Приобщение детей к истокам русской народной культуры «Традиции и современность».


Администрация муниципального образования
город Гусь-Хрустальный
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей «Исток»
Проект
по краеведческой работе:
- приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Директор МБОУ ДОД «ЦДОД «Исток» Татьяна Анатольевна Дубова
Руководитель проекта Анастасия Алексеевна Шульгинова

г. Гусь-Хрустальный
2013 г.
Общие сведения о проекте.
Сведения об организации:
- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «Исток».
- Юридический адрес Учреждения: 601501, Владимирская область, г.Гусь-Хрустальный, ул.Октябрьская, д.13.
Фактический адрес Учреждения: 601501, Владимирская область, г.Гусь-Хрустальный, ул.Октябрьская, д.13.
Телефон: 8 (49241) 2-33-23
Электронная почта: cdodistok@yandex.ruСайт: http://dcistok.ru/Сведения о руководителе проекта:
Руководитель проекта - Анастасия Алексеевна Шульгинова.
Контактный телефон: 8 (904) 593-04-23
Электронная почта: malaya199223@mail.ruДомашний адрес: 601501, Владимирская область, п. Гусевский, ул. Мира, д.6, кв.5.
Срок выполнения проекта:
Дата начала проекта – 01.01.2014.
Дата окончания проекта – 30.06.2014.
1 этап – первичная диагностика с методами анкетирования, наблюдение за обучающимися.
2 этап – реализация мероприятий согласно календарно-тематическому плану.
3 этап – вторичная диагностика с методами анкетирования, наблюдение за обучающимися.
Общая стоимость проекта: 78 000 руб.
Запрашиваемая сумма: 48 000 руб.
«Центр дополнительного образования детей «Исток» - муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Гусь – Хрустальный является приемником городского дома пионеров и станции юных техников, начал свою деятельность в 1991 году.
МБОУ ДОД «ЦДОД «Исток» создан и зарегистрирован в соответствии с законодательством РФ и имеет нормативно правовые документы в части представления гражданам услуг по дополнительному образованию, соответствующие требованиям законодательства РФ.
Основные цели деятельности Учреждения - развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству; реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Основные задачи Учреждения:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет.
- адаптация их к жизни в обществе.
- формирование общей культуры.
- организация содержательного досуга.
В 2012 - 2013 учебном году на базе ЦДОД «Исток» занималось 911 обучающихся в 71 группе.
В 2013 – 2014 учебном году, на 1 сентября, занимается 832 обучающихся в 67 группах. Занятия в Центре организуются и проводятся в 4 смены.
В нашем центре реализуется 20 образовательных программ. По срокам реализации действуют программы, рассчитанные на два, три, четыре и пять лет обучения. Содержание учебного процесса определяется уровнем и направленностью образовательных программ. Основными направлениями образовательного процесса являются: художественно – эстетическое, научно – техническое, физкультурно - спортивное, культурологическое, социально – педагогическое и туристеко - краеведческое. Программное обеспечение соответствует направлениям деятельности Центра.
Педагогический коллектив МБОУ ДОД «ЦДОД «Исток» сформирован из педагогов, имеющих достаточный опыт работы. На сегодняшний день в Центре работают 14 педагогов дополнительного образования:
13 педагогов – на постоянной основе
1 педагог – совместитель
1 педагог – организатор
1 педагог – психолог
С высшей квалификационной категорией – 57% (8 педагогов)
С I квалификационной категорией – 29 % (4 педагога)
Без категории – 14% (2 педагога)
За 2009 - 2012 года 34 учащихся ЦДОД «Исток» поступили в различные учебные заведения по профилю занятий в Центре.
Воспитанники активно принимают участие в городских, районных, областных, Всероссийских мероприятиях, где занимают призовые места.
Данный проект предполагается к реализации в объединении "Ярило Мещеры" по фольклорному театру.
Объединение «Ярило Мещеры» по фольклорному театру действует в детском центре «Исток» с 2012-2013 учебного года.
Руководитель – педагог дополнительного образования – Анастасия Алексеевна Шульгинова
Образовательная программа объединения ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Краткая аннотация проекта
Проект «Традиции и современность» предполагается к реализации в МБОУ ДОД «ЦДОД «Исток» в объединении «Ярило Мещеры по фольклорному театру». Срок реализации 6 месяцев.
Издревле было принято передавать накопленный опыт подрастающему поколению. Традиционные уклады и обычаи соблюдались беспрекословно. К сожалению, нынешнее время диктует свои тенденции, и мы все чаще стали перенимать культуру из-за границы. Примером может считаться отмечание в России праздника «Хэллоуин», пришедшего к нам с территории современной Великобритании и Северной Ирландии, первые упоминания о гуляниях данного праздника в XVI веке, хотя мало кто знает что, традиционный русский праздник «Святки» отмечавшийся примерно с VI века, несет тот же смысл. Поэтому мы перед собой поставили цель сохранить традиции и подарить детям радость творчества, искусства, познакомить с историей народной художественной культуры, и традиционными праздниками.
