Рабочая программа по ОБЖ 8 класс (ГОС).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением
английского языка
Рассмотрено
на методическом объединении
Протокол №
от « » 08.2015г.
Согласована
с зам. директора
по УВР
от « » 08. 2015г.
Утверждаю
Директор школы
________________
« »_ г.




Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по основам безопасности жизнедеятельности
8 класс
Сроки реализации: 1 год.
















Каркин Ю.В.
Преподаватель-организатор ОБЖ






2015 год.


Пояснительная записка
Рабочая программа к учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена в соответствии с требованиями Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, факультативов МБОУ СОШ №8 с углублённым изучением английского языка города Мончегорска, учебным планом МБОУ СОШ №8 на 2015-2016 учебный год и с учебно-календарным графиком (приказ директора от 20.02.2015г. №56).

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования 2004 года по «Основам безопасности жизнедеятельности» и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта 2004 года к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. В программе учтены требования:
Федеральный уровень:
1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; М.: Просвещение, 2011;
3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
6.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).
7.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
10. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».
13. Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 16.01.2012г. № 23251).
14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
15. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа М. : Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения). ISBN
16. Технология: программа: 5-8 классы / Т.А. Тищенко, Н.В. Синица.- М. : Вентана-Граф, 2013. 144с. – (Стандарты второго поколения) – ISBN 978-5-360-04389-8.(вариант для мальчиков)

Региональный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Мурманской области «О внесении изменений в Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования» № 1614 от 30.08.2011 г;
2. Методические рекомендации для образовательных учреждений Мурманской области от 2009г. «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями.
В рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
«Об образовании» (№ 122 - ФЗ, в редакции федеральных законов 1996-2008г.);
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера»;
«Об охране окружающей природной среды»;
«О безопасности дорожного движения»;
«О пожарной безопасности»;
«О гражданской обороне»;
и постановлений Правительства Российской Федерации:
от 16 января 1995 года № 43 «О федеральной целевой программе "Создание и развитие
Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях";
от 24 июля 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций».
Рабочая программа в 8 классе построена в соответствии с:
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (Приказ
МО от 05 марта 2004 № 1089);
Региональным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений
Мурманской области начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (Приказ КОМО от 11.06.98г. № 323).

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №8 с углублённым изучением английского языка на 2014-2015 учебный год и с учебно-календарным графиком (приказ директора от 29.04.2014 №84) рабочая программа 8 класса рассчитана на реализацию в течение 1 учебного года в количестве 34 часов (1 час в неделю) в условиях классно - урочной системы.
В рабочей программе предусмотрено 15 часов на проведение:
10 практических работ -10 часов, проверочных работ - 5 часов.
Программа направлена на реализацию следующих целей:
сформировать первоначальные представления и навыки безопасного поведения в обществе.
Достижение поставленных целей связывается с решением следующих задач:
усвоение знаний:
об опасных и чрезвычайных ситуациях,
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
о здоровом образе жизни,
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
развитие умений:
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Содержание учебного предмета
Распределение часов учебного предмета на 3 ступень основного общего образования согласно содержанию примерной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности»
для 8 класса.
Примерная программа основного общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по «Основам безопасности
жизнедеятельности»
Распределение часов в рабочей программе

Тематический блок
Кол-во часов
Кол-во часов

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
14 ч
14 ч

Оказание первой медицинской помощи
4 ч
4 ч

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
16 ч
16 ч

Итого:
34ч
34ч


Тематический план
8 класс

п/п
Тематический блок (темы)
Кол-во часов по рабочей программе
Выполнение
практической
части
программы:
Формы контроля:




Практические
работы
Проверочные
работы

1.
Раздел 1 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (14 ч)
14
3
1

2.
Раздел 2 Оказание первой медицинской помощи (4 ч)
4
4
1

3.
Раздел 3 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера(16 ч)
16
3
2


Итого:
34
10
4





Прим.: Согласно Методическим рекомендациям для образовательных учреждений Мурманской области «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями» от 2009г., содержание учебного материала может быть объединено с планированием. Часть информации по содержанию учебного материала в настоящей программе приведено в разделе «Учебно-тематическое планирование»





