Рабочая программа по ОБЖ 10-11 классы (ГОС).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением
английского языка
Рассмотрено
на методическом объединении
Протокол №
от « » 08.2015г.
Согласована
с зам. директора
по УВР
от « » 08. 2015г.
Утверждаю
Директор школы
________________
« »_ г.




Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по основам безопасности жизнедеятельности
10-11 классы
Сроки реализации: 1 год.
Каркин Ю.В.
Преподаватель-организатор ОБЖ

2015 год.



Пояснительная записка
Рабочая программа к учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена в соответствии с требованиями Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, факультативов МБОУ СОШ №8 с углублённым изучением английского языка города Мончегорска, учебным планом МБОУ СОШ №8 на 2015-2016 учебный год и с учебно-календарным графиком ( приказ директора от 20.02.2015г. №56).

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов разработана на основе Примерной программы среднего общего образования 2004 года по «Основам безопасности жизнедеятельности» и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта 2004 года к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования. В программе учтены требования:

Федеральный уровень:
1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; М.: Просвещение, 2011;
3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
6.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).
7.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)».
8 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
10. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».
13. Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 16.01.2012г. № 23251).
14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
15. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа М. : Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения). ISBN
16. Технология: программа: 5-8 классы / Т.А. Тищенко, Н.В. Синица.- М. : Вентана-Граф, 2013. 144с. – (Стандарты второго поколения) – ISBN 978-5-360-04389-8.(вариант для мальчиков)

Региональный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Мурманской области «О внесении изменений в Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования» № 1614 от 30.08.2011 г;
2. Методические рекомендации для образовательных учреждений Мурманской области от 2009г. «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями.

В рабочей программе также реализованы требования федеральных законов:
«Об образовании» (№ 122 - ФЗ, в редакции федеральных законов 1996-2008г.);
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера»;
«Об охране окружающей природной среды»;
«О безопасности дорожного движения»;
«О пожарной безопасности»;
«О гражданской обороне»;
и постановлений Правительства Российской Федерации:
от 16 января 1995 года № 43 «О федеральной целевой программе "Создание и развитие
Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях";
от 24 июля 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций».


В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №8 с углублённым изучением английского языка на 2014-2015 учебный год и с учебно-календарным графиком (приказ директора от 29.04.2014 №84) рабочая программа 10 класса рассчитана на реализацию в течение 1 учебного года в количестве 34 часов (1 час в неделю) в условиях классно - урочной системы, рабочая программа 11 класса рассчитана на реализацию в течение 1 учебного года в количестве 34 часов (1 час в неделю) в условиях классно - урочной системы.
В 10 классах предусмотрено 9 часов на проведение: практических работ - 3 часа, проверочных работ - 6 часов.
В 11 классах предусмотрено 9 часов на проведение: практических работ - 4 часа, проверочных работ - 5 часов.

Достижение поставленных целей связывается с решением следующих задач:
усвоение и закрепление обучающимися знаний:
об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства;
об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса;
о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации;
об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, при угрозе террористического акта;
о мерах профилактики наркомании;
о роли здорового образа жизни для обеспечения демографической безопасности страны;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
усвоение обучающимися содержания:
основных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму;
нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму;
усвоение обучающимися знаний:
о предназначении, основных функциях и задачах Вооруженных Сил Российской Федерации;
о видах Вооруженных Сил Российской Федерации и родах войск;
о руководстве и управлении Вооруженными Силами Российской Федерации;
об участии Вооруженных Сил России в контртеррористических операциях;
о государственных и военных символах Российской Федерации;
формирование у обучающихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином Российской Федерации конституционного долга и обязанностей по защите Отечества;
развитие у обучающихся:
личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта;
потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности;
физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках

Содержание учебного предмета

Распределение часов учебного предмета на 3 ступень среднего (полного) общего образования согласно содержанию примерной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 10 класса
Примерная программа основного общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по «Основам безопасности
жизнедеятельности»
Распределение часов в рабочей программе

Тематический блок
Кол-во часов
Кол-во часов

Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях
(13 ч)
(13 ч)

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
(10 ч)
(10 ч)

Основы военной службы
(11 ч)
(11 ч)

