Нетрадиционный урок – это сложная и многогранная форма обучения

импровизация учителя. Нетрадиционный урок в большей мере импровизированное занятие, имеющее нетрадиционную, неустановленную структуру.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.
Приведу ниже некоторые из них:
уроки соревнования;
уроки фантазирования;
уроки – деловые игры;
урок – турнир;
урок - диспут
уроки – консультации;
уроки типа КВН;
компьютерные уроки;
уроки – творчества;
уроки – зачеты;
уроки – сомнения;
уроки – творческие отчеты;
уроки – конкурсы;
интегральные уроки;
уроки – концерты;
уроки – сказки;
уроки – путешествия;
аукцион знаний;
Смысл нетрадиционных уроков заключается в следующем:
а) в повышении познавательной активности, интереса к учебным занятиям;
б) в развитии инициативы, творческого потенциала личности ученика;
в) создание установки на творческую деятельность, на постоянный поиск;
г) в создании условий для формирования таких качеств характера как воля, трудолюбие, доброжелательность, взаимовыручка, умение управлять своим эмоциональным состоянием и т.п.
Нетрадиционный урок – это сложная и многогранная форма обучения, которая способствует не только усвоению учебных ЗУНов, но и побуждает ученика к активной познавательной деятельности, способствует формированию познавательных интересов, развивает такие психические процессы как мышление, произвольное внимание, творчество и т.д. Основные составляющие элементы необычного урока - неординарность в форме проведения, занимательность, обилие наглядного материала, проблемность, активный поиск путей решения учебных задач.
Нетрадиционные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, помогают формировать навыки учебной работы. Приведём примеры нетрадиционных уроков.
Обобщающий урок по теме « Глагол» (3 класс) форма сказка- путешествие.
Ребятам даётся целевая установка. Урок начинается с прослушивания грамзаписи. Ребятам показывается модель парусника, на котором они будут путешествовать. Тему урока ребята определяют, разгадав кроссворд, в котором используются словарные слова. Путешествуя, ученики делают остановку у пристани «Всезнайка», где вспоминают, что такое глагол и его признаки. Затем следуют пристани «Сказочная», «Словознайка», «Шуточная», «Думай-ка», «Угадай-ка», «Здоровье», «Чистописание» и «Итоговая». На каждой пристани ждут интересные задания в занимательной форме. Ребята вспоминают, как определить время, лицо, число глагола. Использую кроссворды, ребусы, опорные схемы, отрывки из произведения А.С. Пушкина.
Учащиеся на таком уроке работают плодотворно, с увлечением, внимание их не ослабевает до конца урока.
Урок сказка. Этот урок проводится по теме «Правописание глаголов с частицей не».
Начинается урок со стихотворения. Сразу перед ребятами становится проблема. Чтобы её разрешить ребята составляют текст-рассуждение.
На уроке в гости к школьникам приходит их любимый герой Незнайка. Дети с увлечением исправляют его ошибки, при составлении предложения. Затем появляется Гном. Выполняя различные задания, учащихся самостоятельно делают выводы, доказывая их. На уроке используется игра «Добавь слово», пословицы. Встречи с героями продолжаются. Идет работа над развитием речи учащихся. Дети работают и самостоятельно, и коллективно. Урок имеет ещё и большое воспитательное значение, т.к. в процессе игры ребята вспоминают правила дорожного движения.
На уроке русского языка во 2 классе по теме: «Упражнения в распознавании частей речи и их употребление в предложении» можно провести урок-игру «Что? Где? Когда?». Детям сообщается, что за игрой будет наблюдать умнейшая Сова. За правильные ответы Сова будет вручать ордена «Умнейшей Совы». Игра начинается с разминки, на которой используются карточки со словами.
Пример карточки. Имя существительное, подлежащее, сказуемое, корень, приставка, окончание, глагол, предлог и т.д.
Учащиеся делят слова на группы и обосновывают правильность выбора решения.
После разминки следуют раунды со знатоками. В них со знатоками играют жители Кемерово. Они дают ребятам различные задания: вставьте и объясните орфограммы, объясните лексическое значение слова (фонтан, шпалеры, реставрировать), запишите слова антонимы (злость-, жестокость-, вражда- и др.).
Ребята в процессе игры определяют части речи, разбирают слова по составу речи. Как и в настоящей игре «Что? Где? Когда?» вносится чёрный ящик, содержимое которого дети должны отгадать по прилагательным прочный, тяжёлый, упругий, зернистый (гранит).
На уроке-игре звучит музыка, стихи, ребята много узнают о нашем городе Новокузнецке. В конце проводится итог, где звучат стихи о частях речи.
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
называешь ты. и др.
Такой урок активизирует познавательную деятельность учащихся, расширяет их кругозор.
Для детей это настоящий праздник; они были не просто ученики, а знатоки русского языка. По нашим наблюдениям, задания, которые получает ученик на уроках нетрадиционных форм, помогают им жить в атмосфере творческого поиска действующей на них вдохновляюще.
Одним из важных педагогических условий активизации познавательной деятельности младших школьников является использование в процессе обучения разнообразного занимательного материала. Опишу некоторые из них.
Создание игровых ситуаций способствует формированию познавательных интересов в процессе обучения. Такие ситуации могут быть созданы путём внедрения в учебный процесс загадок, развивающих познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление. Загадка необходима ребёнку, т.к. учит его познанию окружающего мира.
На уроках русского языка при изучении различных орфограмм загадки помогают разнообразить работу, «сухой» материал преподнести в занимательной форме.
Изучая тему «Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нч.» на различных этапах урока можно использовать такие загадки:
Сами крошки,
Боятся кошки;
Под полом живут,
Туда всё несут.
(Мыши)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка) и т. д.
При разгадывании загадок:
1.)формируется любовь к народному творчеству, родному языку;
2.)мобилизуются умственные силы;
3.)развивается находчивость, сообразительность, быстрота реакции;
4.)оттачивается и дисциплинируется ум;
5.)дети приучаются к чёткой логике, рассуждению, доказательству.
Из загадок легко составить кроссворды, сканворды, чайнворды которые являются также средством повышения познавательных интересов.
Кроссворд – это игра-задача, требующая заполнения словами пересекающихся рядов клеток. Особенность кроссворда в том, что слова пересекаются в одной и той же букве.
Чайнворд – имеет много общего с кроссвордом. Разница в том, что в чайнворде слова не пересекаются, а следуют одно за другим.
В «криптограмме» каждая буква зашифрованного текста соответствует определённой цифре. Буквы каждого ключевого слова надо вписать в клеточки рисунка соответственно с цифрами, затем из отгаданных слов составить слова или предложения.
Ребус требует соблюдения определённых правил и приёмов решения, с которыми ознакомили ребят.
Шарады – слова-загадки, в которых, несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово. Например:
Мой первый слог – предлог,
И во втором мы проживём всё лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждёт ответа.
(За-дача)
Младшие школьники с большим интересом и удовольствием разгадывают предложенные нами на уроках кроссворды, ребусы, шарады, чайнворды. Урок оживляется, расширяется кругозор детей, обогащается их речь.

15