Неделя психологии 2015: итоги, размышления, выводы…


Неделя психологии 2015: итоги, размышления, выводы…
Педагог-психолог Богачева Т.А.
(1-6 классы)
Неделя психологии проходит в нашей школе всего второй год, и как каждое новшество оно привносит в размеренную и привычную жизнь школы свои порой непредсказуемые коррективы. Как чудесно, когда творчество объявляется ведущей ценностью на целую неделю! И как в сказке этому волшебному превращению подвергаются без исключения все ученики, учителя, администрация, все-все от первоклассников до выпускников. Как много радости приносит процесс подготовки, когда пишутся задания, подготавливаются фоны для детских работ, когда все согласовывается, выверяется и приобретает законченную форму. И как много трепета возникает в душе в тот момент, когда вот оно, случилось, все на месте, все представлено, все произошло!
Все мы, взрослые, много раз читали и перечитывали, копировали в свои важные документы положения о Неделе психологии, проводившиеся в других школах. Как прекрасно, когда есть возможность обменяться опытом и поучиться у коллег, найти необычное и увлекательное задание, переделать, переосмыслить, привнести что-то новое. Да, нам взрослым понятно, нам взрослым хорошо, мы организуем прекрасное творческое дело. Но еще и как важен взгляд самих учеников, то, что происходит с ними самими в тот момент, когда они получают задания и с большим интересом его выполняют.
Мне всегда казалось важным определить отличие именно Недели психологии от других увлекательных недель: права, математики и других школьных предметов. Чем же КВН на Неделе психологии отличается от КВНа обычного, которых в каждой школе каждый год великое множество? Что отличает психологию от творческих заданий предметных олимпиад, ведь и там и там задействованы ум, эмоции и фантазия?
И я поняла, что главная задача, над которой стоит подумать, и возможно захочется решить, это задача познания себя, своей души, чувств, желаний, то, какой я есть, в чем заключается собственно мое и что, такой замечательный я, могу сказать миру, что представить, и возможно чем удивить.
Понимаю, что, скорее всего сами дети не задавали себе эти вопросы, да и сможет ли маленький ребенок сформулировать это так, как умеют делать взрослые. Но когда на помощь приходит сказка, и когда она сама, как Волшебная Фея, нежно и бережно увлекает тебя в необычное царство, то надежные слуги – Разум, Чувство юмора и Фантазия непременно спешат на помощь, и волшебный золотой ключик в виде рисунка, рассказа или коллажа непременно оказывается у нас в кармане, даря радость, вдохновение и удачу.Итак.
Задания к Неделе психологии по 1-6 классам
2014-2015 учебный год
Основание: проективная психология, работа с образами, символам и метафорами
«В мире много сказок»
Девиз «Всегда иди, мой друг, иди дорогою добра»Класс Задание Цель Форма представления
1-е «Радуга радости»
«Радостное событие, которое со мной произошло…» или «Самую большую радость мне дарит…)Выявление характера, содержания переживаний младших школьников, создание позитивной атмосферы творчества Рисунок формата А42-е «Заколдованный лес»
«Если бы я был обитателем волшебного леса, я превратился в…» (животные, растения, сказочные персонажи)
*сочини сказку о своем персонаже; с помощью какого приема можно его расколдовать? Экспресс-диагностика образа «Я» учащихся, развитие самосознания учащихся, отреагирование негативных чувств, развитие воображения Рисунок формата А4, без фона, с учетом того, чтобы картинку можно было вырезать и приклеить на общий фон
*сказка письменно или в печатном виде формат тетрадного листа или А5
3-и «Как на море-океане»
«Если бы я был обитателем морских глубин, то я превратился в…»
*сочини сказку о своем персонаже Экспресс-диагностика образа «Я» учащихся, развитие самосознания учащихся, отреагирование негативных чувств, развитие воображения Рисунок формата А4, без фона, с учетом того, чтобы картинку можно было вырезать и приклеить на общий фон
*сказка письменно или в печатном виде формат тетрадного листа или А5
