Социальный проект Музей боевой и трудовой славы



НР МОУ «ПСОШ №2»
ХМАО, Тюменской области,
Нефтеюганского района, г.п. Пойковский.

Социальный проект
создания школьного музея


















Руководитель проекта:
Андриевская А.Е.
Организаторы проекта:
Шпилёва Елизавета
Ганиева Алёна.


« Память - это тот посох,
на который человек опирается
на своем жизненном пути,
она делает его зрячим»
(В.П.Астафьев).


Актуализация темы

    Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся патриотизма, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов, содействовать развитию общественной активности, овладению ими поисковой и практическими навыками проектной деятельности.
Формировать заинтересованное отношение к отечественной истории и культуре малой родины, развивать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо школы и социальной среды посёлка.
Создавать условия для успешной исследовательской подготовки подростков, для привлечения их к решению общественно значимых проблем, вовлечения в процессы самоорганизации и самоуправления.
История школы № 2 насчитывает 25 лет её существования. Нередки случаи, когда в ней обучаются династия учеников. На наш взгляд, музейный материал позволит учащимся осознать свою причастность к истории школы, а через нее к истории района, города, страны. Этому способствуют совместный поиск материалов об истории школы, общение с выпускниками и участниками различных исторических событий, работа с источниками, хранящимися в архивах. Таким способом учащийся усваивает опыт общественной жизни, культуру человеческих отношений, необходимых для сотрудничества с другими людьми. В данной деятельности происходит эмоциональное восприятие ценностей, способствующих формированию гражданственности.

2. Изучение проблемной ситуации
В целях выявления социальной проблемы, мы провели анкетирование
среди 50 учащихся, 50 учителей и 50 родителей посёлка и определили результат.

На вопрос: Что такое музей?
а) 19,3% участников ответили, что это комната для сбора старых вещей,
б) 16% ответили что, это архив с информацией по одному из направлений жизни школы и жителей посёлка.
в) 64.7%- это учреждение, занимающееся собиранием, хранением и показом предметов и документов развития учреждения и посёлка.
2. На вопрос: Какую пользу приносят музеи обществу?
а) 32% способствует воспитанию подрастающего поколения
б) 34% включает всех ребят в поисковую и исследовательскую деятельность

в 36% знакомит ребят с историей развития школы и посёлка


г) 46% знакомит с жителями посёлка, ветеранами ВОВ и участниками современных воин.
д) 2% никакой пользы от этой деятельности нет.

3. На вопрос: Как вы считаете, необходим ли в нашей школе музей?
а) 59 % -да
б) 11% -нет
в) 12% - не знаю
г) 68% - очень необходим
4. На вопрос: Какую помощь вы бы могли оказать по созданию
школьного музея?
а) 72% - сбор материала для экспозиций
б) 16,7% - благотворительно-материальная помощь (канц. товары)
в) 16% - никакую
г) 3,3% - внесли предложения
3. Выводы
На основании изученной ситуации следует сделать выводы о том, что нашей школе музей необходим, потому что он приносит пользу:
- содействует патриотическому воспитанию школьников,
- привлекает ребят к поисковой и исследовательской деятельности,
- знакомит ребят с историей развития школы и посёлка,
- знакомит с легендарными жителями посёлка, ветеранами ВОВ и участниками современных войн.
4. Социальная проблема
Ребята недостаточно знакомы с историей развития школы, мало что знают о ветеранах педагогического труда и их достижениях. Слабо информированы о ветеранах ВОВ и трудового фронта, о легендарных жителях г.п.Пойковский.
Для изменения социальной ситуации необходимо создать музей « Боевой и трудовой славы », который станет центром информации и средством воспитания учащихся школы.
5. Гипотеза. Если создать максимальные условия для организации музея, то эта деятельность будет способствовать гражданско-патриотическому воспитанию школьников, развивать навыки поисковой и проектной деятельности, знакомить ребят с историей посёлка и её жителями.



6. Цель проекта
Создание условий для организации музея « Аллея трудовой и боевой славы», воспитания у школьников патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своей школы, посёлка и района.

7. Задачи
1. Ознакомиться с методической литературой и изучить опыт создания музеев посёлка Пойковский и территории России.
2. Обучить учащихся технологии социального проектирования и создать проект.
3. Разработать модель школьного музея и определить тематику экспозиций.
5. Формировать и укреплять традиции школы, изучать истории героев трудового и боевого фронта посёлка.
6. Использовать музей для воспитания у учащихся понимания патриотизма, гражданственности и толерантности.
7. Знакомить учащихся с работой музея через социальную практику для профессиональной ориентации подростков.

8. Изучение реальных возможностей и распределение обязанностей в проектной группе по реализации социального проекта:



Члены проектной группы


Обязанности

Руководители проекта:
Шпилёва Лиза,
Ганиева Алёна
Разработка социального проекта, подготовка слайдовой презентации, разработка эскизов и образцов экспозиций музея.


