Рабочая программа к элективному курсу в 11 классе Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. Файзуллы Султанова с.Исянгулово муниципального района
Зианчуринский район Республики Башкортостан
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей филологического цикла
Руководитель МО
________ Л.М.СырлыбаеваПротокол № 1 от
«__» августа 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы
по УВР
______Р.М. Трубкулова «__» августа 2015 г.
«Утверждаю»
Директор школы
__________В.К. Юланов
приказ №
от «__» августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации»Класс 11
Учитель: Якшимбетова Гульнур КагармановнаКоличество часов по программе - 34
2015-2016 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса составлена на основе образовательной программы МОБУ СОШ имени Файзуллы Султанова (полного) общего образования по русскому языку , используя учебно-методический комплект Н.Г. Гольцовой и И. В. Шамшина. Русский язык 10-11 класс М: «Русское слово»(2011)
(учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2011)Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам 11 класса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения итоговой аттестации обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета
Язык - по своей специфике и социальной значимости — явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в X - XI классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Основная цель курса — повторение, обобщение и систематизация знаний по синтаксису и пунктуации.
Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся. Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того, что в соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделено 2 часа в неделю вместо 1 часа, предусмотренного программой Н.Г.Гольцовой.
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.
Изучаемый в 11 классе материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста, а в 11 классе изучение синтаксиса и пунктуации происходит в тесной связи с морфологией и орфографией. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части 1 и 2, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.
Место предмета в учебном плане ОУ
Место предмета «Русский язык» в учебном плане МОБУ СОШ имени Ф.Султанова с.Исянгулово. Предмет «Русский язык» относится к области «Филология». Срок реализации программы – 1 год.
Рабочая программа по элективному курсу разработана на основе учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени Файзуллы Султанова, в соответствии с которым на изучение курса русского языка в 11 классе выделено 34 часа за счет компонента образовательного учреждения ( 1 час в неделю).
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Содержание учебного курса.
Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «русский язык» и представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы. Большое количество часов отводится на повторение морфологии, в том числе функционального аспекта раздела (орфографии), на углубление и систематизацию знаний и умений учащихся по разделам синтаксиса и пунктуации.
Раздел «Развитие речи» предполагает работу по речеведению и текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи. Подготовка учащихся к выполнению задания части 2 (сочинение-рассуждение) получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией. Реализация содержания раздела предполагает совершенствование специальных умений и навыков работы с текстом:
- умение оценивать и анализировать текст, находить проблему текста;
- определять стиль речи;
- умение характеризовать композицию публицистического произведения;
- умение анализировать речевые средства, использованные в тексте.
Совместная деятельность учителя и учащихся направлена на формирование универсальных учебных умений и навыков, что способствует успешной подготовке учащихся по другим общеобразовательным предметам.
Программа элективного курса предполагает использование активных форм организации деятельности обучающихся, коллективного способа обучения, применение игровых технологий, дискуссии. Обучающиеся выполняют разные виды работ: занимаются анализом и обработкой текста, созданием собственных текстов; выполняют тестовые задания и др.
Итоговый контроль обучения предусматривает проверку сформированности практических умений и навыков. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ или сборников по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Тестирование в формате ЕГЭ (часть 1, 2 ).
Синтаксис.
Словосочетание. Виды и способы связи в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание).
Простое односоставное предложение.
Простое односоставное предложение: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное. Трудные случаи: нахождение в сложных предложениях односоставных и неполных предложений. Задания в формате ЕГЭ.
Принципы и функции пунктуации.
Смысловая роль знаков препинания. Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом И. Задания в формате ЕГЭ.
Знаки препинания.
Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами. Задания в формате ЕГЭ.
Знаки препинания
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. Задания в формате ЕГЭ.
Знаки препинания
Знаки препинания при однородных членах предложения. Задания в формате ЕГЭ.
Трудные случаи пунктуации.
Тире в простом и бессоюзном предложении. Задания в формате ЕГЭ.
Трудные случаи пунктуации.
Двоеточие и точка с запятой в бессоюзном предложении. Задания в формате ЕГЭ.
Знаки препинания
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Границы между главным и придаточным предложениями. Задания в формате ЕГЭ.
Трудные случаи пунктуации.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи: правильно определять грамматические основы предложений и границы между частями в сложном предложении, помнить, что сочинительные союзы могут связывать как члены предложения, так и части сложносочиненного предложения и придаточные в сложноподчиненном предложении. Задания в формате ЕГЭ.
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, неоднородное). Задания в формате ЕГЭ.
Замена придаточной части сложноподчиненного предложения.
Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Задания в формате ЕГЭ.
Цитирование.
Виды цитирования. Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Авторское употребление знаков препинания. Стилистические синонимы. Предложения с косвенной речью. Задания в формате ЕГЭ.
Изобразительно-выразительные средства языка
Изобразительно-выразительные средства языка (умение находить в тексте метафору, сравнение, эпитет, синонимы, антонимы, гиперболу, литоту, олицетворение и др.). Задания в формате ЕГЭ.
Работа с текстом.
Выявление средств выразительности. Задания в формате ЕГЭ (часть 2 ).
Контроль знаний.
Тест (часть 2 ). Анализ текста.
Работа с текстом.
Абзацы. Структурирование текста (жанр эссе).
Работа с текстом.
Анализ и редактирование сочинения. Приемы редактирования.
Контроль знаний.
Работа с текстом. Написание рецензии.
Работа с текстом.
Анализ сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
Итоговый контроль знаний.
Тестирование в формате ЕГЭ (часть 1, 2).