4-е «Времена года, погода и природные явления»
«Если бы я был природным явлением или погодой, я превратился бы в…» Экспресс-диагностика образа «Я» учащихся, развитие самосознания учащихся, отреагирование негативных чувств, развитие воображения Рисунок формата А4, без фона, с учетом того, чтобы картинку можно было вырезать и приклеить на общий фон
*сказка письменно или в печатном виде формат тетрадного листа или А5
5-е Психологический КВН или Соревнование команд Экспресс-диагностика психологической грамотности школьников, развитие навыков работы в команде, развитие креативности Соревнования по командам. 5 человек от класса
6-е Метафорический портрет классного руководителя или любимого учителя «Ты моя мелодия, я твой преданный Орфей»
Если бы учитель был
- музыкой (песней, мелодией…)
- музыкальным инструментом
- фильмом
- цветом
- временем года
- стихотворением
- волшебным предметом
Активизация творческого мышления учащихся, развитие эмпатии, развитие навыков работы в команде Видеоролик
Презентация
Плакат (по выбору)
Коллаж
Учите-ляПсихологический ЕГЭ Снижение эмоционального напряжения, активизация творческого потенциала Тестирование в юмористической форме, работа в командах
все «Сундучок сокровищ» («гадание на психологической гуще») Создание атмосферы творчества, погруженности в предмет, актуализация личностных ресурсов учащихся и учителей Коробки с фразеологическими выражениями, определяющими эмоциональные состояния, высказывания известных философов, стихотворные строчки, пословицы и поговорки
все «Свет мой, зеркальце, скажи!»
Проективные тесты Плакат «Зеркало» с распечатками проективных тестов и анкет для самостоятельной экспресс-диагностики
Задания к неделе психологии
1739265736601-е классы
Искорка радости
(счастливое событие, которое со мной произошло)
В незапамятные времена в одной далекой-далекой стране жила-была маленькая Фея. Фея была самая что ни на есть обыкновенная – с рыжими волосами, зелеными глазами, в ярком цветастом платьице. И все, конечно, считали бы, что в ней ничего необычного, если бы ее домик не стоял на… РАДУГЕ! На самом верху радуги примостился аккуратненький жизнерадостный малюсенький домик, в котором эта фея жила. Можно сказать, что ей крупно повезло! Каждый день она прогуливалась по радуге, каталась с нее, словно с горки или часами сидела на радуге, как на мостике, и болтала ножками. Вы, наверно, уже догадались, что это была самая веселая и радостная Фея на свете, потому что каждый день радуга дарила ей разноцветные искорки новых впечатлений. И вот однажды Фея решила поделиться своей радостью со всеми мальчишкам и девчонкам на Земле. Она собрала в ладошки много-много-много искорок счастья, набрала побольше воздуха и изо всех сил дунула, чтобы искорки разлетелись в разные стороны, и у каждого мальчика или девочки обязательно случилось в жизни радостное событие!
Представьте себе, что к вам в ладошки тоже попала искорка счастья! Какого бы она была цвета? Какое радостное событие с Вами бы произошло? Может, оно уже случилось? Нарисуй на листочке то, что приносит тебе самую большую радость!
1577340260985Задания к неделе психологии
2-е классы
«Заколдованный лес»
В незапамятные времена одной далекой-далекой стране жили-были два волшебника Добрый и Злой. Добрый волшебник помогал людям в беде, дарил радость, наделял людей талантами, а злой – все разрушал, поселял в душах людей зависть, обиду и злость. И вот как-то раз Злой волшебник так разозлился на людей, что решил их всех заколдовать, например, превратить в обитателей волшебного леса – растения или животных. Если бы Добрый волшебник вовремя узнал о надвигающейся беде, то он, конечно же, помог жителям! Но, увы, он прилетел слишком поздно, когда волшебство уже свершилось! Единственное, что он смог сделать, это предоставить людям выбор, в кого превратиться, т.е. превратиться именно в то растение или животное, которое нравится. Так появился Волшебный лес, в котором каждый обитатель был заколдованным человеком. Несмотря на происки Злого волшебника, Лес получился очень красивым, ведь жители были добрыми, и эта доброта придавала им внутреннюю красоту. И поэтому по лесу ходили самые разные животные, и вокруг росли очень необычные деревья. Но, конечно, каждому из них хотелось со временем снова стать человеком, и Добрый волшебник нашел способ. Он сделал так, что все станет как прежде, если каждый обитатель леса найдет себе друзей и придумает доброе дело, которое поможет его расколдовать.
