Программа внеурочной деятельности «Традиции русской народной культуры»


Программа внеурочной деятельности
«Традиции русской народной культуры»
Пилюшина Людмила Дмитриевна , учитель географии МКОУ «СОШ№7» г. Киров Калужская область
Пояснительная записка
Федеральные государственные образовательные стандарты II поколения определяют основы  духовно-нравственной культуры России и дают направление на формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность, учитывая историко-культурную, этническую и региональную специфику.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС ООО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
«Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Цель организации внеурочной деятельности МКОУ « СОШ №7» в соответствии с ФГОС ООО - создание условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Внеурочная деятельность школы направлена на достижение воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
«О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озёрами многими, реками и источниками…горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными, сёлами чудными, садами монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими! Всего ты исполнена, земля Русская!» - Это признание в любви к Родине из поэмы «Слово о погибели земли Русской» неизвестного автора 13 века.
Что такое Родина? Кто-то скажет, что это страна, где человек родился и вырос и где живёт народ, к которому он принадлежит. Другие ответят, что это родимый дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестёр, дедушек и бабушек, родственников и друзей. А можно услышать, что Родина – это родной край, где всё знакомо и дорого: и тропа от родительского дома, и яблоня под окном, посаженная в день твоего рождения…
Для меня Россия – белые берёзы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня Россия – ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.Н.Соловьёв
Любить Родину значит быть патриотом. Давайте заглянем в толковые словари и найдём значение данного слова.
«Истинный человек и сын своего Отечества есть одно и то же…»
Н.Радищев
«Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».
С. Ожогов. «Толковый словарь русского языка».
«Патриотизм – любовь к Родине, привязанность к родной земле, культуре, традициям». «Новый иллюстрированный энциклопедический словарь».
Как же воспитать патриота в современных условиях?
В настоящее время недостаточно представлена традиционная культура в современном обществе, слабо используются образовательными учреждениями и школой традиции отечественной педагогики в духовно-нравственном воспитании личности ребёнка, разрушается традиционный русский православный уклад жизни, утрачиваются семейные функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей:
   - становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;
-        усвоение социальных норм, нравственного развития;
-        развитие навыков общения со сверстниками.
В школьном возрасте ребенок должен почувствовать радость познания, приобрести умение учиться, научиться дружить и т. д. Ведущая роль принадлежит учебной деятельности. При этом активно участвуют и другие виды деятельности, такие как игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством (музыка, танцы). В этот период дети должны получать представление о жанрах фольклора, учить стихи, песни, знакомиться со сказками, с декоративным и прикладным искусством своего народа, а также с его обычаями и культурными традициями.
В становлении личности особую роль играет самостоятельное нравственное поведение ребенка, которое является необходимым условием формирования активной жизненной позиции, способности нравственного мышления и ответственного выбора поступка. Такое поведение возможно при актуализации его внешнего и внутреннего критериев. Внешний критерий нравственного поведения — выполнение требований общественного мнения. Внутренний критерий — появление обостренного чувства совести, вызывающего в человеке, в зависимости от характера его поступка, либо состояние нравственного удовлетворения, либо раскаяния и беспокойства, угрызения и нравственных мук.
Ценностными основами воспитания отношений детей самому себе являются:
а) познавательные ценности: ребенок начинает осознавать свою непохожесть на других, у него возникает интерес к своей жизни и жизни других;
б) ценности преобразования: на основе потребности в признании возникает стремление действовать «как все»;
в) ценности переживания: чувство физической и психологической защищенности, полнота разнообразных чувств.
В итоге гармоничного развития в ребенке этих ценностей формируются начала самосознания личности. Это значит, что ребенок, прежде всего, учится ценить себя. В этом случае он вряд ли станет причинять себе вред и никому не позволит сделать это. Обладая самоуважением, он меньше зависит от чужих мнений.
Отношение к другим людям воспитывается на основе взаимосвязи следующих аспектов:
а) познавательные ценности: у ребенка появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение к действию другого как к поступку;
б) ценности преобразования: ребенок стремится воздействовать на окружающих, оказывать на них влияние, брать под свою защиту и помогать им;
в) ценности переживания: ребенок замечает, что рядом с ними люди такие же, как и он, и в то же время отличные от него, т. е. в нем впервые рождается чувство значимости другого.
