике: вводный (перед началом работы закрепление знаний предыдущих тем); текущий (опрос, рефлексия, выполнение контрольных теоретических и практических упражнений, написание рефератов и докладов на заданные или свободные темы); итоговый (выступление на научно-практической конференции).
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Учащиеся должны знать:
объекты, предметы, цели, задачи курса;
понятия, определения, термины;
особенности, связанные с выпуском новостной газеты (выбор тем, расположение рубрик, написание статьи, подборка иллюстративного материала, редактирование);
что такое газетная статья, основные жанры статьи (заметка, репортаж, публицистическая статья, интервью);
особенности профессии журналиста (профессиональные качества, умения, возможности);
основные специальности журналистской деятельности: репортер, корреспондент, комментатор, фотожурналист.
Учащиеся должны уметь:
определять основные специальности журналистской деятельности;
написать газетную новостную статью;
написать заметкуо каком-либо культурном событии;
написать статью на нравственно-моральную тему;
подготовить репортаж о спортивном мероприятии,
провести и записать интервью с интересным человеком;
смоделировать и выпустить один тематический номер стенгазеты творческой группой с распределением обязанностей на журналистов, иллюстраторов, фотокорреспондентов, редактора).
Данная программа несет в себе не только общеобразовательный потенциал, но и социальную функцию. Занятия с учащимися по предложенной программе способствуют:
воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость);
воспитанию активной гражданской позиции.
Школьники обучаются способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня умственной работоспособности и самостоятельных занятий.
Учебно-тематический план
№ Раздел, тема Количество часов
Теоретическая часть Практическая часть Всего часов
1. Введение 1 1 2
1.1 Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство с профессией журналиста 1 1 2
2. Основы журналистики 7 8 15
2.1 Журналистика как сфера человеческой деятельности 1 1 2
2.2 Психология журналистского труда и творчества 1 1 2
2.3 Из истории журналистики. Прошлое, настоящее, будущее 1 2 3
2.4 Основные понятия о газете 1 1 2
2.5 Газетная статья 1 1 2
2.6 Понятие настольных издательских систем 1 1 2
2.7 Интернет-издания 1 1 2
3. Журналистика и русский язык 10 13 23
3.1 Публицистический стиль речи 1 1 2
3.2 Лексические особенности публицистического стиля речи 1 1 2
3.3 Синтаксические особенности публицистического стиля речи 1 1 2
3.4 Синтаксический тренинг - 2 2
3.5 Экспрессивные (выразительные) средства языка 1 1 2
3.6 Экология речи СМИ. Речевой этикет 1 1 2
3.7 Жанры публицистики 1 1 2
3.8 Тренинг «Узнай жанр!» - 1 1
3.9 Стилистические нормы русского языка 1 1 2
3.10 Орфоэпические нормы русского языка 1 1 2
3.11 Грамматические нормы русского языка 1 1 2
3.12 Журналистский текст 1 1 2
4. Технические основы создания школьной газеты 11 11 22
4.1 Основные правила ввода, редактирования 1 1 2
4.2 Основные правила форматирования текста 1 1 2
4.3 Стили оформления 1 1 2
4.4 Иллюстрация в газете и журнале 1 1 2
4.5 Совместное размещение текста и графики 1 1 2
4.6 Макетирование страниц 1 1 2
4.7 Специальные приемы обработки объектов в газете 1 1 2
4.8 Приложения к газете 1 1 2
4.9 Юмор в газете 1 1 2
4.10 Творческие работы в детской газете 1 1 2
4.11 Номер газеты, основанный на интервью 1 1 2
5. Деятельность журналиста на практике 4 36 40
5.1 Основные этапы работы журналиста:
Подготовительная работа 1 1 2
5.2 Сбор материала:
Посещение культурного мероприятия в качестве спецкора 1 2 3
5.3 Посещение спортивного мероприятия в качестве репортера 1 2 3
5.4 Встреча с интересным человеком в качестве интервьюера - 2 2
5.5 Написание статьи 1 1 2
5.6 Редактирование (деловая игра) - 2 2
5.7 Верстка школьной газеты - 26 26
6. Обобщение и закрепление 1 11 12
6.1 Экология речи СМИ. Речевой этикет 1 1 2
6.2 Повторение. Жанры публицистики - 1 1
6.3 Повторение. Стилистические нормы русского языка - 2 2
6.4 Повторение. Грамматические нормы русского языка - 2 2
6.5 Повторение. Орфоэпические нормы русского языка - 2 2
6.6 Журналист с большой буквы - 1 1
7. Итоговое занятие. Выпуск новостного издания (деловая игра) - 2 2
Итого: 114 часов 34 80 114
Календарно-тематическое планирование
№ п/пРаздел Тема занятия Кол-во часов Дата проведения (план) Дата проведения (факт)
