6 класс. Литература. Мифы древних славян. Народный миф о Солнце.


Разработка урока по теме
Народный миф о Солнце
6 класс
Якушкина О.Н
Учитель русского языка и литературы
Донецкой гимназии №92
Учитель высшпей квалификационной категории
Донецк
2014
Данная работа представляет собой методическую разработку урока по литературе в 6 классе «Мифы древних славян. Народный миф о Солнце» относится к теме «Мифы Древней Греции. Мифы Древних славян. Библейские притчи».
Верования древних славян, представления о природе и человеке, обычаи, берущие своё начало в эпоху древних славян становятся предметом беседы на уроке.Формы работы на уроке: работа с языковым материалом, анализ текста «Миф о Солнце»
Данная разработка содержит:
Конспект урока по данной теме.
Презентацию: «Мифы древних славян. Миф о Солнце»
В ходе создания данной работы были использованы программные продукты Windows: Word, PowerPoint. Работа содержит репродукции картин.
Минимальные требования для корректного просмотра данной работы Windows 2007.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ.
ТЕМА: Мифы древних славян. Народный миф о Солнце.
ЦЕЛЬ:
познакомить учащихся с представлениями древних славян о происхождении человека;
показать, как прослеживается в мифе неотделимость человека от природы;
формировать у учащихся эстетическое отношение к окружающему миру;
развивать творческое воображение, логическое мышление, речь учащихся, умение работать в группах.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
текст мифа о Солнце,
оценочный лист,
карточки для работы в группах,
презентация «Мифы древних славян. Миф о Солнце»
Требования к оборудованию: Windows 2007-2012
Описание работы с презентацией:
слайды презентации содержат анимацию и триггеры.
Триггеры с 17 по 21 слайды. Для того чтобы увидеть правильный ответ на заданный вопрос, нужно на него нажать, тогда проявится верный ответ.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент.
Учитель:
Родина – это всё и, прежде всего, язык, природа, древняя история своей страны, её предки, народные песни и сказания, память о предках…
В. Астафьев
Нужно ли современному человеку читать славянские мифы?
Сегодня мы познакомимся с мифологией древних славян. Славянская мифология, в отличие от древнегреческой, которая получила литературную обработку, осталась в целом неописанной. Это связано с тем, что не существует письменных свидетельств о временах славянского язычества. Сведения о нём сохранились только в преданиях, верованиях, обычаях, обрядах.
Наши далёкие предки представляли силы природы в виде живых существ, которые могли помогать человеку, а если их рассердить – творили зло.
Сейчас мы с вами начнём знакомиться со славянскими богами. Посмотрев на изображения богов, ответьте на такие вопросы: Что является доказательством того, что славянские боги представлялись в виде живых существ? Как это связано с тем, что вы уже знаете о славянах, их жизни, верованиях?
ІІ.Мотивация учебной деятельностиЗнать Уметь Ценить- помнить
Содержание мифа о Солнце; имена божеств, что олицетворяли собой славянские боги; некоторые традиции и обряды предков – славян. Выделять в тексте эпизоды, помогающие найти ответы на вопросы; пересказывать отрывки из мифа о Солнце; давать характеристику прочитанному; принимать участие в диалоге при обсуждении произведения; строить работу в группах для достижения положительного результата; уметь сопоставлять, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Творчество своих предков, традиции, историю и обычаи своего народа.
«Мои ожидания». Каждый ученик получает стикер в форме капли, символизирующей каплю воды. После чего ученикам предлагается записать на стикере свои ожидания от урока. Начать так: От урока я жду…
Затем каждый ученик выходит к доске и на ватман, где нарисован кувшин и река, наклеивает свои ожидания, пока «закрашивая» только реку.
ІІI. Сообщение темы урока.
ІV.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Приём «Пароль»: представить славян одним словом или предложением.
Ребята, вернувшись от доски, чтобы сесть на своё место, должны сказать слово, которое бы имело отношение к славянам (где жили, как жили, на какие племена делились, чем занимались, во что верили…). Только назвав самостоятельно или с помощью одноклассников информацию, учащиеся садятся за парту.
На предыдущих уроках мы говорили о мифах, о том, как представляли себе сотворение мира древние греки.
Давайте вспомним, что такое миф?
Что послужило толчком к появлению мифов?
А какие вопросы могли, по – вашему, интересовать древних славян? Будут ли они отличаться от вопросов древних славян? Почему?
Теория литературы: миф – рассказ, в котором объясняется устройство мира, явления природы… (те, кто их составлял, свято верил в то, о чём говорилось в мифах)
Мифология –
1. Совокупность мифов какого – нибудь народа.