Итого:
34ч
34ч



Распределение часов учебного предмета на 3 ступень среднего (полного) общего образования согласно содержанию примерной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 11 класса
Примерная программа основного общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по «Основам безопасности
жизнедеятельности»
Распределение
часов в рабочей программе

Тематический блок
Кол-во часов
Кол-во часов

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
(10 ч)
(10 ч)

Основы военной службы
(24 ч)
(24 ч)

Итого:
34ч
34ч














Распределение основного содержания примерной программы основного общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации в соответствии с выбранным учебно-методическим комплексом.
Рабочая программа по технологии
10класс Основное содержание примерной программы основного общего образования
Министерства образования и науки
Российской Федерации

Название тематического блока, количество часов
Название тематического блока в соответствии с примерной программой. Основное содержание в
соответствии с примерной программой.
Кол-
во
часов


Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях 13ч
Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях
Обеспечение безопасности дорожного движения. Участники дорожного движения (пешеходы, пассажиры, водители). Правила безопасного поведения участников дорожного движения. Дорожнотранспортные происшествия, их причины, меры профилактики.
Опасные ситуации социального характера. Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности дома, на улице, в общественном месте и в толпе. Взрывное устройство на улице. Правила безопасного поведения при захвате в качестве заложника.
Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономии. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
Чрезвычайные ситуации геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения. Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера. Правила безопасного поведения населения в чрезвычайных ситуациях природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Действия населения по сигналам оповещения.
Россия в мировом сообществе, национальные интересы России. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства, изложенная в Концепции национальной безопасности России.
Международный терроризм. Меры, принимаемые в государстве по противодействию терроризму.
Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Основные положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.
Государственные структуры по защите населения в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); Государственная противопожарная служба МЧС России.
13



Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - федеральный орган управления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, организация оповещения населения.
Инженерная, радиационная и химическая защита населения. Эвакуация населения из опасных районов. Организация аварийно-спасательных работ.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций военного времени. Гражданская оборона, ее структура и задачи. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Организация ГО в общеобразовательном учреждении.


Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 10ч
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Особенности физического, психического и социального развития человека в подростковом возрасте. Формирование личности подростка при взаимоотношениях его со взрослыми людьми и родителями, со сверстниками и сверстниками противоположного пола. Формирование взаимоотношений подростка и общества. Права и ответственность несовершеннолетних.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Формирование навыков здорового образа жизни. Здоровый образ жизни и профилактика заболевания.
Факторы, разрушающие здоровье и их профилактика. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Меры профилактики факторов, разрушающих здоровье.
Основные, наиболее часто встречающиеся инфекционные болезни, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.
10

Основы военной службы 11ч.
Основы военной службы
История создания Вооруженных Сил России. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль в системе обеспечения национальной безопасности. Другие войска.
Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитников Отечества. Памяти поколений - дни воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество - основы боевой готовности частей и подразделений.
Государственные символы Российской Федерации. Военные символы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Требования, предъявляемые к моральным, психологическим и профессиональным качествам военнослужащих.
Военная доктрина Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации в области обороны. Организация военно-профессиональной ориентации и военно-профессионального отбора. Военные образовательные учреждения высшего профессионального образования и правила приема в них. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации.



11


Рабочая программа по технологии
11 класс Основное содержание примерной программы основного общего образования
Министерства образования и науки
Российской Федерации по «Технологии»

Название тематического блока, количество часов
Название тематического блока в соответствии с примерной программой. Основное содержание в
соответствии с примерной программой.
Кол-
во
часов

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 10ч














Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Особенности физического, психического и социального развития человека в подростковом возрасте. Формирование личности подростка при взаимоотношениях его со взрослыми людьми и родителями, со сверстниками и сверстниками противоположного пола. Формирование взаимоотношений подростка и общества. Права и ответственность несовершеннолетних.
Правовые аспекты взаимоотношений полов. Репродуктивное здоровье и социально-демографические процессы в России. Семья, основные функции семьи и здоровье человека. Основы семейного права в Российской Федерации.
Основы медицинских знаний. Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний.
Основные, наиболее часто встречающиеся инфекционные болезни, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи. Средства оказания первой медицинской помощи.
Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях, при травмах опорно-двигательного аппарата, при кровотечениях, при утоплении. Правила проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Правила и способы транспортировки пострадавших.