Представьте себе, что вы тоже оказались в заколдованном Лесу. Каким бы растением или животным вы были? Напишите сказку о своем персонаже и придумайте способ, как его можно расколдовать.
1577340299085Задания к неделе психологии
3-е классы
«Как на море-океане»
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в необычное путешествие! Я предлагаю вам отправиться в путешествие морское!
Давным-давно, когда еще материки представляли собой единый континент, а людей, наверно, еще не было и в помине, большую часть поверхности земли занимал Океан. Он был глубоким и могучим, сильным и непокорным. Бывали дни, когда он был ласков и послушен, и тогда берега омывались легкими и нежными волнами, оставляя после себя воздушные островки морской пены. Иногда же он вздымался огромными водяными пиками, и тогда даже прибрежные скалы испытывали перед ним ужас. Это было время, когда в океане зародилась жизнь, и с каждым днем появлялись все новые и новые морские обитатели.
Со временем, материки разделились, на земле появились люди, они научились строить корабли, стали путешествовать. Но Океан по-прежнему оставался для них загадкой. Он манил своими глубинами и пугал множеством тех загадочных существ, которые в нем жили.
Представь, что ты на некоторое время тоже превратился в обитателя морских глубин. Кем бы ты стал? Где бы жил – на поверхности, в толще воды, на морском дне? Какой бы у тебя был характер? Чем бы ты питался? И какие бы сказочные события с тобой происходили?
Нарисуй то существо, в которое ты бы превратился и сочини о нем историю или расскажи сказку.
1243965152400Задания к неделе психологии
4-е классы
«Метафорический автопортрет»
Дорогие ребята!
Метафорический портрет — одна из популярных техник арт-терапии. Она дает возможность с помощью образов лучше узнать себя самого. А поскольку образы — вещь интуитивная, они помогут наиболее точно отразить ваше истинное «Я». 
Попробуйте ответить на вопрос:
«Если бы я был природным явлением, то я был бы...»
Попробуй представить как можно подробнее, как это выглядит, какими сопровождается звуками, ощущениями, какие чувства вызывает.
Нарисуй то, что предстало перед твоим воображением!
Это может быть несколько рисунков, которые могут отражать твои различные состояния: злости, обиды, гнева, радости, счастья.
Опиши это явление в любом жанре – научном, в виде рассказа или сказки.
491490145415
Задания для психологического КВН для 5-х классовУсловия: от каждого класса команда 5 человек
Задание № 1. Разминка
Задача - пройти «болото иносказательности».
Описание: На полу разложены листы бумаги – «кочки. Каждая кочка – фразеологизм, описывающий чувства и состояния человека. Задача – объяснить смысл. Капитан переворачивает карточку. Если правильно, то делается шаг к следующей кочке, если не удается объяснить, то команда остается на месте. Отвечают по очереди. На каждый ответ дается 10 секунд.
Примеры:
Чувствовать себя не в своей тарелке
Хлебнуть лиха
Ударить обухом по голове
Тянуть за душу
Точить зуб на кого-то
Стереть в порошок
Снимать шляпу
Сидеть в печенках
Сердце кровью обливается
С руками оторвать
Рвать на себе волосы
Распустить нюни
Прийти в себя
Перевернуть душу
Подливать масла в огонь
Плюнуть в душу
Пить кровь
Не находить себе места
Ни холодно, ни жарко
Небо с овчинку кажется
Надувать губы
Метать громы и молнии
Лезть на рожон
Кусать локти
Кривить душой
Кошки на душе скребут
Иметь зуб на кого-то
Жить как кошка с собакой
Закусить удила
Души не чаять
Довести до белого каления
Выходить из себя
Встать с левой ноги
Вертеть хвостом