Известно, что наиболее благоприятным средством воспитания, любви к родному языку, уважения к старшим, заботы и чуткости к слабым, доброго отношения к природе, ко всему живому для детей является детский фольклор. Систематическое ознакомление школьников с традициями народа должно осуществляться, прежде всего, в учебном процессе на основе целенаправленного использования тех возможностей воспитания на народных традициях, которые заложены в учебных программах и учебниках общеобразовательных школ. Своеобразным дополнением к этому процессу должно выступать знакомство с такими традициями в процессе разнообразной внеучебной деятельности и труде. Целенаправленное использование разнообразных форм, методов убеждения во всех сферах деятельности школьников позволяет вооружать их системой знаний о традициях разных народов, все более углубляющейся и обогащающейся по мере перехода учащихся из класса в класс, формировать их нравственные чувства.
Для большей эффективности этого процесса следует систематически знакомить родителей обучающихся с русскими народными традициями через педагогический всеобуч, вовлекать в подготовку и проведение мероприятий, экскурсий, походов, что послужит большему сближению школы и семьи. Мы обращаемся к истокам русской культуры не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наша история. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Изучение самобытной уникальной культуры наших предков имеет огромное значение в выполнении нравственных, патриотических и эстетических задач в воспитании подрастающего поколения. То, что утеряно обществом в отношении народности образования, необходимо восстановить и переосмыслить в духе времени. Каждый раз, прикасаясь к культуре наших предков, мы закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, отношение к Родине, семье, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в дружбе с другими людьми.  Школа – самый ценный, новый этап в жизни ребенка. С обучения в образовательном учреждении расширяется  сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. В этот период идет формирование учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации, происходит становление самосознания и самооценки ребёнка. Опираясь на природную детскую  любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность, в школе создается образовательная среда: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Данный курс дает возможность школьнику предоставить условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника. Создание условий для культурного самоопределения каждого обучающегося, его практической идентификации со своим народом должно быть обеспечено на всех этапах его обучения в школе. Именно эту цель призван осуществлять предлагаемый для ведения в рамках внеурочной деятельности по патриотическому направлению курс «Традиции русской народной культуры»
      В программе данного курса внеурочной деятельности содержатся  сведения по истории, географии, экологии,    литературе, культуре России и родного Калужского края (г. Кирова Калужской области), информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях.
      Материалы данного курса внеурочной деятельности дают учителю большую возможность реализовать межпредметные связи, тем самым развивать мышление ребенка, организовать необходимые условия по ознакомлению школьников с культурой России и своего региона, окажет действенную помощь в решении задач внеучебной деятельности.
Особенностью разработки является то, что занятия носят личностный характер. В процессе занятий каждый ученик узнаёт, что-то новое о традициях русского народа.
Также в рамках программы идет усвоение элементов народной культуры: музыкального и прикладного , устного народного творчества, создаются благоприятные предпосылки для формирования личности с развитым национальным самосознанием, духовно-нравственными ценностями и устойчивыми гуманистическими стереотипами поведения. Для проведения занятий используются различные виды деятельности.
Программа рассчитана на учащихся 5 класса.
Продолжительность реализации программы:
Данная программа рассчитана на один год обучения. Общее количество часов-34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность 45 минут.
Цель программы – формирование национального самосознания и развитие духовно-нравственных ценностей на основе изучения народных праздников, обрядов и традиций русского народа.
Задачи программы:
формировать навыки продуктивных видов деятельности: игровых, коммуникативных умений;
формировать навыки социального общежития, нравственного поведения на основе народных обрядов и традиций;
развивать интерес и потребность к процессу речевого общения;
знать народные праздники, игры, песни и танцы;
активизировать внимание и память;
Основное содержание обучения.
1. Ознакомление с народным творчеством и народной культурой России в целом и родного края в частности.
2.Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры.