Проект ориентирован на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Актуальность темы и постановка проблемы
Актуальность. Проблема развития детского творчества, а также прививание чувств патриотизма, с малых лет, к свое Родине в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народной художественной культуры в воспитании детей писали многие ученые (Л.Н. Брежнова, А.В. Кенеман, О.Л. Князева, Е.А. Покровский, Т.А. Филановская, С.А. Шмаков и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре. Проект способствует воспитанию патриотических чувств, любви к своей Родине, к традициям русского народа. А также развивает творческие способности детей, воображение, произвольную фантазию, чувство темпо-ритма, импровизацию, внимание, память. Время наше сложное – это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, народного творчества.Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Велико значение опыта для духовного развития обучающихся, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии народной художественной культуры. А значит любое мероприятие, занятие, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Цели и задачи проекта
Цель проекта:
Воспитание обучающихся в традициях национальной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней, посредствам собирания и изучения фольклора. Позиционирование творческого потенциала коллектива «Ярило Мещеры» в общественной жизни города, как профессиональный коллектив, умеющий организовывать и проводить массовые праздники на высоком уровне.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Задачи:
- Сформировать устойчивый интерес в изучении истории и культуры края, района, города среди детей и молодежи.
- Воспитать чувство гордости, уважения и сопричастности к истории, народным традициям среди детей и молодежи..- Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию.
- Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия наших предков.
Целевые группы
Проект предполагается к реализации в объединении «Ярило Мещеры по фольклорному театру». Обучающиеся данного объединения, в рамках проекта, организуют открытые уроки по устному фольклору, театрализованные представления «Масленица», «Троица», игровые программы «Веселые посиделки», «Потешная карусель». Мероприятия реализуются на базе:
- МБОУ ДОД «ЦДОД «Исток»;
- ГКУСО Владимирской области «Гусь-Хрустальный реабилитационный центр для несовершеннолетних»;
- ГКУСО Владимирской области «Гусь-Хрустальный реабилитационный центр для несовершеннолетних» на базе сельского поселения Уршельский;
- МБУ «Городской библиотечный информационный центр»;
- ГБУСО ВО Комплексный центр социального обслуживания населения города Гусь-Хрустального.
В реализации проекта принимают участие воспитанники вышеуказанных учреждений. Фото отчет публикуется на сайте МБОУ ДОД «ЦДОД «Исток». Информация о проведении мероприятий предоставляется местным СМИ, ТРК «Хрустальная Волна», «Хрустальный город».
Механизм достижения поставленной цели.
Несомненно, нынешнее время диктует свои тенденции, и мы все чаще стали перенимать культуру из-за границы. Имеющаяся ситуация не только в городе, но и во всей стране заставляет задуматься: «так существует ли связь поколений, или традиции прошлого безвозвратно исчезают».
На начальном этапе проекта проводится диагностика с методами анкетирования, наблюдение за обучающимися.
Метод диагностики – наблюдение. Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие: 1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения; 2) результаты обязательно фиксируются; 3) полученные данные обрабатываются.
  Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.
Анкетирование.
(анкетирование проводится в рамках вводного занятия)
Что такое Фольклор? _____________________________________________________
Устное народное творчество: докучные сказки, дразнилки, мирилки. Что из вышеперечисленного вы знаете?___________________________________________
Какие вы знаете народные праздники, гуляния на Руси?________________________
Какие из праздников отмечаются в вашей семье?______________________________
Играли ли вы в русские народные игры? Какие?______________________________
Что такое оберег в русской традиционной культуре?___________________________
После проведения ряда диагностических методов на знание народной культуры, нами предполагается разработать календарно-тематический план мероприятий.
Календарно-тематический план мероприятий – список предполагаемых тем, форм и видов мероприятий с указанием конкретных дат проведения, с учетом контрольных, итоговых работ, открытых уроков.
В рамках проекта обучающиеся знакомятся с народным календарем праздников. Народный календарь лежит в основе церковного календаря — месяцеслова, определяя порядок и иерархию праздников, постов и мясоедов, в значительной степени и их терминологию. Содержание народного календаря, интерпретация праздников, периодов и сезонов, а также их ритуалы являются частью народной традиции.
На конечном этапе проекта «Традиции и современность» проводится вторичная диагностика с методом наблюдения, и анкетирование. На основе диагностики, мы сможем заключить вывод, отследить динамику.
Рабочий план реализации проекта.