10



















Основы военной службы 24ч

Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета и его предназначение. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.
Правовые основы военной службы. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации - законы воинской жизни. Военная присяга - клятва воина на верность Родине - России. Прохождение военной службы по призыву и по контракту. Права и ответственность военнослужащих. Нормы международного гуманитарного права. Альтернативная гражданская служба. Государственные символы Российской Федерации. Военные символы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Требования, предъявляемые к моральным, психологическим и профессиональным качествам военнослужащих. Военная доктрина Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации в области обороны. Организация военно-профессиональной ориентации и военно-профессионального отбора.
Военные образовательные учреждения высшего профессионального образования и правила приема в них. Международная(миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации.
24


Прим.: Согласно Методическим рекомендациям для образовательных учреждений Мурманской области «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями» от 2009г., содержание учебного материала может быть объединено с планированием. Часть информации по содержанию учебного материала в настоящей программе приведено в разделе «Учебно-тематическое планирование»

Учебно-тематический план
10 класс
Наименование раздела
Тема уроков
Номер темы

Безопасность н защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях
Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования
1


Правила поведения в ситуациях криминогенного характера
2


Уголовная ответственность несовершеннолетних
3


Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера
4


Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи
5


Законы и другие нормативно - правовые акты РФ по обеспечению безопасности
6


Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны
7


Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения
8


Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени
9


Организация индивидуальной защиты населения от поражающих факторов. ЧС мирного и военного времени
10


Средства индивидуальной защиты
11


Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций
12


Организация гражданской обороны в образовательном учреждении
13

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Сохранение и укрепление здоровья - важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности
14


Инфекционные заболевания, их классификация
15


Основные инфекционные заболевания, их профилактика
16


Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье
17


Основные составляющие здорового образа жизни
18


Биологические ритмы
19


Влияние биологических ритмов на работоспособность человека
20


Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека
21


Вредные привычки, их влияние на здоровье
22


Профилактика вредных привычек
23

Основы военной службы
История создания Вооруженных сил России
24


История создания Вооруженных сил России
25


Организационная структура Вооруженных сил России
26


Виды Вооруженных сил, рода войск. История их создания и предназначение
27


Функции и основные задачи современных Вооруженных сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных сил
28


Другие войска, их состав и предназначение
29


Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества
30


Памяти поколений - дни воинской славы России
31


Дружба, войсковое товарищество - основа боевой готовности частей и подразделений
32


Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы
33


Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
34

11 класс

Наименование раздела
Тема уроков
Номер урока

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Правила личной гигиены и здоровья
1


Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов
2


Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики
3


СПИД
4


Профилактика СПИДа
5


Семья в современном обществе. Законодательство о семье
6


Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте
7


Первая медицинская помощь при ранениях
8


Первая медицинская помощь при травмах
9


Первая медицинская помощь при остановке сердца
10

Основы военной службы
Основные понятия о воинской обязанности
11


Организация воинского учета и его предназначение
12


Первоначальная постановка граждан на воинский учет
13


Обязательная подготовка граждан к военной службе
14


Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи
15


Добровольная подготовка граждан к военной службе
16


Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет
17


Категории годности к военной службе
18


Организация профессионально-психологического отбора граждан
19


Увольнение с военной службы и пребывание в запасе
20


Правовые основы военной службы
21


Общевоинские уставы Вооруженных сил закон воинской жизни
22


Военная присяга - клятва воина на верность Родине, России
23


Призыв на военную службу, время и организация призыва
24


Прохождение военной службы по призыву
25


Прохождения военной службы по контракту
26


Права и ответственность военнослужащих
27


Альтернативная гражданская служба
28


Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества
29


Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой
30


Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально психологическим и профессиональным качествам гражданина
31


Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников
32


Как стать офицером Российской армии?
33


Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных сил Российской Федерации
34



п/п
Содержание раздела (темы)
Кол-
во
часов
Выполнение
практической
части
программы:
Формы контроля:




Практические
работы
Тест
Провероч
ные
работы

10 класс

1.
Раздел 1 Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях
Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения
Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны
13 ч
ч
ч
1
2
1