2.Наука, изучающая мифы.
2. Смотрим презентацию, знакомимся со славянским пантеоном богов.
Блиц - опрос и «опора по теме урока. Приложение №1» позволяют проверить, насколько внимательно и продуктивно ребята смотрели презентацию. ( Ребята смотрят презентацию, перед которой они предупреждаются, что увиденное поможет выполнить следующее задание. Затем блиц – опрос, самопроверка, выполнение задания на соответствие и заполнение оценочного листа.)3.Перекрёстная дискуссия.
- О чём может быть текст с названием «Миф о Солнце»?
- о том, как появилось солнце на небе;
- о звезде Солнце;
- о том, как Солнце согревает Землю…
- Назовите слова, которые приходят вам в голову, когда вы слышите слово «солнце» (составляем ассоциативный ряд).
- Читаем текст мифа о Солнце. Первый абзац (Мельников – Печерский. «В лесах»)После прочтения первого абзаца, задаётся вопрос: Как вы думаете, что будет с Матерью – Сырой – Землёй после того, как « на неё полились через Солнце жаркие волны лучезарного Ярилина света»? (Ребята высказывают свои предположения)
- Читаем текст дальше, заканчивая словами «… в воздухе затолклись мелкие насекомые, мушки да мошки.» - Ребята, как вы думаете, что будет происходить на земле дальше? Кто следующим появится на Земле?
Дочитываем миф до конца.
- Так на какие же вопросы отвечает славянский миф о Солнце? Ответьте на вопросы, воспользовавшись началом (Опора к теме урока. Приложение №2)
4. Работа с текстом. Найдите в тексте эпизод, в котором объясняется появление растительного и животного мира на земле.
- Почему именно Ярило, а не Дажьбог, Хорс отец всего живого на земле? Что было непременным условием возникновения жизни на земле? (Любовь)
- А как объясняется в мифе появление ума в человеческой голове? Зачитайте.
Внимательно прочитайте фразеологизмы, в которых нашли отражения представления наших предков ( Опора к теме урока. Приложение №3)
Так как же в языке отразились мифологические представления о возникновении ума?
-Как в мифе объясняется появление огня? (перескажите этот эпизод)
-Каково его значение в мифе и какие языческие праздники, связанные с огнём, вам известны? (Масленица, Ивана Купала)
- А как отразились представления славян в загадках, которые так хорошо нам известны с детства?
(Читаем загадки, отгадываем. Опора к теме урока. Приложение №4)
5. Тест по мифу о Солнце. Самопроверка. Заполнение оценочного листа.
6. Работа в группах. «Джиг – соу». Ребята, мифы многих народов тесно связаны между собой, в них много общего. Сейчас мы познакомимся с отрывками из мифов разных народов о сотворении мира. Для выполнения этой работы ребята объединяются в группы (их четыре), читают информацию, выделяют главное, отправляются к другим группам и добывают «чужую информацию», возвращаются, делятся тем, о чём узнали со своей группой. Обсуждаем информацию, а затем отвечаем на вопрос: Что общего в представлении древних людей о сотворении мира? (Карточки – информаторы помещены в опоре к теме урока. Приложение №5).
7. Приём «Выбери позицию»: Ребята должны определить свою позицию относительно вопроса: Помогают ли нам славянские мифы в том, чтобы мы ощущали себя частицей своего народа? Согласен. Не согласен. Имею другую точку зрения. Аргументируют свой выбор, ребята, имея в руках стикер в виде листочка, помещают его на «Дерево решений». Правая сторона – « согласен», слева – «не согласен», под деревом – «имею другую точку зрения». Мы можем увидеть, как распределились мнения. (« Дерево нарисовано на ватмане и помещено на доске).
V Рефлексия. Приём «Микрофон»
Что на уроке было интересным?
Что понравилось больше всего?
Чему научился?
Что вызывало трудности?
Что удивило?
Что было лишним?
Что было неинтересным?
Кто был лидером на уроке?
Кому удалось дать лучший ответ?
Оправдались ли ожидания от урока?
Обращаемся к кувшину, нарисованному на ватмане. Если ожидания оправдались, учащиеся свои стикеры помещают в кувшин, постепенно заполняя сосуд, если не совсем – оставляют стикер на месте, если же у кого – то возникло желание познакомиться с мифологией славян подробнее – на кувшином, имитируя брызги воды. (Так и мы, как этот сосуд, вбираем в себя знаниями, полученными на уроке)
VІ. Подведение итогов. По русскому обучаю подарки. Первое – «хорошуль» (так называется пирог – курник в честь бога Хорса, который готовится по старому русскому рецепту. Такой порог – символ Солнца, жизни. Угощая таким пирогом, желали догой жизни и света, тепла в отношениях). Второе – притча о Солнцею А на перемене у вас есть возможность поводить хоровод, который также символизирует Солнце.