Ценностные ориентиры программного содержания кружка отражают целевые установки системы начального образования:
   -   формирование основ гражданской личности на основе:
   -  чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
   - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей;
   - уважения истории и культуры каждого народа;
   -  формирование психологических условий развития общества, сотрудничества на основе:
   - доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и      дружбе;
   - уважения к окружающим – умения слушать и слышать собеседника, признавать право
      каждого на собственное мнение;
   - обеспечения эмоционального благополучия ребенка;
   - приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям;
    - интеллектуального и духовного развития личности ребенка;
    - укрепления психического и физического здоровья;
    - формирование ценностно – смысловой сферы личности на основе принятия и уважения ценностей семьи и школы, коллектива, общества и стремления следовать им;
    - формирования чувств прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с народной культурой;
-  развитие умения учиться, а именно создания условий для развития личности ребенка, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, развитие познавательных способностей и интересов, инициативы и любознательности,      развитие творческого самовыражения;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности, умению планировать работу, оценивать ее;
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности на основе развития самоуважения, ответственности за свои действия, готовности к преодолению трудностей, профилактики асоциального поведения;
       -   создания условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Программа внеурочной деятельности «Традиции русской народной культуры» основана на единых подходах и принципах: использование разнообразных форм организации занятий; развивающий характер обучения; обеспечение психологического комфорта ребёнка; формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.
Обучение проводится в двух направлениях:
усвоение теоретических знаний; формирование практических навыков.
Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия, которая происходит в форме бесед, лекций, экскурсий, мастер – классов, праздников, игрПрактическая часть включает в себя навыки изготовления поделок и композиций.
Программа не накладывает ограничения на выбор материалов, оборудование, методических приёмов.
Планируемые результаты.
Содержание программы кружка направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей среднего школьного возраста. Планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно – ориентированных целей образования.
Формирование УУД.
1.Личностные результаты.
    В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
    В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.    В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.
     В сфере коммуникативных УУД  обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнера),  организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).
    Оценивать объем знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.
2. Метапредметные результаты.
     В результате освоения курса обучающиеся получат возможность ознакомиться с культурно – историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут  чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).
Предполагаемые результаты:
обучающиеся приобретут знания по русской народной культуре, умения и навыки в процессе изготовления изделий, повысится интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору как на уроках, так и вне их, активизируется познавательная деятельность. Будет развиваться интерес к художественно-прикладной деятельности, который способствует самоопределению учащегося и выбору его дальнейшей профессиональной деятельности.
 Требования к знаниям и умения    
     В итоге обучения учащиеся должны знать:
что такое устное народное творчество, загадки, скороговорки, считалки, прибаутки, пословицы и потешки;
историю возникновения различных праздников;
традиции и обряды России
особенности одежды: нашего региона   в XV111 – X1Xвв;
отличие народной песни от авторской;
Учащиеся должны уметь:
отличать пословицы и поговорки;
исполнять народную песню;
проводить русские народные  игры;
изображать элементы русского народного костюма;
понимать смысл  библейских легенд.
Формы и режим занятий.
Используются разнообразные формы: экскурсии, походы, забавы, потешки, фольклорные праздники, игры на воздухе и в помещении, участие в конкурсах.