п/пНаименование мероприятий Время и место проведения Участники
1 Театрализация «Рождественские гуляния». Коляда.
Вертепное представление. Январь.
МБОУ ДОД «ЦДОД «Исток».
ГКУСО Владимирской области «Гусь-Хрустальный реабилитационный центр для несовершеннолетних»
МБОУ ДОД «ЦДОД «Исток».
МБУ «Городской библиотечный информационный центр»
МБОУ ДОД «ЦДОД «Исток».
МБУ «Городской библиотечный информационный центр» 70 человек
2 Репетиционный процесс театрализовано-игрового действа «Маслена-гулена» Февраль
МБОУ ДОД «ЦДОД «Исток» 15 человек
3 Театрализованное игровое действие
«Маслена-гулена» Март
МБОУ ДОД «ЦДОД «Исток».
МБУ «Городской библиотечный информационный центр»
ГБУСО ВО Комплексный центрсоциального обслуживания населениягорода Гусь-Хрустального 50 человек
4 Театрализованное представление «Пасха».
Игровая программа.
Мастер-класс по изготовлению оберега.
«Кукла-закрутка»
Апрель
МБОУ ДОД «ЦДОД «Исток».
ГКУСО Владимирской области «Гусь-Хрустальный реабилитационный центр для несовершеннолетних».
ГКУСО Владимирской области «Гусь-Хрустальный реабилитационный центр для несовершеннолетних» на базе сельского поселения Уршельский.
МБОУ ДОД «ЦДОД «Исток».
МБУ «Городской библиотечный информационный центр» 60 человек
5 Репетиционный процесс театрализовано-игрового действа «Троица».
Зеленые святки Май
МБОУ ДОД «ЦДОД «Исток».
ГБУСО ВО Комплексный центрсоциального обслуживания населениягорода Гусь-Хрустального 15 человек
6 Театрализовано-игровое действо «Троица»
Игровая программа Июнь
МБОУ ДОД «ЦДОД «Исток».
ГБУСО ВО Комплексный центрсоциального обслуживания населениягорода Гусь-Хрустального. 60 человек
Конкретные ожидаемые результаты и их оценка.
Результат проекта – создать банк данных фольклорно-этнографического материала, сформировать миропонимание детей, воспитанных в традициях национальной культуры, бережное отношение к ней.
Приобщение к истокам народных традиций способствует развитию чувств патриотизма и любви к Родине. Результаты проекта по краеведческой работе: приобщение детей к истокам русской народной культуры «Традиции и современность» оценивает руководитель проекта методом диагностики. Также в процессе проведения мероприятий с присутствующими зрителями, с руководителями учреждений, на базе, которого проводится мероприятие, собираются отзывы.
Всего в реализацию проекта предполагается вовлечь – 270 человек.
Ожидаемый качественный результат определяется сформированным интересом к традициям народной культуры у подростков, популярностью коллектива «Ярило Мещеры» по фольклорному театру на муниципальном и региональном уровнях.
Возможные варианты продолжения проекта.
Данный проект предполагается к реализации 6 месяцев. В продолжение проекта обучающиеся продолжают работу по поиску устного фольклора. Знакомятся с праздниками, традициями русского народа, не ознакомленными в рамках проекта. Обучающиеся подготавливают ряд мероприятий, направленных на пропаганду народной культуры. Организовывают платные выступления объединения «Ярило Мещеры» по фольклорному театру.
Описание того, что уже сделано в рамках проекта.
С 2012-2013 учебного года в МБОУ ДОД «ЦДОД «Исток» действует объединение «Ярило Мещеры» по фольклорному театру. За прошедший учебный год обучающимися объединения были проведены традиционные праздники «Широкая Масленица» (Приложение 1), «Троица» (Приложение 2) , «Коляда» (Приложение 3). А также открытые уроки «Докучные сказки» (Приложение 4), «Потешки русского народа» (Приложение 5), «Карусель». (Приложение 6).
Активное участие в работе объединения принимают родители обучающихся объединения (шьют костюмы, готовят декорации, выполняют оформительские работы). О работе объединения подготовлен видео ролик работниками ТРК «Хрустальная волна». В местных СМИ (газеты «Афиша», «Центральный регион», «Гусевские вести») неоднократно публиковались заметки и статьи о работе объединения и творческих победах. На сайте учреждения МБОУ ДОД «ЦДОД «Исток» (cdodistok@yandex.ru) оформлена страница «Художественно-эстетическое направление «Ярило Мещеры» по фольклорному театру»
Требуемая помощь от ВПОО «Милосердие и порядок».
Помощь от ВПОО «Милосердие и порядок» требуется на покупку этнических костюмов объединения «Ярило Мещеры» по фольклорному театру.
Смета проекта.
Смета расходов на реализацию проекта