Водой не разольешь
Брать себя в руки
Задание № 2. Умение понимать друг друга без слов «Задача по геометрии»
Задача: с закрытыми глазами как можно быстрее выстроить в пространстве правильный квадрат.
Описание: каждой команде выдается кусок бельевой веревки, длиной около 8 метров, концы которой связаны между собой. Все члены команды держаться двумя руками за бечевку. Задание выполняется с закрытыми глазами. Нужно молча, не подглядывая, встать в пространстве так, чтобы фигура из бечевки напоминала квадрат. На выполнение задания дается 5-7 минут.
Задание № 3 «Одна голова хорошо, а пять лучше!»
Задача: запомнить максимальное количество слов.
Описание: всей командой запомнить как можно больше слов. Перед выполнением задания командам дается время на выработку стратегии, как они будут решать эту задачу. Инструкция: «Один человек в среднем может запомнить с первого раза от 7 до 10 слов. Значит, для команды из пяти человек запомнить от 35 до 50 слов не составит большой сложности! Сейчас мы это проверим! Вам буду названы 50 слов, которые вам нужно запомнить. Для удобства можно их записать, зарисовать, или придумать еще какой-нибудь способ, как лучше это сделать. Слова буду произноситься только один раз. У вас есть 2 минуты, чтобы договориться, как вы это будете делать. По окончании каждая команда зачитает свой список слов. Победит та команда, чей список будет больше и у которой будет меньше ошибок!»
Задание № 4. «Вообразилия»
Описание: Каждой команде дается обычный предмет (спичечный коробок, веник, цветочный горшок и др) (можно предложить вытягивать наугад). Нужно за определенное количество времени придумать как можно больше способов его использования. Баллы начисляются как за количество решений, так и за оригинальность решения. Время выполнения – 10 минут.
Задание № 5. «Вавилонская башня»
Задача: из газеты за 10 минут построить самую высокую башню, которая должна простоять не менее 1 мин.
Описание: Командам раздаются материалы – газеты 3-5 и скоч 1 рулон. За 10 минут всем вместе нужно придумать и построить из газет конструкцию, которая будет выше конструкций других команд и сможет самостоятельно удержаться (условие – члены команды не должны касаться ни башни, ни стола) не менее 1 минуты. Побеждает команда, чья конструкция окажется самой высокой и самой устойчивой.
Подведение итогов.
\
135826560960Задания к неделе психологии
6-е классы
Метафорический портрет классного руководителя или любимого учителя «Ты моя мелодия, я твой преданный Орфей»
Дорогие ребята!
Жанр портрета - особый вид искусства, подразумевающий не только создание красивого образа модели, но и проявление через портрет его лучшего внутреннего образа. Порой образ человека складывается из едва уловимых деталей, настроений, особенностей той атмосферы, которая создается вокруг человека, когда он общается с другими людьми. Можно представить, что когда мы разговариваем с человеком, мы слышим музыку его души, чувствуем его особый ритм, мир вокруг обретает очертания, созвучные его внутреннему миру. Общение с человеком может воодушевлять и придавать бодрости, успокаивать и вносить ясность, может смешить, радовать и удивлять, или наоборот приводить к раздумьям и неожиданным решениям. Человек как цвет, как музыкальный инструмент, как время года, как явление природы… Неограниченный полет воображения!
Предлагаем вам создать ассоциативный портрет вашего классного руководителя. Интересно, каким он будет? Насколько хорошо вы знаете человека, который всегда с вами рядом, заботится о вас и радуется вашим успехам?
Если бы учитель был
- музыкой (песней, мелодией…)
- музыкальным инструментом
- фильмом
- цветом
- временем года
- стихотворением
- волшебным предметом
Форма представления: на выбор
- видеофрагмент с музыкальным или голосовым сопровождением (предпочтительно);
- презентация;
- плакат;
- коллаж.
Форма подведения итогов: оценка жюри представленных работ, демонстрация лучших работ в холле 1 этажа, выставка.
И вот, что получилось.
Радуга радости (1-е классы)