1 Введение Вводный инструктаж по технике безопасности 1 2 Знакомство с профессией журналиста 1 3-4 Основы журналис-тикиЖурналистика как сфера человеческой деятельности 2 5-6 Психология журналистского труда и творчества 2 7-9 Из истории журналистики. Прошлое, настоящее, будущее 3 10-11 Основные понятия о газете 2 12-13 Газетная статья 2 14-15 Понятие настольных издательских систем 2 16-17 Интернет-издания 2 18-19 Журналис-тика и русский язык Публицистический стиль речи 2 20-21 Лексические особенности публицистического стиля речи 2 22-23 Синтаксические особенности публицистического стиля речи 2 24-25 Синтаксический тренинг 2 26-27 Верстка школьной газеты 2 28-29 Экспрессивные (выразительные) средства языка 2 30-31 Экология речи СМИ. Речевой этикет 2 32-33 Верстка школьной газеты 2 34-35 Жанры публицистики 2 36 Тренинг «Узнай жанр!» 1 37-38 Стилистические нормы русского языка 2 39-40 Орфоэпические нормы русского языка 2 41-42 Верстка школьной газеты 2 43-44 Грамматические нормы русского языка 2 45-46 Журналистский текст 2 47-48 Техничес-кие основы создания школьной газеты Основные правила ввода, редактирования 2 49-50 Основные правила форматирования текста 2 51-52 Стили оформления 2 53-54 Иллюстрация в газете и журнале 2 55-56 Совместное размещение текста и графики 2 57-58 Верстка школьной газеты 2 59-60 Макетирование страниц 2 61-62 Специальные приемы обработки объектов в газете 2 63-64 Приложения к газете 2 65-66 Верстка школьной газеты 2 67-68 Юмор в газете 2 69-70 Творческие работы в детской газете 2 71-72 Номер газеты, основанный на интервью 2 73-74 Деятель-ность журналиста на практике Основные этапы работы журналиста:
Подготовительная работа 2 75-76 Верстка школьной газеты 2 77-78 Верстка школьной газеты 2 79-81 Сбор материала:
Посещение культурного мероприятия в качестве спецкора 3 82-84 Посещение спортивного мероприятия в качестве репортера 3 85-86 Верстка школьной газеты 2 87-88 Встреча с интересным человеком в качестве интервьюера 2 89-90 Написание статьи 2 91-92 Верстка школьной газеты 2 93-94 Редактирование (деловая игра) 2 95-96 Верстка школьной газеты 2 97-98 Обобщение и закрепление Экология речи СМИ. Речевой этикет 2 99 Повторение. Жанры публицистики 1 100-101 Верстка школьной газеты 2 102-103 Повторение. Стилистические нормы русского языка 2 104-105 Верстка школьной газеты 2 106-107 Повторение. Грамматические нормы русского языка 2 108-109 Повторение. Орфоэпические нормы русского языка 2 110-111 Верстка школьной газеты 2 112 Журналист с большой буквы 1 113-114 Итоговое занятие Выпуск новостного издания (деловая игра) 2 Планируемые результаты на текущий учебный год
Расширение кругозора учащихся;
Более высокие результаты по развитию речи и литературе;
Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики;
Интерес к профессии журналиста;
Воспитание активной гражданской позиции.

Отражение в УТП особенностей текущего учебного года
День знаний;
Выборы мэра школьной детской организации;
День учителя;
Традиционные школьные праздники (Осенняя ярмарка, Мисс Осень, Новый год и т.д.);
День Победы;
День рождения школьной детской организации;
Школьные и городские предметные олимпиады;
Учебные и внеучебные конкурсы различного уровня;
Школьные новости и события.
Список методической литературы для учителя
Аналитические жанры газеты. Хрестоматия. / Сост. Пельт В.Д. – М.: Просвещение, 1989.
Антонов В.И. Информационные жанры газетной публицистики. – Саранск: Образование, 1996.
Гордувич К.Д. Современная отечественная публикация. – М.: Дрофа, 1994
Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Педагогические советы // Лицейское и гимназическое образование. – 2002 - №2.
Педагогические советы // Лицейское и гимназическое образование. – 2002 - №3.
Педагогические советы // Лицейское и гимназическое образование. – 2002 - №7.
Список научной литературы для учителя
Головин Б. Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. – М.: Высш. Шк., 1988.
Львов М.Н. Основы теории речи. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Академия, 2002.
Льюис Д. Тренинг эффективного общения. – М.: Эксмо, 2002.
Список литературы для учащихся и родителей
Голуб И.Б., Розенталь Д. Занимательная стилистика. Книга для учащихся 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1988.
Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практика по культуре речи. - СПб: Академия, 1996.
Солганик Г. Я. Русский язык.10-11 кл. Стилистика. Учебное пособие для общеобразоват. Учеб.заведений, школ и классов с углубленным изучением русского языка, лицеев и гимназий. – М.: Дрофа, 1995.