Конспект урока русского языка в 5 классе шлолы 8 вида Упражнение в написании имен существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце


Урок письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида.
Тема урока: «Упражнение в написании имен существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце».
Цель урока: Формировать умение распознавать имена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце.
Задачи:
Дидактические: упражнять обучающихся в определении рода существительных и правильном написании существительных с шипящим на конце; активизировать использование полученных знаний обучающимися.
Коррекционно-развивающие: развитие логического мышления на основе упражнений, коррекция мыслительных процессов (анализ, синтез, классификация), внимания , памяти,речи.
Коррекционно-воспитательные: воспитание у обучающихся активности в процессе учебной деятельности.; мотивацию к обучению.
Ход урока:
1.Орг. момент.
Звенит, заливается звонок,
Вас ждет интересный урок.
Хорошим пусть будет у вас настроенье
И легко вам сегодня дается ученье.
2. Проверка домашнего задания (способ взаимопроверки).
Вопросы классу.
-Что называется существительным?
-Когда в существительных после шипящих на конце пишется Ь, а когда не пишется? (Приведите примеры)
3.Упражнения для закрепления пройденного
- (спишите, вставьте пропущенные буквы, найдите в каждом столбике лишнее слово и доважите , вторая группа только вставляет пропущенную букву)
Ноч… мяч… малыш…
Товарищ… молоде… ландыш…
Скрипач… помощ… кирпич..
Плач… грач… вещ..
Какое правило о правописании существительных с шипящим на конце вы знаете?
Какого рода имена существительные в данном задании?
Что пишем на конце существительных женского рода?
Одинаково ли произносятся шипящие?
А в чем есть разница?
1)Игровые моменты.
а). Работа, связанная с отгадыванием загадок. На доске нарисовани и закрыты 4 предмета: камыш ковш, карандаш, мяч . Учащимся загадываются загадки, учащиеся отгадывают. Если загадка отгадана верно, учитель открывает нужную картинку, отгадавший загадку идет к доске и подписывает название этого предмета, обясняя првописание данного слова.
Загадки:
-У речки стоит, при ветре шуршит.
-Утка в море, а хвост на заборе.
-Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом проведет, там заметку кладет.
-Бьют его ногой и палкой, никому его не жалко.
Отчего беднягу бьют? Оттого, что он надут.
б) «Узнай и напиши». Учитель читает, а учащиеся узнают и записывают названия животных, птиц, растений и т.д.
Как называется?
-маленький колючий зверек, живущий в наших лесах;
-грызун, живущий в поле и уничтожающий зерно;
-птица, прилетающая к нам первой;
-белый душистый весеннийцветок;
-часть суток, наступающая за вечером.
в)Проверка (чтение слов с обоснованием их написания)
2). Выборочный диктант (выписать существительные с щипящим звуком на конце и указать их род, слабые учащиеся только выписывают слова).
Хорошо работает молодежь на целине. По сторонам дороги колосилась золотистая рожь. Погас последний луч солнца. В дождливую погоду нужно надевать плащ. Дети зашли в самую глушь леса. Дедушка для внука купил мяч и обруч. Надвигалась полярная ночь.
- Как узнать, когда надо писать Ь?
3) Чтение учеником стихотворения «Мягкий знак».
«мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
- В слово на шипящий, но какого рода?
4. Физкультминутка:
А теперь, ребята , встали
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
4.Работа с деформированным текстом.
В, живет, лесной глуши, еж…, колючий. С, дружит, ежом, полевая, мыш… . Она, с поля, прибегает, где, рож… , спелая колосится.
(Объясните написание существительных с шипящим звуком на конце.
Вывод учащихся.
5. Самостоятельная работа. В упр. 199. Измени слова по образцу. Подбери к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Запиши получившиеся словосочетания и подчеркни шипящие на конце существительных.
(слабым учащимся даются карточки, на которых к этому упражнению указаны слова для справок: ночь, мышь, брошь,ключ, нож, ковш, плащ)
-работа над многозначностью слова ключ с опорой на картинки: дверной ключ, гаечный ключ, скрипичный ключ,ключ – родник, ручей.
Проверка выполненной работы.
6.Задание на дом
Упр.200,стр.125 (закончи мысль в предложения одним словом).
Слабым учащимся дается задание на карточках.
Итог урока.
1.Вопросы:
Над какой часть речи мы сегодня работали на уроке?
Что такое существительное?
Какого рода бывают существительные?
У существительных какого рода пишется Ь после шипящих?
У существительных какого рода после шипящих Ь не пишется?
2.Выставление оценок.
Скоро прозвенит звонок.
И закончится урок.
Молодцы! Хочу сказать я ,
Завтра снова встретимся , друзья.