п/пЗатраты За счёт гранта Имеющиеся средства
1. Канцелярские принадлежности Имеются
2. Ноутбук Имеется
3. Цифровой фотоаппарат Имеется
4. Фотопринтер 2 000 руб. 5. Фотобумага 1 000 руб. -
6. Этнические костюмы (15 шт.)
1 костюм = 3000 руб. 15 костюмов = 45000 Итого 48.000 руб.
Приложение
(Приложение 1)
Театрализованное действие «Широкая Масленица» в МБОУ «СОШ №2», МБОУ ДОД «ЦДОД «Исток», ГКУСО Владимирской области «Гусь-Хрустальный реабилитационный центр для несовершеннолетних» на базе сельского поселения Уршельский.



(Приложение 2)
Обрядово-игровое действие «Троица», зеленые святки. Мероприятие проводилось в МБОУ ДОД «ЦДОД «Исток», ГКУСО Владимирской области «Гусь-Хрустальный реабилитационный центр для несовершеннолетних». Хороводы и русские народные игры.


(Приложение 3)
Коляда. Рождественские гуляния, ряженье, песни и пляски. Театрализованное представление «Колядки русского народа».


(Приложение 4)
Открытый урок «Докучные сказки русского народа». Игровая программа, загадки, считалки.



(Приложение 5)
Открытый урок «Потешки русского народа».
Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения.
Потешка — песенка-приговорка.


(Приложение 6)
Открытый урок «Карусель».
Игровая программа для детей.