Волшебный лес (2-е классы)


2882265-2540А какие замечательные сказки появились на свет!
«Сказка о художнице» (Опалюх Настя, 2 «Б» класс)
«Заколдованный цветок» (Колчигина Алена, 2 «В» класс)
«Сказка о тигровом нарциссе» (Пирогова Софья, 2 «В» класс)
и чудесная «Сказка о Пегасе» Чалой Арины
0А какие замечательные сказки появились на свет!
«Сказка о художнице» (Опалюх Настя, 2 «Б» класс)
«Заколдованный цветок» (Колчигина Алена, 2 «В» класс)
«Сказка о тигровом нарциссе» (Пирогова Софья, 2 «В» класс)
и чудесная «Сказка о Пегасе» Чалой Арины

Море-океан (3-и классы)


26250902540И еще сказки о морских обитателях!
«Сказка про кита» (Кандаев Никита 3 «А» класс)
«Добрый дельфин и рыбка Немо» (Ежова Катя, 3 «В»)
«Встреча» (Федотова Даша, 3 «В» класс)
«Акула и мальчик» (Логинов Дима, 3 «А» класс)
«Белая акула» (Кривенко Тимофей, 3 «А» класс)
«Морская звездочка» (Щербак Маргарита, 3 «Б» класс)
«Сказка про русалку» (Золотарева Юля, 3 «А» класс)
А еще «Если бы я был плезиозавром», «Кархародон»,
«Королева русалок», «Рыбка» и многие другие!!!
Ребята, огромное вам спасибо!!!!
00И еще сказки о морских обитателях!
«Сказка про кита» (Кандаев Никита 3 «А» класс)
«Добрый дельфин и рыбка Немо» (Ежова Катя, 3 «В»)
«Встреча» (Федотова Даша, 3 «В» класс)
«Акула и мальчик» (Логинов Дима, 3 «А» класс)
«Белая акула» (Кривенко Тимофей, 3 «А» класс)
«Морская звездочка» (Щербак Маргарита, 3 «Б» класс)
«Сказка про русалку» (Золотарева Юля, 3 «А» класс)
А еще «Если бы я был плезиозавром», «Кархародон»,
«Королева русалок», «Рыбка» и многие другие!!!
Ребята, огромное вам спасибо!!!!

Природные явления (4-е классы)

-38103391535«Если бы я была природным явлением, я была бы дождем. Без дождя нет цветов, нет самой Природы. Я бы помогала цветам и растениям расти, ведь без природы нельзя жить. И так же как и дождь, я призывала бы радугу…Дождь обычно бывает летом и весной… Дождь пригодится везде и всегда, и также радуга поднимает настроение»
(Алиева С., 4 «Г» класс)
00«Если бы я была природным явлением, я была бы дождем. Без дождя нет цветов, нет самой Природы. Я бы помогала цветам и растениям расти, ведь без природы нельзя жить. И так же как и дождь, я призывала бы радугу…Дождь обычно бывает летом и весной… Дождь пригодится везде и всегда, и также радуга поднимает настроение»
(Алиева С., 4 «Г» класс)

КВН 5-х классов


Метафорический портрет (6-е классы)

Можно сказать, что неделя удалась! И участников-мальчиков было примерно столько, сколько и девочек. А царившая атмосфера полностью подтвердила изначальный девиз – это была яркая, радостная и теплая атмосфера СКАЗКИ и ДОБРА!