1

2.
Раздел 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (3 ч)
Основы здорового образа жизни
10 ч
3 ч
7 ч

1
1

3.
Раздел 3 Основы военной службы
Вооруженные силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества
Боевые традиции Вооруженных сил России
Символы воинской чести
11 ч
6 ч
3 ч
2 ч

1




1


11 класс

1.
Раздел 1 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основы медицинских званий и правила оказания первой медицинской помощи
10 ч
6 ч
4 ч
4
1
1

2.
Раздел 2 Основы военной службы
(24 ч)
Воинская обязанность (10 ч) Особенности военной службы (8 ч) Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил России (6 ч)
24 ч

10 ч
8 ч

6 ч

1
1


1












Планируемые результаты
В результате изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах
обучающиеся должны
знать/понимать:
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; факторы, влияющие на состояние репродуктивного здоровья;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
уметь:
применять основные способы зашиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;
прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, водителя транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни;
оказания первой медицинской помощи;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Описание учебно-методического комплекта.
Реализация учебной программы обеспечена:
Учебно-методическим комплектом, включенным в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и утвержденном приказом директора «Об утверждении списка учебников, используемых в образовательном процессе в 2015-2016 учебном году» от 20.03.2015г. №58:
Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. - М.: Просвещение, 2009;
Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. - М.: Просвещение, 2009.
Материально-техническое обеспечение:

Занятия проводятся в специализированном кабинете предметной тематики основы безопасности жизнедеятельности, оборудованном стендами, мультимедийным оборудованием и удовлетворяющим требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями от 23 июля 2008 г.)




п/п
Тема
урока
Часов
Тип
урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид
контроля.
Измерители
Элементы
дополнительного
содержания
Домашнее
задание
Дата
проведения










план


факт.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Раздел 1
Безопасность н защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях (13 ч)
Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения (6 ч)

1
Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования. Меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Правила ориентирования на местности, движения по азимуту. Правила обеспечения водой, питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня
Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них.
Уметь назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях
Практи- ческая работа «Ориентирование
на местности»
(20 мин)

Цели и задачи курса ОБЖ текущем году
§1-1



2
Правила поведения в ситуациях криминогенного
характера
1
Комбини
рованный
Возможные ситуации при встрече с незнакомцами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах
Знать правила поведения в криминогенных ситуациях. Уметь объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в кон кретнои ситуации крими-ногенного характера
Решение
ситуаци
онных
задач
Терроризм: основные понятия и признаки. Правовые основы борьбы с терроризмом
§1.2



Календарно-тематическое планирование 10 класс

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11





с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, на стадионе, на вокзале и т. д.
Использовать приобретенные навыки безопасного поведения и приемы самозащиты в зонах криминогенной опасности

Особенности правового режима в зоне проведения контртеррористической операции. Основные угрозы террористического характера для граждан России. Меры личной безопасности




3
Уголовная ответственность несовершеннолетних
1
Комбини
рованный
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Хулиганство и вандализм, общие понятия. Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм
Знать об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
Использовать полученные знания в повседневной жизни для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения
Решение
ситуаци
онных
задач
ПДД.
Кодекс РФ об административных нарушениях (извлечение) (статьи 1 14, 117,119,120). Уголовный кодекс РФ (извлечение) (статьи 166, 264,265,269). Государственная инспекция безопасности дорожного движения
§1.3



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

4
Правила
поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера

Комбини
рованный
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника
Знать потенциальные
опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Решение
ситуаци
онных
задач
ВДД.
Правила безопасного поведения в толпе. Основные «законы» безопасности движения. Опасные ситуации на дороге. Предупреждающие сигналы. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
§1.4



5
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
ее структура и задачи
1
Комбини
рованный
РСЧС, история ее создания,
предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций
Знать предназначение,
структуру и задачи РСЧС. Использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи
Индиви
дуальный
опрос
Правила
и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций
§1.5




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

6
Законы и другие нормативно- правовые акты РФ по обеспечению безопасности
1
Комбини
рованный
Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопас» ности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.) Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан
Знать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи
Индиви
дуальный
опрос

§1-6



Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны (7 ч)

7
Гражданская оборона, основные понятия и определения,
1
Комбини
рованный
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения
Знать о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах.
Использовать полученные
Проверочная
работа
по теме