Учебно-тематическое планирование

Наименование раздела
Тема уроков
Номер темы

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
1


Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье
2


Правила обеспечения безопасности дорожного движения
3


Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте
4


Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре в доме
5


Правила безопасного поведения при пожаре на транспорте
6


Правила безопасного поведения на воде
7


Правила безопасного поведения в быту
8


Автономное существование человека в природе
9


Правила ориентирования на местности
10


Нарушение экологического равновесия в местах проживания
11


Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях
12


Терроризм. Поведение человека при захвате его террористами
13


Правила безопасного поведения в толпе
14

Оказание первой медицинской помощи
Оказание первой медицинской помощи
15


Первая медицинская помощь при травмах и переломах
16


Первая медицинская помощь при отравлениях
17


Первая медицинская помощь при утоплении и удушении; при тепловом и солнечном ударах, обморожении
18

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения. Землетрясения
19


Вулканы
20


Оползни, сели, обвалы, лавины
21


Ураганы, бури, смерча
22


Наводнения
23


Цунами
24


Природные пожары
25


Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения. Промышленные аварии и катастрофы
26


Пожары и взрывы
27


Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ
28


Защита населения от АХОВ
29


Аварии на радиационно опасных объектах
30


Гидродинамические аварии
31


Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
32


Инженерная, радиационная и химическая защита населения
33


Эвакуация
34


Планируемые результаты изучения рабочего предмета
В результате освоения рабочей программы выпускники основной школы должны знать/понимать:
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и правила их профилактики;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
уметь:
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;
соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и(или)велосипедиста;
прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;
использовать: приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявления бдительности при угрозе террористического акта;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
ведения здорового образа жизни;
оказания первой медицинской помощи;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

уметь:
применять основные способы зашиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;
прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, водителя транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);

Учебно-методическое обеспечение
Реализация учебной программы обеспечена Учебно-методическим комплектом, включенным в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и утвержденном приказом директора «Об утверждении списка учебников, используемых в образовательном процессе в 2015-2016 учебном году» от 20.03.2015г. №58:
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся. 7 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М: Просвещение, 2009.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся. 8 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М: Просвещение, 2009.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся. 9 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М: Просвещение, 2009.,
Рабочая программа составлена с учётом дополнительной литературы:
Дополнительная литература:
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В, Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. - М.: Дрофа, 2002.
Ваши шансы избежать беды. Сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебное пособие / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. СПб.: КАРО, 2002.
Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 59 кл. / В. М. Евлахов. - М.: Дрофа, 2006.
Смирнов А. Т, Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М: Просвещение, 2006.

Материально-техническое обеспечение:

Занятия проводятся в специализированном кабинете предметной тематики основы безопасности жизнедеятельности, оборудованном стендами, мультимедийным оборудованием и удовлетворяющим требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями от 23 июля 2008 г.)

Календарно-тематическое планирование
8 класс (1-й вариант) (34 часа)

п/п
Тема
урока
час
Тип
урока
Элементы содержания
Требования к уровню
подготовки
обучающихся
Вид
контроля.
Измерители
Элементы
дополнительного
содержания
Домашнее
задание
Дата
проведения










план
факт.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Раздел 1
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (14 ч)

1
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха.
Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления.
Движение - естественная потребность организма. Физическая культура и закаливание.
Личная гигиена
Знать об основах здорового образа жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье. Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
Решение
ситуационных
задач
Цели и задачи курса ОБЖ в текущем году
Уч. 8 кл. §7.1-75; 7.8



2
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье
1
Комбини-
рованный
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих
людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки
Знать о вредных привычках и их профилактике. Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
Решение
ситуаци
онных
задач

Уч.8кл. § 7.6-7.7




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

3
Правила обеспечения безопасности дорожного движения
1
Комбини-
рованный
Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Причины дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге
Характеризовать причины дорожно-транспортных происшествий, знать правила безопасного поведения пешехода и велосипедиста.
Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах
Индивидуальный опрос, работа по карточкам
пдд.
Ответственность за нарушение правил дорожного движения. Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Ролл инг. Правила
для ролл инга. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Уч. 8 кл. § 2.1-2.3



4
Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте
1
Комбини-
рованный
Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте
Знать правила безопасного поведения пассажиров на транспорте. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в общественном транспорте
Решение
ситуаци
онных
задач
пдд.
Дополнительные виды транспорта. Сельскохозяйственный транспорт. Железнодорожный переезд, железнодорожный транспорт
Составить памятку для пассажира «Правила безопасного поведения на транспорте»




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

5
Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре в доме
1
Комбини-
рованный
Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.
Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания
Знать о мерах пожарной безопасности; правилах безопасного поведения при пожаре в доме. Характеризовать причины возникновения пожаров. Владеть навыками безопасного поведения при возникновении пожара в жилище
Решение
ситуаци
онных
задач