Тематическое планирование
№ п/пТема Содержание Характеристика видов деятельности     
  учащихся кол часов
1 «Мой отчий край ни в чём не повторим» Знакомство с природой родного края осенью Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие эмоциональной сферы. 1
2 Что такое «народная культура»? Человек и природа. Постоянный труд и стремление к красоте. Эстетизация быта. Многообразие видов и форм творческой деятельности.                                             1 Речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи). Развитие восприятия, произвольного внимания, речи, мышления. 1
3 Русский фольклор и его жанры. Загадки. Знакомство с жанрами, и их функциями, особенностями.. Структура загадки. Отгадывание загадок. Речевая деятельность: слушание, говорение. Развитие речи, эмоциональной сферы, памяти, развитие творческих способностей. 1
4-5 Народная одежда. Одежда повседневная и праздничная. Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с народной одеждой. История одежды: совершенствование костюма в различных климатических областях России. Экскурсия в краеведческий музей 1 Знакомство с народной одеждой. История одежды: совершенствование костюма в различных климатических областях России. Экскурсия в местный музей 2
6 Русский народный костюм. Народные костюмы Калужского края. Одежда родного края ХVIII – ХIХ веков. Рисование костюмов. Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека. Развитие  внимания, памяти,   эмоциональной сферы. Коррекция мелкой моторики, развитие творческих способностей 1
7-8 Мастер класс в деревне Манино Людиновского района Плетение поясов. Получение элементарных представлений об изготовлении поясов с помощью плетения. 2
9 Головные уборы народов нашего края. Головной убор женщин. Проект «Кокошник». Получение элементарных представлений о стиле головных уборов как способе выражения внутреннего душевного состояния человека. Развитие  внимания, памяти,   эмоциональной сферы. Коррекция мелкой моторики, развитие творческих способностей. Творческая деятельность 1
10 Районный конкурс исследовательских работ «Герб и флаг, овеянные славой» Проектно – исследовательская работа Творческо – исследовательская деятельность 1
11 Народные игры. Обрядовые игры. Разучивание народных игр. Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания памяти эмоциональной сферы. Получение элементарных представлений о взаимосвязи здоровья физического психического и социально-психологического в ходе проведения подвижных народных игр. 1
12 Пословицы, скороговорки, загадки народов нашего края. Разучивание скороговорок, пословиц и загадок. Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания памяти эмоциональной сферы. 1
13 Русские народные песни (исторические, лирические, обрядовые, частушки). Слушание и разучивание песен. Рисунки к текстам песен. Практическое ознакомление с песенным народным творчеством. Речевая, творческая, коммуникативная деятельность. Развитие слухового восприятия, эмоциональной сферы, памяти. 1
14 Неигровой фольклор. Прибаутки, небылицы, стишки без конца, дразнилки, мирилки. Знакомство с разными жанрами детского фольклора. Составление, оформление книжек – малышек с известными детям примерами детского фольклора. Речевая, читательская  деятельность. Ознакомление с народным творчеством, получение знаний о традиционных моральных нормах российских народов. Развитие эмоциональной сферы, памяти, расширение кругозора. 1
15-16 Участие в конкурсе городского фольклорного праздника «Посиделки на Кузьму и Демьяна» проекта «Песоченские потешки» Знакомство с народным осенним праздником. Выступления на городском конкурсе. Речевая деятельность, коммуникативная,  читательская, творческая деятельность. 2
17 Празднование Нового года в России и за рубежом. Конкурс на лучшего знатока традиций празднования Нового года. Речевая, коммуникативная, творческая деятельность. Развитие эмоциональной сферы, произвольного внимания, творческих способностей. Этических навыков общения. 1
18 Подготовка к районному конкурсу «Новогодний переполох» Разучивание новогодних песен. Зимних народных игр.
Изготовление новогодних игрушек из различного материала. Практическое ознакомление с новогодними песнями, народным творчеством. Речевая, творческая, коммуникативная деятельность. Развитие эмоциональной сферы, памяти. 1
19 Районный конкурс «Новогодний переполох» проекта «Песоченские потешки» Участие в конкурсе Речевая, коммуникативная, творческая деятельность. Развитие эмоциональной сферы, памяти, речи,   творческих способностей. Этических навыков общения. 1
20 Праздники светские и духовные.
Разделение праздников. Связующая их нить. Оформление альманаха.