Консультант по проекту:
Андриевская А.Е.
Обучение руководителей проектной группы, консультации по технологии создания проекта и его реализации.


18 человек проектная группа,
учащиеся школы 5 -11 классов,
учителя и родители.

Сбор информации, материалов для экспозиций музея, проведение социологических опросов по выявлению результатов проекта.


9. План реализации проекта.


Этапы реализации
проекта


2014-2105 уч. год.


2015-2016 уч. год.


2009-2010 уч. год



Направление деятельности
1 – этап

2 – этап


3 – этап


Консультативная деятельность
(теоретическая)
1/ Ознакомление и освоение пошаговой технологии социального проектирования Прутченкова А.С.
2/ Изучение опыта работы музеев посёлка, района и территории России.
3/ Освоение ИКТ в работе создания музея.

1/Дальнейшее освоение участниками группы, создание музея КТ.
2/Подготовка к защите проекта. Защита проекта.
3/Определение основных критериев эффективности проекта.

1/Оценка долевого участия каждого члена проектной группы. 2/Оценка долевого участия каждого члена проектной группы. 3/Систематизация материалов рекомендованные по деятельности музея.

Практическая деятельность
(исследовательско-поисковая, экскурсионная, оформительская)
Акция «Дела давно минувших дней»
«Мужество, творящее историю»

Общешкольная акция «Аллея героев российской славы»
Создание экспозиции
«Сквозь призму школьных лет»
Создание экспозиции
«Легендарные
жители – гордость
Пойковского» Общешкольная акция «Салют ветеранам»


Сотрудничество с организациями посёлка
1/Выбор деловых партнёров.
2/Проведение консультаций
с проектной группой
для реализации проекта.
3.Акция «Салют ветераны!»
4. Акция « поздравь солдата»
5. Фото-конкурс « О подвигах, о доблести, о славе!»

Посещение музея
НР МОБУ «СОШ№1»
Участие в районном конкурсе музеев «Боевой, воинской и трудовой славы»
1/Заключение договоров с деловыми партнёрами проекта.
2/Организовать взаимодействие с СМИ по открытии рубрики "Вести о школьном музее и музеях посёлка"
3/Пригласить актив музея «Кросс» для обмена опытом музейной деятельности.





Аналитическая
деятельность и СМИ
1/ Исследование социальной ситуации в школе и посёлке через анкетирование учащихся, родителей и учителей.
2/Освещение деятельности по реализации проекта в газетах школы «БиС» и района «Югорское обозрение».

1/Подведение итогов акций и конкурсов по реализации проекта и публикация в газете «Наша школьная семья»
2/Ознакомление с результатами проекта школьного сообщества.
3./Пригласить актив музея НР МОБУ «СОШ№1»» для обмена опытом музейной деятельности.

1/Социологических опросов по выявлению результатов реализации проекта.
2/Подведение итогов реализации проекта, информирование общественности




На 1 – этапе реализации проекта предполагается знакомство и освоение с технологиями проекта и ИКТ, налаживание их деятельности.
На 2 – этапе предполагается развитие проектной деятельности через усиленную социальную практику и партнёрство.
На 3 - этапе реализации проекта предполагается совершенствование его деятельность через связи со СМИ.


10. Определение ресурсов и источников их получения


Ресурсы
Источник получения ресурсов

1.
Материально-технические:
компьютер, принтер, сканер, ксерокс,
цифровой фотоаппарат.

Средства НР МОБУ «ПСОШ№2»

2.
Кадровые:
- члены проектной группы-ученики;
- педагог- консультант;
- родители-спонсоры;
- руководители музеев посёлка;
- ученики нашей школы
Ученики, педагоги и родители
НР МОУ «ПСОШ №2»,
Руководители музеев: ЦОВ, СОШ №1, ЦРДиЮ «КРОСС»


3
Оборудование:
- музейная мебель;
- стенды
Администрация посёлка и района

3.
Финансовые:
- канцелярские товары,
- картриджи и краска для компьютера
Спонсоры: родители, предприниматели,
участники проекта, средства НР МОБУ «ПСОШ №2»


11. Смета расходов на канцелярские товары:


Наименование
Количество
Цена

1
Бумага ксероксная
6 пачек
2000

2
Краска для принтера (чёрная)
3 картриджа
2000

3
Краска для принтера (цветная)
3 картриджа
3000

4
Компьютерные носители
разные
12000


Итого сумма:

19.000


Дефицит проекта составляет:

15.000




13.Определение основных критериев эффективности проекта.

Образовательные аспекты проекта:

Приобретение знаний учащимися в освоении технологии социального проектирования.
Ознакомление детей с технологиями компьютерных программ.
Знакомство ребят с методикой и требованиями по созданию музея.
Информационное и поисковое влияние на обогащение знаниями о ветеранах ВОВ, школе и жителях посёлка.

Воспитательные аспекты проекта:

Обеспечение занятости детей проектной деятельностью.
Уменьшение пагубного влияния улицы, отказ от вредных привычек.
Воспитание коммуникативных качеств учащихся.
Воспитание патриотического отношения учащихся к школе и своей малой родины.