Уч. 8 кл. § 1.1-1-3



6
Правила безопасного поведения при пожаре на транспорте
1
Комбини-
рованный
Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте
Знать правила безопасного поведения при пожаре на транспорте. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер предосторожности в общественном транспорте
Решение
ситуаци
онных
задач

Составить памятку для пассажира «Поведение при пожаре
на транспорте»



7
Правила
безопасного поведения на воде
1
Комбини-
рованный
Правила безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности
Знать правила поведения
на воде и оказания помощи утопающему.
Владеть навыками оказания помощи утопающему.
Практи
ческая
работа.
Оказание
помощи

Уч. 8 кл. §3.1-33




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11





при купании в оборудованных и необорудованных местах.
Опасность водоемов зимой.
Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде
Использовать полученные знания в повседневной жизии для обеспечения личной безопасности на воде
утопающему (15 мин)





8
Правила безопасного поведения в быту
1
Комбини-
рованный
Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье. Опасные вещества и средства бытовой хими.ь Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах. Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома
Знать правила безопасного использования электрических и электронных приборов; средств бытовой химии; различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома. Использовать полученные знания в повседневной жизни при выполнении хозяйственных работ дома
Индивидуальный опрос, работа по карточками

Заполнить таблицу в тетради




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

9
Автономное существование человека в природе
I
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Автономное существование человека в природе. Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Оборудование временного жилища (укрытия). Способы добывания огня. Обеспечение водой и питанием. Сигналы бедствия
Знать правила безопасного поведения в природной среде (подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия). Владеть навыками подачи сигналов бедствия
Практическая работа. Способы подачи сигналов бедствия (15 мин)

Подготовить сообщение по одному из пунктов плана в тетради



10
Правила ориентирования на местности
1
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Правила ориентирования на местности
Знать способы ориентирования на местности. Владеть навыками ориентирования на местности
Практическая работа. Ориентирование на местности (40 мин)

Повторить записи в тетради



11
Нарушение экологического равновесия в местах проживания
1
Комбини-
рованный
Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах
Знать о влиянии деятельности человека на окружающую среду.
Владеть навыками поведения при проживании в экологически неблагоприятных районах
Решение
ситуаци
онных
задач
Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ
Уч. 8 кл. §4.1-4.2




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях
1
Комбини-
рованный
Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты.
Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте.
Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества
Знать правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях.
Овладеть навыками поведения в криминогенных ситуациях.
Использовать полученные знания в повседневной жизни для обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
Решение
ситуаци
онных
задач

Подготовить памятку «Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте»



13
Терроризм. Поведение человека при захвате его террористами
1
Комбини-
рованный
Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб
Знать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального характера.
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для безопасного поведения при угрозе террористического акта; для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Выучить записи в тетради



14
Правила безопасного поведения в толпе
1
Комбини-
рованный
Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе
Знать правила безопасного поведения в толпе. Владеть навыками поведения в местах большого скопления людей
Проверочная работа по разделу «Обеспечение личной

Подготовить памятку «Правила безопасного поведения в толпе»




1
2
3
4
5
6
7
8
9
Ю
11







безопасности в повседневной жизни» (20 мин)





Раздел 2
Оказание первой медицинской помощи (4 ч)

15
Оказание первой медицинской помощи
1
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш).
Их использование
Знать о перевязочных и лекарственных средствах медицинской аптечки; средствах индивидуальной защиты органов дыхания. Владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)
Практи
ческая
работа.
Отработка навыков пользования противогазом ГП-7 (15 мин)

Уч. 8 кл. §5.5
Выписать в тетрадь лекарственные и перевязочные средства из домашней аптечки



16
Первая медицинская помощь при травмах и переломах
1
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений.
Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших
Знать способы первой медицинской помощи при травмах и переломах. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при ушибах, кровотечениях.
Использовать приобретенные знания в повседневной
Практическая работа. Способы остановки кровотечений, наложения жгута,
цвд. Дорожнотранспортное происшествие (оказание первой медицинской помощи
при дорожно-
Уч. 7 кл. § 7.1-7.4




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11






жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
ПОВЯЗКИ (15 мин)
транспортном
происшествии)




17
Первая медицинская помощь при отравлениях
1
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Первая медицинская помощь .при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами
Знать правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при отравлениях.
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при отравлении (15 мин)

Уч. 8 кл. §8.2



18
Первая медицинская помощь при утоплении и удушении; при тепловом и солнечном ударах, обморожении
1
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Первая медицинская помощь при утоплении и удушении. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожении
Знать правила первой медицинской помощи при утоплении и удушении; при тепловом и солнечном ударах, обморожении. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при ожогах, обморожениях.
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении
(15 мин)