§2.1




I
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11


задачи гражданской обороны


от опасностей, возникающих
при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной
знания и умения для обеспечения личной безопасности
«Опасные
и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения» (20 мин)





8
Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения
1
Комбини
рованный
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОБ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения
Иметь представление
о современных средствах поражения и их поражающих факторах.
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
Индиви
дуальный
опрос
Меры безопасности от химического и биологического терроризма
§2.2




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

9
Оповещение
и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени
1
Комбини
рованный
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях
Знать способы оповещения
населения в чрезвычайных ситуациях.
Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях
Индиви
дуальный
опрос
Эвакуация
населения. Виды эвакуации. Рассредоточение
§2.3



10
Организация индивидуальной защиты населения от поражающих факторов ЧС
мирного и военного времени
1
Комбини
рованный
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений
гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях
Знать правила поведения в защитных сооружениях. Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства коллективной защиты.
Называть виды защитных сооружений
Индиви
дуальный
опрос

§2.4



11
Средства
индивидуальной защиты
I
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Основные средства защиты
органов дыхания и правила их использования.
Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики
Называть основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи медицинские средства защиты и профилактики.
Владеть навыками пользо-
Практи
ческая
работа.
Отработка
навыков
пользования

§2.5




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11






вания средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)
противогазом ГП-7 (15 мин)





12
Организация проведения аварийноспасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций
1
Комбини
рованный
Предназначение аварийноспасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения
Знать об организации проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС.
Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности
Индиви
дуальный
опрос
Меры
безопасности в случае взрыва вовремя террористического акта. Действия человека, оказавшегося в завале в результате взрыва
§2.6



13
Организация гражданской обороны в образовательном учреждении
1
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Организация ГО в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. Отработка правил. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых
Знать об организации ГО в общеобразовательном учреждении; правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС,
Уметь действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»
Практическая работа. Отработка навыков поведения учащихся при получении сигнала о ЧС
(15 мин)
Пожарная
безопасность.
Правила
безопасного
поведения.
Действия
обучающихся
при пожаре
в образовательном учреждении
§2.7




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Раздел 2
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (3 ч)

14
Сохранение
и укрепление здоровья - важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности
1
Комбини
рованный
Здоровье человека, общие
понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья - социальная по - требность общества
Знать основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияюшце на него
Тестирование (20 мин)

§3.1



15
Инфекционные заболевания, их классификация
1
Комбини
рованный
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике
Называть основные принципы классификации инфекционных заболеваний. Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний
Индиви
дуальный
опрос

§3.2




1
2
3
4
5
б
7
8
9
10
11

16
Основные инфекционные заболевания, их профилактика
1
Комбини
рованный
Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний
Знать об основных принципах профилактики инфекционных заболеваний. Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний
Индиви
дуальный
опрос

Повторить
§3.2



Основы здорового образа жизни (7 ч)

17
Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье
1
Комбини
рованный
Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на укрепление и сохранение здоровья
Знать основное определение понятия «здоровый образ жизни», о факторах, влияющих на здоровье. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
Тестирование (10 мин)

§4.1



18
Основные составляющие здорового образа жизни
1
Комбини
рованный
Общие понятия о режиме жизнедеятельности, его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная
и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание
Знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятель- ности личности. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
Индиви
дуальный
опрос

Повторить
§4.1




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11





элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств







19
Биологические ритмы
1
Комбини
рованный
Основные понятия о биологических ритмах организма
Знать основные составляющие здорового образа жизни.
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
Индиви
дуальный
опрос

§4.2



20
Влияние биологических ритмов на работоспособность человека
1
Комбини
рованный
Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности
Знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. Использовать приобретенные знания в повседневной
жизни для ведения здорового образа жизни
Решение ситуационных задач

Повторить
§4.2



21
Значение двигательной активности и закаливания
1
Комбини
рованный
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности, необходимость выработки привычки к систематическим
Знать о факторах, способствующих укреплению здоровья.
Использовать приобретенные знания в повседневной
Индиви
дуальный
опрос

