План урока внеклассного чтения по рассказу М.А. Булгакова Морфий

Реализация практической части рабочей учебной программы по литературе в рамках ФГОС

План урока внеклассного чтения
«ПРОФИЛАКТИКА НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ
на примере произведений русской литературы
(по рассказу М.А.Булгакова «Морфий»)
9-11 классы


Цель:

создать условия для раскрытия замысла рассказа М.А.Булгакова «Морфий»;
привлечь внимание учащихся к главной проблеме рассказа – наркомании;
вести пропаганду здорового образа жизни среди учащихся.

Задачи:

соотнести реальное время с художественным временем рассказа;
показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты его жизни,
понять, как раскрывается человек в ситуации выбора.

Методические приемы:

беседа по содержанию рассказа;
Отработка умений выделять главное в тексте;
Подбор эпизодов для иллюстрации основных идей;
Определение позиции автора;
сообщения по вопросам домашнего задания.

Оборудование:

текст рассказа М.А.Булгакова «Морфий»;
Презентация с использованием ИКТ;
Музыкальное оформление (мелодия из «Реквиема» В.А.Моцарта);


Х О Д У Р О К А:

Организационный момент.
Простановка цели и задач, актуальность темы. (2-ой слайд)
Сообщение учителя.

- Сегодняшний урок мне хочется начать с некоторых цифр. Они ужасные, вдумайтесь в них:

(3-4-ый слайд)

« Каждый третий школьник знает вкус наркотика. Число смертельных случаев от употребления наркотиков среди населения России увеличилось за последние 10 лет в 12 раз, среди детей – в 42 раза.»

- Быть может, данные несколько преувеличены? Хочется верить в это. К нам, в общество, пришла большая беда – наркомания.

( 5-ый слайд)

«Отравленные души, загубленные судьбы»
Кто-то там проколол свою совесть,
Кто-то в сердце вкурил анашу.
Эх, ребята, про вас нужно повесть,
Жалко, повестей я не пишу.
В.Высоцкий

- Не о них ли писал Владимир Высоцкий?

- Другой мастер слова, М.А.Булгаков, 75 лет тому назад написал в пронзительном рассказе-исповеди «Морфий»:

( 6-9-ый слайд)

«Я – несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех, кому выпадает на долю та же участь»

4. Первичное восприятие текста.

- Каково ваше первоначальное впечатление от рассказа «Морфий»

5. Работа по содержанию. (слайд 10)

- Что показалось вам наиболее интересным в построении этого произведения?
- Достоверность ужасных мучений, физических и моральных, гарантируется изначально, поскольку автор выбрал для их описания форму дневника. Всем известно, что дневнику доверяется наиболее сокровенное, личное, то, что порой невозможно рассказать даже самому близкому человеку. Кроме того, его пишет врач – человек, который может описать свои ощущения как специалист, вооруженный знаниями, а значит, казалось бы, могущий что-то изменить. Но, увы

Передайте кратко начало рассказа.

- Зачитайте письмо.
- Что можно сказать о человеке, написавшем такое письмо? К каким выводам приходит наш герой?
- Истерическое письмо получено от человека, которого сам же Бомгард помнит как Дополните. (как «очень рассудительного» человека).
- Что еще мы можем вспомнить о характере Полякова?
- И вот теперь некогда «очень рассудительного человека» привозят ночью в больницу. Каким увидел его Бомгард?
- С какой целью автор так детально описывает его? Какой прием использует? (антитезу: каким был, каким стал).
- Умирающий Поляков передает Бомгарду свое письмо и тетрадь с дневниковыми записями. Вспомните, как написано письмо? Как сделаны записи в дневнике? О чем это говорит? (ученики цитируют)

- Итак, перед нами дневник доктора Полякова – исповедь человека, оказавшегося вдруг в российской глубинке, в одной из отдаленных больниц по распределению. Каковы временные рамки этого дневника? ( с 20 января 1917 по 13 февраля 1918).
- Каково содержание первой записи?
- О какой ране говорит Поляков?
- Какие слова, повторяющиеся многократно, помогают понять нам душевное состояние Полякова? («Я один»)
- Что случилось в ночь на 15 февраля?

( 11-17 слайд)

«Морфий – это наркотическое вещество, применяемое в медицине с целью обезболивания. Сильнее всего морфий действует на головной мозг человека»

- Что сам Поляков говорит о морфии?
- Что происходит в последующие дни? (впрыскивает 1,5 шприца).
- Почему он это делает? (хочет забыться).
- Он описывает свое состояние после принятия морфия. Ему очень хорошо, никакие мысли не тревожат, спит сладко, все вокруг преображается.

« При первой стадии развивается психическая зависимость. Человек испытывает эйфорию, когда все кажется прекрасным, нет никаких неприятных ощущений».
- Видимо, наш герой находится на первой стадии заболевания. Как долго длится такое состояние? (чуть больше месяца).
- Интересует ли Полякова какие-то внешние события, общественная жизнь?
- И вот так пролетел 1 месяц и 4 дня. Из-за чего произошел срыв в поведении доктора?
- Прочитайте по ролям диалог, датированный от 19 марта.
- Найдите и прочитайте еще раз слова, которые передают его состояние. («Тут я впервые обнаружил в себе неприятную способность злиться»).