Уч. 8 кл. §8.4




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11



Раздел 3
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (16 ч)

19
Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения. Землетрясения
1
Комбини-
рованный
Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений
Знать правила безопасного поведения при землетрясении.
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления. Использовать полученные знания и умения в повседневной деятельности для обеспечения личной безопасности
Проверочная работа по разделу «Оказание первой медицинской помощи» (20 мин)
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного характера
Уч. 7 кл. §1.3;
§2.1-2.3



20
Вулканы
1
Комбини-
рованный
Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов
Знать правила безопасного поведения при извержении вулканов.
Использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности
Решение
ситуаци
онных
задач

Уч. 7 кл. § 2.4-2.5



21
Оползни, сели, обвалы, лавины
1
Комбини-
рованный
Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня,
обвала. Правила безопасного поведения во время
Знать правила безопасного поведения при угрозе схода селя, оползня, обвала. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
Решение
ситуаци
онных
задач

Уч. 7 кл. §2.6-2.7; §4.4




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11





и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия







22
Ураганы, бури, смерча
1
Комбини-
рованный
Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча
Знать правила безопасного поведения при ураганах, бурях, смерчах. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
Решение
ситуаци
онных
задач

Уч. 7 кл. § 3.1-3.3



23
Наводнения
1
Комбини-
рованный
Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при
заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений
Знать правила безопасного поведения при наводнении. Уметь предвидеть опасности и правильно действовать при их наступлении
Решение
ситуаци
онных
задач

Уч. 7 кл. §4.1-4.3



24
Цунами
1
Комбини-
рованный
Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами
Знать правила безопасного поведения во время цунами. Использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности
Решение
ситуаци
онных
задач

Уч. 7 кл. § 4.6-4.7



25
Природные
пожары
1
Комбини-
рованный
Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров
Знать правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
Решение
ситуаци
онных
задач

Уч. 7 кл. § 5.1-5.2




1
2
3
4
5
б
7
8
9
10
11

26
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения. Промышленные аварии и катастрофы
1
Комбини-
рованный
Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты
Уметь приводить примеры промышленных аварий и катастроф, потенциально опасных объектов. Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности
Проверочная работа по разделу «Чрезвычайные ситуации природного характера»
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Уч. 8 кл. §5-1



27
Пожары и взрывы
1
Комбини-
рованный
Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро- и взрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах
Знать правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
Решение
ситуаци
онных
задач
-
Уч. 8 кл. §5.6-5.7



28
Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ
1
Комбини-
рованный
Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы
Уметь называть химически опасные объекты производства, аварийно опасные химические вещества.
Использовать полученные знания иумения в обеспечении личной безопасности
Решение
ситуаци
онных
задач

Уч. 8 кл. §5.4
1


29
Защита населения от АХОВ
1
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества
Знать правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасных химических веществ.
Практи
ческая
работа.

Уч. 8 кл. §5-5




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
п






Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
Эвакуация пострадавших (15 мин)





30
Аварии на радиационно опасных объектах
1
Комбини-
рованный
Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях
Знать правила безопасного поведения при радиационных авариях.
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
Решение
ситуаци
онных
задач

Уч. 8 кл. § 5.2-5.3




31
Гидродинамические
аварии
1
Комбини-
рованный
Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии
Знать правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
Решение
ситуаци
онных
задач

Уч. 8 кл. § 5.8-5.9



32
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
1
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях
Знать об организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Владеть навыками поведения в чрезвычайных ситуациях по сигналу «Внимание всем!».
Использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности
Практическая работа. Отработка навыков действий обучающихся по сигналу «Внимание всем!»
(15 мин)

Уч. 8 кл. §6.1-6.2




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

33
Инженерная, радиационная и химическая защита населения
1
Комбини-
рованный
Инженерная, радиационная и химическая защита населения
Иметь представление об инженерной, радиационной и химической защите населения. Использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности
Проверочная работа по разделу «Чрезвычайные
ситуации техногенного характера» (20 мин)

Уч. 8 кл. §6.3



34
Эвакуация
I
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации
Знать об обязанностях и правилах поведения людей при эвакуации. Уметь комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения. Использовать полученные знания иуменш для обеспечения личной безопасности
Практическая работа. Отработка навыков поведения при эвакуации (15 мин)
Правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС
Составить памятку «Правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС»



Итого:
34























15