Урок литературного чтения в 1 классе на тему: Гласный звук [а], буквы А, а


Предмет: Литературное чтение
Класс: 1
УМК: «Школа России»
Раздел: «Добукварный период»
Тема урока: Гласный звук [а], буквы А, а
Цели: формировать у учащихся умение выделять звук [а] из потока речи; познакомить с буквами А, а; развивать фонематический слух, внимание; воспитывать стремление соблюдать дисциплину, готовность к саморазвитию.
Формируемые УУД: умение контролировать свою учебную деятельность; понимать цель урока и добиваться ее достижения; устанавливать сходство и различие слов; соотносить звук и букву; рассказывать текст по иллюстрации; передавать фактическую информацию, содержащуюся в сказке.
Пропедевтика: написание имен собственных.
Ход урока
Включение в учебную деятельность
− Чем мы занимались на предыдущих уроках? (Изучали устную речь, предложения, слова, звуки.)
− Что мы называем азбукой?
− Как вы понимаете смысл пословицы «Азбука — к мудрости ступенька»?
− Что такое буква? (Значок для обозначения звука при письме.)
− Для чего людям необходимо уметь читать и писать?
− Какие книги вам бы хотелось прочитать? О чем в них должно говориться?
Увидеть можем мы
Лишь на странице книг
И осень, и весну
В один и тот же миг.
Развитие речевого аппарата
Дыхательная гимнастикаУпражнение «Именинный пирог». (Сделав глубокий вдох носом, постараться задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге. Нужно следить за тем, чтобы дети не добирали воздух при выдохе. Количество коротких выдохов может быть разным.)
Артикуляционная разминка
Упражнения:
«Губы» (плотно сжав губы, вытянуть их вперед; не разжимая губ, растянуть их в улыбке; повторить упражнение 2-3 раза.),
«Конфета» (заложить язык за щеку, как конфету, а затем перемещать его из одной стороны в другую.) .
Работа над дикциейСкороговорка:
Ехал грека через реку,
Видит грека: в реке рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку греку цап.
(Учитель проговаривает скороговорку медленно, четко произнося каждый звук. Отрабатывает с детьми произношение скороговорки. Добивается осмысления и запоминания ими текста.)
Постановка целей и определение темы урока
(Учитель сообщает, что теперь дети будут знакомиться с буквами. И на этом уроке состоится знакомство с первой буквой алфавита.)
Работа по теме урока
Подготовка к восприятию− Какой бывает речь? (Устной и письменной.)
− Что мы произносим, когда говорим? (Звуки.)
− Как мы обозначаем звуки при письме? (Используем буквы — значки для записи звуков.)
− На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные.)
− Какие звуки называются гласными? согласными?
− Откройте учебник на с. 20. Составьте рассказ по иллюстрации. Озаглавьте его. («Лесная школа».)
− Что вы видите на иллюстрации? (Лесную школу.)
− Почему вы решили, что это лесная школа? (Лесная поляна, на которой срезаны деревья и остались пеньки. За спиной учителя пожелтевшие деревья.)
− Что растет на поляне?
− По каким признакам вы определили, что это школа?
− Кто пришел учиться в школу?
− Где они сидят? Что у них вместо школьных столов и стульев?
− Кто их учит? (Учитель — мудрая Сова.)
− Какую букву показывает Сова?
− Почему в тетради у зверят чистые листы?
− Чем они будут писать?
− Покажите, чем пишете вы. У вас одинаковые ручки для письма?
У многих из вас дизайн ручек разный, но функцию они выполняют одну.
(Анализ предложения «Звери учатся читать».)
− Во что одеты лесные ученики?
− Опишите внешний вид учителя Совы.
Имена собственные и нарицательные− Придумайте клички зверятам-ученикам. (Лисенок Мудрик, еж Умняжка, зайчик Попрыгунчик, белочка Милашка.)
− Мудрик — имя собственное или нарицательное? (Собственное.)
− Белочка - имя собственное или нарицательное? (Нарицательное.)
− Какую букву показывает ученикам учитель Сова?
Сегодня вы познакомитесь еще с одним знаком-помощником.
Вверху страницы в кружке изображена сова. Этот знак-помощник подсказывает вам: «Обратите внимание!»
− Прочитаем в рамочке, на что нужно обратить внимание.
− Так в чем же состоит отличие звуков от букв?
Начинаем знакомиться с буквами и звуками.
Знакомство со звуком [а]− Что просит произнести врач, когда осматривает горло больного человека? (А-а-а.)
− Какой у меня цветок в руках? (Астра.)
(Учитель выделяет звук [а] в слове «астра».)
− С какого звука мы начинаем произносить слово «астра»?
− Посмотрите на с. 21 «Азбуки», какого цвета астры.
− Проведем звуковой анализ слова «аист».
− Как мы обозначаем твердые и мягкие согласные звуки? Гласные звуки в слове мы всегда будем обозначать красным цветом.