Познавательная, речевая деятельность. Творческая деятельность. Развитие творческих способностей, внимания, слуха, эмоциональной сферы. 1
21 Районный конкурс рисунков «Святые заступники Руси» Подготовить учащихся к конкурсу. Помочь подобрать материал и нарисовать рисунок. Творческая деятельность. 1
22-25 Обрядовый праздник «Масленица – кривошейка, встречаем тебя хорошенько» Подготовка и проведение праздника. Познавательная, речевая деятельность. Творческая деятельность. 4
26 Церковный праздник – Пасха. Пасха. Библейские легенды. История праздника. Расписывание яиц. Получение первоначального представления о ценностях отечественной культуры, духовных традициях русского народа. Речевая, творческая деятельность. 1
27 Пасхальные обряды, обычаи, игры и забавы. Урок – игра. Знакомство и разучивание пасхальных игр родного края. Регулятивная, коммуникативная, творческая деятельность. Развитие  внимания, памяти,   эмоциональной сферы 1
28 Районный конкурс «Пасхальная радуга» проекта «Песоченские потешки» Изготовление пасхальных поделок на конкурс Регулятивная, коммуникативная, творческая деятельность. 1
29 Подготовка к районному конкурсу «Фольклорная мозаика» проекта «Песоченские потешки» Подготовка сценария «На завалинке» Регулятивная, коммуникативная, творческая деятельность. Развитие  внимания, памяти,   эмоциональной сферы 1
30 Участие в районном конкурсе «Фольклорная мозаика проекта «Песоченские потешки» Выступление. Регулятивная, коммуникативная, творческая деятельность. Развитие  внимания, памяти,   эмоциональной сферы 1
31-33 Летние церковные праздники. Троица. Иван Купала.  Медовый, яблочный и ореховый Спас. Получение представления о ценностях отечественной культуры, духовных традициях русского народа. Речевая, творческая деятельность. 3
34 Обобщающий занятие «Что мы знаем». Исполнение народных песен, игры, исполнение диалоговых потешек, прибауток, небылиц. Конкурс загадок, скороговорок. Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти. 1
Выводы: Этнокультурное образование детей на основе русской традиционной народной культуры позволяет ребёнку самореализовываться, укреплять межнациональную дружбу,  жить в многонациональном сообществе, бережно и терпимо относиться к своеобразию других культур и традиций, жизненных устоев. Работа в этом направлении ориентирует детей на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре народа. Это проявляется в стремлении детей воспринимать изучаемый материал на творческом уровне, в выполнении детьми различных творческих и исследовательских работ, а изготовленные поделок стало источником эстетического наслаждения. Результат этого - награждение многих учащихся грамотами и дипломами, а также призовое место в районном проекте «Песоченские потешки» Дети, участвуя в проектной деятельности, изучают корни своей родословной, историю своего края, будут любить своих ближних, с уважением относиться к предкам, к той земле, на которой живут, ценить заслуги своего народа, гордиться их достижениями.Программа способствовала более высокому (компетентностному) уровню развития школьников, позволила сплотить коллектив учащихся, овладеть основами нравственного поведения, повысить культуру общения, приобщить к русским народным традициям, укрепить взаимосвязь семьи и школы.
Список литературы:
1.ФГОС «Примерная программа внеурочной деятельности». Начальное и основное образование. М.»Просвещение» 2010
2.Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьника» Методический конструктор. М. «Просвещение» 2010
3.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991..
4.Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е.Е.Кравцова. – М.: Просвещение, 1996.
5.Маняш, Н.В. Проектная деятельность школьников / Н.В. Маняш. – М.: Вентана-Граф, 2002
6.Тихомирова, Л.Ф. Познавательные способности детей / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2001
7.Савенков, .И. «Как научить школьника приобретать знания».
8.Савенков, А.И. «Организация игр и исследований для младших школьников «Одаренный ребёнок» №3 2004
9.Аникин В.П. Устное творчество русского народа [Текст] /В.П.Аникин ///Живая вода. – М.: Детская литература, 1987.
10.Батурина Г.И. Народная педагогика в воспитании дошкольников [Текст] /Г.И.Батурина, Г.Ф.Кузина. - М.: Ассоциация проф. образов, 1995. 11.Богатырев П.Г.Народная песня с точки зрения ее функций [Текст] /П.Г.Богатырев // Вопросы литературы и фольклора. -  Воронеж, 1973 12.Большой энциклопедический словарь / Под ред.Прохорова А.М. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1998.
13.Волков Г.Н. Этнопедагогизация современного воспитания [Текст] /Г.Н.Волков //Мир образования. – 1977.
14.Волков Г.Н. Этнопедагогика [Текст] /Г.Н.Волков. М.: Академия, 1999.
Гусев В.Е. Фольклор // Свод этнографических понятий и терминов: народные знания, фольклор. Народное искусство [Текст] /В.Е.Гусев, Х.Штробах. – М.:Наука, 1991.
15.Гусев В.Е.Эстетика фольклора [Текст] /В.Е.Гусев. – Л.: Наука, 1967.