Развивающие аспекты проекта:

Формирование профориентационных навыков
Развитие лидерских качеств и повышение самооценки учащихся.
Формирование информационной культуры.
Развитие детского информационного пространства посёлка.

14. Обучение членов проектной группы.

1/ Написание социального проекта.
2/ Формулировки актуальной социальной проблемы.
3/ Определение целей и задач социального проекта.
4/ Составление детального плана.
5/ Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.
6/ Составления деловых предложений по проекту.
7/ Поиск деловых партнеров.
8/ Проведение официальных переговоров.
9/ Проведений плановых мероприятий.
10/ Контроль и оценка выполнения плана.
11/ Корректировка реализации проекта.
12/ Анализ результатов работы по проекту.
13/Информирование общественности о результах реализации проекта.
14/Создание экспозиций.
15/ Подготовка музейного экспоната к выставке.
16/Организаций экскурсий.
17/Создание виртуальных экскурсий.


15. Формирование общественного мнения.

Выступаем на советах школы.
Готовимся к конкурсам «Я – гражданин России» для определения значимости и поддержки проекта, привлекаем родителей и учителей к реализации проекта.
Публикуем статьи в районной газете «Югорское обозрение» и в многотиражной газете школы «БиС», «Моя школьная семья» с целью ознакомления о деятельности по проекту.
Знакомим учащихся школы с целью привлечения их к его реализации, социальной практике

17. Поиск деловых партнёров.

Определение списка организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта, сбор подробной информации о предполагаемых партнёрах, установление адресов и телефонов.

Возможные деловые партнеры:

НР МОБУ «СОШ№1» (руководитель музея: Карасёва Жанна Викторовна) т.211-020
«ЦОВ» (руководитель музея: Валиева Минзиля Хусамендиновна)
т. 216-438
Районная газета «Югорское обозрение» ( руководитель газеты: Людмила Мельман) т. 215-617
Школьная газета «БиС» (Андриевская Анна Евгеньевна)

20. Проведение плановых мероприятий.

В теоретической деятельности:
- ознакомились с пошаговой технологией социального проектирования Прутченкова А.С.
-изучили опыт работы музеев посёлка, района и России.
-освоили ИКТ в работе музея.
В практической деятельности:
-создали проект «Музей боевой и трудовой славы»,
-провели акцию «Мужество, творящее историю»,
-оформили экспозицию « Аллея героев российской славы».
В сотрудничестве с организациями посёлка:
- провели презентацию экспозиции,
-участвовали в конкурсе организации патриотических музеев Нефтеюганского района.
В аналитической деятельности и сотрудничество с СМИ:
-провели анализ деятельности по организации экспозиции «Аллея героев российской славы»,
-освещение деятельности по реализации проекта в газетах школы: «Наша школьная семья» и «БиС».

В теоретической деятельности:
- подготовились к защите проекта на школьном конкурсе «Я- гражданин России»,
- создали электронной картотеки музея
В практической деятельности:
- создали слайдовую презентацию к защите проекта.
- провели акцию «Дела давно минувших дней».
- работали с музейным фондом.
В сотрудничестве с организациями посёлка:
-сотрудническая деятельность с музеем «СОШ№1»
-сотрудническая деятельность с музеем «ЦОВ»
В аналитической деятельности и сотрудничество с СМИ:
- провели анализ экспозиции с реализации проекта школьное сообщество.
-освещение деятельности по реализации проекта в газетах школы: «Наша школьная семья» и «БиС».


21. Контроль и оценка выполнения плана.


В 2013-2014 году мы провели презентацию экспозиции и
участвовали в конкурсе организации патриотических музеев Нефтеюганского района, где заняли 2 место среди музеев. Были награждены почётной грамотой.
Нами были проведены экскурсии среди учащихся 1-7 классов.
В школе были организованы акции:
«Мужество, творящее историю», «Золотые звезды земляков», «Аллея героев российской славы».







22. Анализ результатов работы по проекту.

После того как учащиеся нашей школы посетили музей « Музей боевой и трудовой славы» , мы составили анкету со следующими вопросами и выявили следующее.

На вопрос 1. Понравилось ли Вам экскурсия в школьном музее?
Ребята школы ответили:
а) да
б) нет
2. Узнали ли Вы что-либо новое для себя в школьном музее?
а) да
б) нет
3. Какие экспонаты Вам запомнились больше всего.
___________________________________________________

___________________________________________________
4. Как Вы думаете, необходима ли дальнейшая работа
по развитию школьного музея?
а) да
б) нет

3. Какие экспонаты вам запомнились больше всего.
___________________________________________________

___________________________________________________

4. Как вы думаете, необходимо ли дальнейшая работа
по развитию школьного музея?
а) да
б) нет

24. Информирование общественности о результатах реализации проекта.

-освещение деятельности по реализации проекта в газетах школы: «Наша школьная семья» и «БиС».




15