− Проанализируйте слова «утка», «лиса».
− Почему на схеме в таблице есть красный цвет? синий? зеленый?
− От чего зависит количество слогов в слове? (В слове столько слогов, сколько гласных звуков.)
− Где мы слышим звук [а] в словах? Слова такие: арбуз, барабан, аист, аквариум, вода, ветер, кошка, мята.
− Кто запомнит больше слов со звуком [а]? (Текст Л. Яхнина.)
Август. Алые астры. Аромат акаций.
− Ах, алыча! Ай, айва!
Арба абрикосов! Амбары астраханских арбузов! Африканские ананасы!
− Антоновка! Анисовка! Апорт!
Аппетитный август.
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
(При знакомстве с новой буквой учитель вывешивает на доске предметный рисунок с изображением буквы, которая обозначает тот звук, с которого начинаем произносить слово. Например: аист. Также вывешиваются образцы правильного написания буквы.)
− Кто знает эти буквы А, а?
− Посмотрите на изображение этих букв в «Азбуке» на с. 21. Они изображены на красном фоне. Кто помнит, почему? (Гласные звуки обозначаем на схеме слова красным цветом. Эта буква обозначает гласный звук.)
Они обозначают гласный звук [а], который может быть ударным или безударным.
(Проводится звуко-буквенный анализ слов «астра», «арбуз». Необходимо довести до сознания детей, что все гласные звуки образуют слоги, учить выделять слияния согласного звука с гласным — это прямой слог.)
− А кто из вас знает, какой буквой обозначаем звук [а]?
(Учитель выставляет на наборное полотно буквы А, а.)
− Поработаем над дикцией. Прочитайте хором с доски.
А. А. А. А! А! А! А? А? А?
− Пропойте гласный звук [а], используя музыкальный ряд.
− Определите место звука [а] в словах «кошка», «шар».
(Далее заранее подготовленные дети рассказывают стихи.)
А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
А. Шибаев
Вот два столбика наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь, а?
Перед тобою буква А.
С. Маршак
− Найдите буквы А, а среди других букв и подчеркните их красным карандашом
(У детей карточки с буквами)
Р М ш П О У а Ж э
А ы ц к е О Г а о
С т ь А л Н Г П р
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
− Ответьте на вопросы, которые находятся в синих рамочках в верхней части с. 21 учебника.
− Что нового вы узнали на уроке? (Гласный звук [а] может быть в словах ударным или безударным.)
− Прочитаем пословицы внизу с. 20. (Пословицы могут прочитать хорошо читающие дети.)
− Как вы понимаете смысл этих пословиц?
− Прочитаем стихотворение на с. 21.
− Возьмите в руки простые карандаши и подчеркните букву А во всех словах стихотворения.
− Посмотрите, на ленте букв на с. 23 буква А занимает самый первый прямоугольник.
(Учитель предлагает заучить хором стихотворение Н. Костарева со с. 21.)
− Откройте учебник на с. 22. Рассмотрите иллюстрации к сказкам «Айболит» и «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
− Кто пришел лечиться к доктору Айболиту?
− Это имена собственные или нарицательные?
− Одушевленные или неодушевленные?
− Как вы думаете, о чем говорит с ними доктор?
− Для чего нужны врачи в наше время?
− Кто из вас обращался к врачам за помощью? В каких случаях это происходило?
− Насколько важна эта профессия для людей?
− Выполните задание под первым красным кружком. (Одинаковое количество звуков, букв, разное количество слогов, потому что в словах разное количество гласных звуков.)
− На чем сидит Аленушка?
− Почему Аленушка плачет?
− Опишите, как одета Аленушка.
− Одеваются ли так дети в наше время?
− Почему случилась беда с ее братцем Иванушкой?
− Почему нужно слушаться советов старших?
− Составьте предложение про Аленушку из двух слов. (Аленушка плачет.)
− Распространите это предложение до трех, четырех и более слов.
− Рассмотрите в «Азбуке»на с. 22 внизу цветы и схемы слов. Найдите ошибку и исправьте ее. (Схемы слов «роза» и «ландыш» перепутаны, их нужно переставить местами.)
(Дети обозначают перестановку схем стрелками.)
− В какой части находится в этих словах звук [а]?
− Ребята, почему все любят цветы?
− По какому поводу можно дарить цветы?
− Можно ли дарить цветы не в праздники, а только для того, чтобы доставить близким радость и удовольствие?
Ландышей в природе остается все меньше и меньше, поэтому они подлежат охране. И те, кто целыми букетами в одних и тех же местах срывают весной ландыши, поступают очень плохо.
Подведение итогов урока
− С какой буквой русского алфавита вы познакомились?
− Какой звук она обозначает?
− Понравился ли вам урок?
Рекомендации для занятий дома
Подготовить пересказ сказки «Лиса и волк» по иллюстрациям («Азбука», с. 23)