Внеурочное занятие объединения «Я – исследователь» по теме «Решение проблем. Учимся делать выводы»

Внеурочное занятие объединения «Я – исследователь»
Тема «Решение проблем. Учимся делать выводы»

“... Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле”.
Леонардо да Винчи

Цели урока:
Способствовать формированию учебно-познавательной компетенции учащихся через создание оптимальных условий для исследовательской деятельности с целью:
определить значение воды в жизни планеты и в жизни человека;
выявить причины загрязнения воды;
сформулировать способы ее защиты.
Задачи урока:
формирование учебно-информационных компетенций (умения работать с текстом, находить главное, существенное; готовить свое выступление по предложенной инструкции);
развитие коммуникативных компетенций (умения общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом);
воспитание бережного отношения к природе.
Структура занятия
1. Оргмомент.
Ребята! Сегодня мы продолжим работу нашей лаборатории. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД
- А для этого нам понадобятся следующие качества:
Сообразительность, внимательность, взаимопомощь, усидчивость. Желаю вам плодотворной и интересной работы! Удачи и веры в свои силы!
2. Актуализация знаний и определение темы занятия
(Презентация)
– Что объединяет все фотографии? (На всех изображена природа)
– Какая из фотографий лишняя? (Та, на которой изображены горы. На остальных фотографиях изображена вода в природе в различных ее состояниях). Вода- единственное вещество на планете, которое бывает в трех состояниях.
Сформулируйте тему нашего занятия
– Сегодня мы продолжим решать проблемы, связанные с водой, делать выводы.
Я предлагаю вам, используя жизненный опыт, знания, наблюдения выполнить тест.
Тест.
– Предварительно оцените свою работу.
– Сравните свои ответы с правильными.
– Какие вопросы вызвали затруднение, почему?
3. Постановка проблемы
Есть моря и океаны, Изморозь, роса, туманы, Иней есть, есть облака, Есть озёра, есть река. Есть болота, есть пруды, Есть каналы для воды И позёмка тоже есть. Всей воды не перечесть. - Не слишком ли много на свете воды? Вода – это жизнь? Ваши гипотезы.
Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для использования человеком. Пресной воды очень мало на планете. Основные запасы пресной воды находятся в полярных льдах и пока недоступны для использования. Для своих нужд человек использует два источника пресной воды: грунтовые воды (подземные) и поверхностный сток (ручьи, реки, озера, водохранилища).
Одна из первоочередных задач нашего урока вместе – составить реальный план действий по охране окружающей среды и защите водоемов в нашем городе, районе. Но сначала проверим, насколько вы внимательны.
Физминутка:
Игра « Согласен - не согласен».
Я буду произносить фразу. Если вы согласны - похлопайте, если не согласны потопайте.
1.На земле четыре океана. (Хлопаем)
2.Для питья годится морская вода.( Топаем)
3.При помощи воды добывается электрический ток.(Хлопаем)
4.Самое солёное море Мертвое. (Хлопаем)
5. Байкал - самое глубокое озеро в мире и уникальный источник пресной воды. (Хлопаем)
6.Без воды нет жизни. (Хлопаем)
7.В Черном море вода - черная, в Красном красная, в Желтом желтая. (Топаем)
8.Вода составляет небольшую часть тела человека. (Топаем)
9.Начало реки называется исток, а конец называется устье. (Хлопаем)
10. Вода – источник жизни, её надо беречь. (Хлопаем)
4. Постановка проблемы и совместное открытие знаний.
А) Экологическая сказка Н.А. Рыжова “Жила-была река” ( рассказываю дети)
Жила-была Река. Река очень любила путешествовать.
Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли березы и ели, как на ее родине, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Люди обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега.
По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила и кормила весь город.
Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: “Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?”
Шло время. Люди еще больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся.
Однажды покрылась Река черной пленкой.
Стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха.
Совсем заболела Река.
“Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой реко. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек – редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов Остановилась жизнь в городе. И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее ”
– Интересно, что же он ответил? Как бы ответили вы? Вот над этим вам и предстоит сегодня подумать и предложить свои способы решения этой проблемы. Чтобы работа получилась наиболее полной и плодотворной, мы будем работать в группах в роли ученых- экологов и исследовать каждый свою тему, наша совместная работа как раз и раскроет проблему: “Зачем нам нужно охранять воду и как это сделать?”
Б) Исследовательская работа в группах.
Каждой группе предлагается
– инструкция по организации своей работы;
–научный текст по теме, который поможет раскрыть проблему;
– словари;
– вырезки из газет и журналов.
Каждая группа работает над решением определенной проблемы:
1 группа: Исследовать тему “Значение воды в жизни планеты Земля”.
2 группа: Исследовать тему “Как человек использует воду и почему её нужно беречь”.
3 группа. Выявить уже существующие способы охраны воды и составить план по охране водоемов
4 группа. “Аналитики” Определить главное в каждом тексте и придумать призыв к человечеству, в котором бы выражалась главная мысль всего нашего урока.
В) Выступление каждой группы.
Выступление 4 группы является итогом работы всех групп.
5. Итог урока
– Вернемся к сказке. Так почему же ушла Река и что нужно сделать, чтобы ее вернуть?
(Ответы детей)
- Какие методы исследования помогли решить проблемы и сделать выводы? ( Наблюдения, работа с текстом, словарем, умозаключения, решение задач)
– А хотите узнать, как заканчивается сказка и сравнить с вашими мыслями?
– И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “ Я знаю, почему ушла Река. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого, относились к ней плохо и должны попросить у нее прощения. Долго искали люди Реку, и нашли, но не сразу узнали ее, ведь она была чистой и прозрачной.
Попросили её вернуться, рассказали как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла, вернулась в город и стала помогать ее жителям.
А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. Что это за ученые?
С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.
– Совпали ли ваши мысли, ваши предложения с тем как закончил сказку автор? (Да) Почему, как вы думаете? (Потому, что поняли главное. Человек – это часть природы и никто не давал ему право загрязнять водоемы, воду. От загрязнений страдает все живое, в том числе и сам человек. Воду нужно беречь и охранять) .
– В сказке всегда заложен глубокий скрытый смысл. В чем смысл этой сказки?
В том, что ко всему, что нас окружает, нужно относиться так, как мы хотим, чтобы относились к нам. И неважно река это, животное, растение или человек
Рефлексия
- Что нового вы сегодня узнали? С какими трудностями столкнулись?
( по 1 человеку с каждой группы, которые попробуют себя в роли ...... Восстанови текст стихотворения:
2. И стороной обходит их беда.
4.Студеная и чистая вода!
1.Пусть на земле не умирают реки,
3. Пусть чистой остается в них навеки
- Оцените работу своей группы, выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.
– Я хочу завершить наше занятие стихотворением, которое восстановили ребята. И еще раз призвать вас: “Человек! Помни, твое будущее в твоих руках!”
6. Домашнее задание.
Узнать у старших, какая работа по охране вод проводится в нашем городе
Нарисовать плакат “Берегите воду!”

3.Вспомнить стихи, пословицы, фразеологизмы о воде, нарисовать экологический знак, который можно установить на берегу реки.



Листок учета. Самооценка.

Наши выводы верны

в наших выводах есть ошибки

мы не смогли сделать выводы, но теперь знаем, как это

делать