«При второй стадии формируется не только психическая, но и физическая зависимость. Начинается утрата эйфории, проявляется токсическое действие наркотика. Поражается центральная нервная система».
- Анна Кирилловна, фельдшерица с Богом забытого участка. Кто она для Полякова: палочка-выручалочка, делающая в нужный момент ему раствор, или нечто большее? (любит).
- Прошло еще 19 дней, затем 20. Запись в дневнике очень кратка. Но о чем она говорит? Прокомментируйте. («Это мучение». «Весна ужасна».)
- Найдите описание весны Поляковым.
- Теперь доктору Полякову наркотики требуются постоянно. Он описывает один из вечеров своих тогда же, 9 апреля, когда вынужденно совершает 15-16 «прогулок» по комнате, а потом вновь идет колоться.


«Третья стадия болезни, которая характеризуется максимальной физической зависимость от наркотика, наступлением тяжелых, необратимых изменений в организме и в психике, когда колются не с целью развития эйфории, а с целью избежания развития абстиненции, или «ломки», которая выражается в слабости, болях, рвоте, судорогах, отклонениях в психике.»
- Когда же, наконец, Поляков понимает, что заболел, именно заболел морфинизмом? (прошло чуть меньше двух месяцев).
- Меняется ли его поведение на людях?
- Так неужели это все? Неужели ничего нельзя уже сделать? Пытается ли Сергей Поляков что-то изменить в своей жизни?
- И вновь какое-то облегчение, и надежда на то, что все «не так страшно», что рано или поздно он бросит. Но мы видим, что бросить самостоятельно герой уже не сможет, нужна врачебная помощь.


- Из записи 14 ноября 1917 года мы узнаем о его попытке лечиться. С какими историческими событиями совпадает его пребывание в больнице? Как они влияют на доктора? Помогло ли ему лечение?
- И тут возникает проблема морального плана. Он крадет наркотик, потому что увидел ключ в замке. «Я решил, что во время боев и всей кутерьмы, связанной с переворотом, я нигде не достану морфия». Но, а если бы ключа не было? Взломал бы он шкаф или нет? Как отвечает на этот вопрос сам Поляков?
- Видимо, этот момент можно назвать кульминационным. Я думаю, вы все сможете привести примеры из нашей сегодняшней жизни, когда никакие моральные запреты, а порой и уголовные наказания, не становятся, к сожалению, преградой для совершения противоправных деяний со стороны людей, погрязших в болоте наркомании. Несут из дома, воруют, требуют деньги у младших, у стариков, угрожая им, - ничем не брезгуют наркоманы, лишь бы избежать мучений, подобно тем, которые описаны Булгаковым.

(слайд 18-19)

- Жутко и неприятно узнавать, что, украв морфий, Поляков делает себе укол в уборной. А в двери ломятся, «руки прыгают, и прыгает крючок, того и гляди, распахнется дверь» С тех пор и фурункулы у него. Вспоминая позже этот момент, он плачет. На другой день Поляков возвращается к доктору М., но продолжать лечение отказывается. Как вы думаете почему? (он слабый).
- Но дорога у таких больных одна. Что говорит ему лечащий врач? (попадешь в психиатрическую больницу).
- Расскажите о его душевном и физическом состоянии после приезда из Москвы.
- Не дождавшись приезда доктора Бомгарда, Поляков стреляется. Что подтолкнуло Сергея Полякова к самоубийству? (безысходность).
- На этом обрываются дневниковые записи, или история болезни доктора Сергея Полякова. А как вы думаете, актуальны ли такие записи сегодня?

(20 слайд)

Вены ждут вмазки,
Как дети ждут сказки,
Как влаги – цветы,
Как ждешь меня ты.
Плачут и стонут
Ночью бессонною.
День наступает –
Но не отпускает.

О, пощадите!
Вены заприте
На 10, на 100, на 100 тысяч замков,
И от мучительных адских оков
Ключ заберите и уберите.
Как мне поверить, что навсегда
В венах моих поселилась беда?

- Это страшные строчки. Они страшны своей безысходностью.




(Слайды 21-34)

- Готовясь к этому уроку, Шакурова Алина и Сыркина Анастасия , ученицы 11-а класса, провели небольшой социологический опрос среди старшеклассников нашей школы, результаты которого вы сейчас увидите.

Социологический опрос школьников

Достаточно ли информации о наркотиках?
а/ достаточно
б/ не совсем достаточно
в/ мало

Почему же люди, зная о последствиях пристрастия к наркотикам, все же пробуют его?

Много ли среди друзей и знакомых наркоманов?
а/ много
б/ таковых не много
в/ таких друзей нет
г/ затрудняюсь ответить

как вы относитесь к таким людям?
а/больные люди
б/ испытываю жалость
в/ отрицательно
г/ положительно
д/ безразлично
е/ не понимаю
ж/ не считаю их за людей

(слайд 35)_.
Десять причин, по которым я не буду употреблять наркотики

7. Итог урока.

- Опрос показал, что проблема наркомании в нашем городе существует и наши старшеклассники не испытывают иллюзий на сей счет.

8. Рефлексия.

(Слайд 36-37)
«А все могло быть иначе.»

- Что случилось с доктором Поляковым, мы прочитали, поэтому никто не должен говорить себе: «Я могу попробовать этот наркотик, а потом перестану. Ничего страшного не случится, у меня же есть сила воли».

Увы, сила воли может не сработать, как не сработала она у героя Булгакова. Нельзя пробовать наркотики!
Мужество, сила, настоящий характер, престиж заключается в том, чтобы отказаться от соблазнов и самых настойчивых советов. Печальная судьба доктора Полякова, я думаю, должна послужить для нас предостережением.

музыка «Реквием»