VІІ. Дифференцированное домашнее задание (по выбору учащихся)
Посмотреть мультфильмы: «Краденое Солнце», «Бременские музыканты»(«Луч солнца золотого»), «А у тебя есть солнце», «Петушок и Солнышко». Какие представления древних славян нашли отражения в них?
Дать письменный ответ на вопрос: В чём отличие древнегреческой мифологии от славянской?
Составить коллаж на тему «Знакомое и незнакомое Солнце»
ОПОРА ПО ТЕМЕ УРОКА. ПРИЛОЖЕНИЕ №1
БЛИЦ – ОПРОС:




НАЙТИ СООТВЕТСТВИЕ:
СВАРОГ ВЕРХОВНЫЙ БОГ, БОГ ГРОЗЫ И ГРОМА
ПЕРУН БОГ ВЕСЕННЕГО СОЛНЦА
ДАЖЬБОГ БОГ СОЛНЦА, ПОВЕЛИТЕЛЬ МОЛНИЙ
ЯРИЛО БОГ СОЛНЦА
ХОРС БОГ ОГНЯ
МОКОШЬ ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЕТ СКОТУ, БОГАТСТВУ, ТОРГОВЛЕ
ВЕЛЕС ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЕТ СУДЬБЕ, ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЕТ
РУКОДЕЛИЮ
СТРИБОГ БОГ ВЕТРА
МОРАНА ОЛИЦЕТВОРЯЕТ СМЕРТЬ, ЗИМУ
ЧЕРНОБОГ БОГ ДОБРА И СВЕТА
БЕЛОБОГ БОГ ДОМАШНЕГО ОЧАГА
ЧУР БОГ – ПРЕДОК
РОД БОГ ХОЛОДА И ЗЛА
КИКИМОРА, ЛИХО, ВОДЯНОЙ, ЛЕШИЙ, РУСАЛКИ – НИЗШАЯ ДЕМОНОЛОГИЯ.
Почему для славян так важно уточнить:бог Солнца, бог весеннего Солнца?
ОПОРА ПО ТЕМЕ УРОКА. ПРИЛОЖЕНИЕ №2
На какие вопросы отвечает славянский миф о Солнце ?
Продолжи фразу.
Как…. (появился мир)
Как … (одно время года минует другое)
Как …. (появился огонь на земле)
Как … (зародилась жизнь на земле)
Как … (появился человек на земле)
Как … (человек обрёл способность мыслить)
Как … (объясняется тот факт, что сначала умерших сжигали, а потом предавали строй земле)
ОПОРА ПО ТЕМЕ УРОКА. ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:
Светлая голова, мысль пронзила, как молния, проблески мысли, осенила мысль, блестящий ум, мысль промелькнула молнией, молниеносное решение, мисль озарила.
ОПОРА ПО ТЕМЕ УРОКА. ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Один костёр весь мир согревает.
Золотой хозяин с поля идёт, а утром возвращается.
Взглянёшь – заплачеш, а краше его нет.
ОПОРА ПО ТЕМЕ УРОКА. ПРИЛОЖЕНИЕ №5
КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №1
Древний ЕгипетНе существровало ещё небо и не существовала земля. Не было ещё ни почвы, ни земли в этом месте. Я сотворил их там- из небытия.
КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №2
Древние славянеДо рождения света белого тьмой был окутан мир. Был во тьме лиш прародитель наш.
Род родил Сварога небесного и вдохнул в него свой могучий дух. Дал четыре ему головы, чтобы он мир осматривал во все стороны.
КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №3
Центральная Америка
Это рассказ о том, как всё было в состоянии невесомости, всё холодное, всё в молчании, всё быздвижное, всё тихое:в пространстве неба было пусто…Не было ни человека, ни животных…
КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №4
Древняя ИндияВначале не было ничего: ни солнца, ни луны, ни звёзд. Только воды простирались беспредельно. Воды породили огонь. Великой силоц тепла зародилось в них Золотое Яйцо.Через годи из Яйца возник прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя стала - небом, нижняя – землёю, а между ними Брахма образовал воздушное пространство. Так была создана Вселенная.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
БЛИЦ – ОПРОС :




ТЕСТ. МИФ О СОЛНЦЕ.





\s