Результаты тестирования в формате ЕГЭ
Тематический план
№ п/пРазделы, темы программы Кол-во часов Виды деятельности учащихся
теория практика 1 Тестирование в формате ЕГЭ (часть А, В). 1 работа с тестом, составление теста
2 Синтаксис. Словосочетание. Виды связи: управление, согласование, примыкание. 1 1 практикум
3 Простое односоставное предложение: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное. 1 1 опорный конспект
4 Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом И. 1 практикум
5 Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами. 2 практикум
6 Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. 1 практикум
7 Знаки препинания в предложении при однородных членах с союзами. 1 переработка информации в схемы
8 Тире в простом и бессоюзном предложениях.1 составление алгоритмов
9 Двоеточие в бессоюзном предложении. 1 составление таблицы
10 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. 1 практикум
11 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. 1 1 практикум
12 Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, неоднородное). 1 1 переработка информации в схемы
13 Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. 1 деловая игра
14 Цитирование. 1 работа с текстом
15 Изобразительно-выразительные средства языка. 1 работа со словарем
16 Текст. Средства выразительности. 2 Речеведческий анализ
17 Контроль знаний. Языковой анализ текста (часть 2). 2 тестирование
18 Текст. Строение текста: абзацы. 2 Творческая работа, написание эссе
19 Работа с текстом. Анализ сочинения. 1 комплексный анализ
20 Контроль знаний. Работа с текстом. Написание рецензии. 2 Творческая работа
21 Работа с текстом. Анализ сочинения. 1 комплексный анализ + редактирование
22 Итоговый контроль знаний. Тестирование в формате ЕГЭ ( 1 и 2 части). 3 тестирование, сочинение
23 Результаты тестирования в формате ЕГЭ. Редактирование 1 анализ работы
итого 5 29 Тематическое планирование
№ Содержание урока Дата
план Дата
факт Ресурсное обесп1 Тестирование в формате ЕГЭ (часть 1, 2). 2 Синтаксис. Словосочетание. Виды связи: управление, согласование, примыкание 3 Простое односоставное предложение: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное. презентации
4 Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом И. 5 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами: причастным и деепричастным оборотами. Презентации
6 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами: причастным и деепричастным оборотами. 7 Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. 8 Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями 9 Знаки препинания в предложении при однородных членах с союзами. Таблицы интерактив10 Тире в простом и бессоюзном предложениях.Таблицы интерактив11 Двоеточие в бессоюзном предложении 12 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. 13 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. 14 Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, неоднородное). Таблицы интерактив15 Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом 16 Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом 17 Цитирование. 18 Изобразительно-выразительные средства языка. 19 Текст. Средства выразительности презентация
20 Языковой анализ текста (часть 2). 21 Текст. Строение текста: абзацы Презентация
22 Работа с текстом. Анализ сочинения. 23 Работа с текстом. Написание сочинения 24 Работа с текстом. Написание сочинения 25 Работа с текстом. Написание сочинения 26 Работа с текстом. Анализ сочинений. 27 Итоговый контроль знаний. Тестирование в формате ЕГЭ (часть 1, 2). 28 Тестирование в формате ЕГЭ ( часть 1) 29 Тестирование в формате ЕГЭ (часть 2 ). 30 Редактирование сочинений, анализ выполнения тестирования 31 Средства выразительности в ученических сочинениях. Критерии проверки сочинений. 32 Орфоэпические нормы. Культура речи 33 Квалификация речевых и грамматических ошибок 34 Результаты тестирования в формате ЕГЭ. Редактирование Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
О.Ф.Вакурова, С.И.Львова, И.П.Цыбулько «Готовимся к единому государственному экзамену. Русский язык». - М.: Дрофа, 2004.
И.В.Золотарева, Л.П.Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс» - М.: ВАКО, 2003.
Н.В.Егорова, Л.П.Дмитриева, И.В.Золотарева «Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс».- М.: ВАКО, 2004.
А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык. 10,11 классы» - М.: Просвещение, 2000.
В.В.Бабайцева «Русский язык. Сборник заданий. 10,11классы». - М.: Дрофа, 2002.
В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, С.И.Львова «Единый государственный экзамен. Русский язык». - М.: Просвещение, 2003.
Г.Т.Егораева «Русский язык. Выполнение части 3 (С)». - М.: Экзамен, 2005.
Т.А.Долинина «Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене» -М.: Айрис пресс, 2009.
А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова «ЕГЭ – 2008. Русский язык». - М.: АСТ.Астрель, 2007.
Л.И.Пучкова «ЕГЭ. Типовые тестовые задания». - М.: Экзамен, 2008.
А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова «ЕГЭ – 2009. Русский язык». - М.: АСТ.Астрель, 2008.
И.П.Цыбулько, А.Ю.Бисеров, И.П.Васильевых, Н.В.Соколова «ЕГЭ – 2010 г. Русский язык». - M.: АСТ.Астрель, 2009.
С.М.Снарская «Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку». - Санкт-Петербург.: Норинт, 2004.
Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова «Русский язык. Анализ текста». - Санкт-Петербург: САГА, 2004.
Ю.Н.Сивакова «ЕГЭ. Русский язык». - Санкт-Петербург: САГА, 2004.
Список литературы для учащихся:
В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова «Русский язык. Теория» - М: Просвещение, 2002.
А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык. 10,11 классы» - М: Просвещение, 2000.
В.В.Бабайцева «Русский язык. Сборник заданий. 10,11 классы» - М: Дрофа, 2002.
Т.А.Долинина «Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене» -М: Айрис пресс, 2009.
С.М.Снарская «Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку» - Санкт-Петербург: Норинт, 2004.
Сборники тестов контрольно измерительных материалов по ЕГЭ. (Выпуск последних лет).
Общедоступные ресурсы международной сети «Интернет»:
http://www.fipi.ru
http://www.ege.edu.ruhttp://www.noc.spb.edu.ru