§4.3




1
2
3
4
5
б
7
8
9
10
11


организма
для здоровья человека


занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности,
долголетия.
Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей среды для закаливания, необходимость выработки привычки к систематическому выполнению закаливающих процедур
жизни для ведения здорового образа жизни






22
Вредные привычки, их влияние на здоровье
1
Комбини
рованный
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия.
Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные
Приводить примеры вредных привычек, факторов, разрушающих здоровье.
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
Индиви
дуальный
опрос

§4.4




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11





части. Влияние курения
на нервную и сердечнососудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения







23
Профи
лактика
вредных
привычек
1
Комбини
рованный
Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту
Знать о профилактике вредных привычек. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
Проверочная работа по теме «Основы
медицинских знаний и здорового образа жизни» (20 мин)





Раздел 3 Основы военной службы (11 ч)
Вооруженные силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества (6 ч)

24
История создания Вооруженных сил России
1
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I,
создание регулярной армии,
Иметь представление об истории создания Вооруженных сил России. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
Семинар

§5.1




1
2
3
4
5
б
7
8
9
10
11





ее особенности. Военные
реформы в России во второй половине XIX века,
создание массовой армии







25
История создания Вооруженных сил России
1
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Создание советских Вооруженных сил, их структура и предназначение. Вооруженные силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения
военной реформы
Иметь представление об истории создании Вооруженных сил России. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
Семинар

§5.1



26
Организационная структура Вооруженных сил России
1
Комбини
рованный
Организационная структура Вооруженных сил. Виды Вооруженных сил Российской Федерации, рода войск Вооруженных сил Российской Федерации. Ракетные
войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности. Сухопутные войска, история создания, предназначение. Рода войск, входящие в сухопутные войска
Иметь представление об организационной структуре ВС РФ.
Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
Индиви
дуальный
опрос
пдд. Водительские навыки
§5.2



27
Виды Вооруженных сил,
рода войск.
1
Комбини
рованный
Военно-воздушные силы, история создания, предназначение, рода авиации.
Знать состав и предназначение ВС РФ.
Владеть навыками оценки
Индиви
дуальный
опрос
Воздушно
десантные
войска. Кос-
§5.2




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11


История их создания и предназначение


Войска ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-морской флот, история создания, предназначение
уровня своей подготовленности к военной службе

мические войска, их предназначение




28
Функции и основные задачи современных Вооруженных сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной
безопасности страны. Реформа Вооруженных сил
1
Комбини
рованный
Вооруженные силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными силами.
Реформа Вооруженных сил России, ее этапы и основное содержание
Характеризовать функции и основные задачи современных Вооруженных сил. Иметь представление об управлении Вооруженными силами; о реформе Вооруженных сил.
Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
Индиви
дуальный
опрос

§5.3



29
Другие войска, их состав и предназначение
1
Комбини
рованный
Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска
Министерства внутренних дел, войска гражданской
обороны, их состав и предназначение
Знать состав и предназначение ВС РФ.
Уметь оценивать уровень своей подготовленности к военной службе
Индиви
дуальный
опрос

§5.4




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Боевые традиции Вооруженных сил России (3 ч)

30
Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества

1
Комбини
рованный
Патриотизм -духовнонравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма. Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной
защите. Основные составляющие личности военнослужащего - защитника Отчества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг
Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально -психологическим и профессиональным качествам гражданина. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
Проверочная работа по теме «Вооруженные силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества» (20 мин)

§6.1



31
Памяти поколений - дни воинской славы России
1
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Дни воинской славы - дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.
Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России
Знать о днях воинской славы и о формах увековечивания памяти.
Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
Семинар
Сталинградская битва (17.07.194202.02.1943гг.)
§6.2




1
2
3
4
5
б
7
8
9
10
11

32
Дружба, войсковое товарищество - основа боевой готовности частей и подразделений
1
Комбини
рованный
Особенности воинского коллектива, значение вой* скового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество - боевая традиция Российской армии и флота
Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений. Использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы
Индиви
дуальный
опрос

§6.3



Символы воинской чести (2 ч)

33
Боевое знамя воинской части - сим - вол воинской чести, доблести и славы
1
Комбини
рованный
Боевое знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого подразделения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения боевого знамени воинской части, порядок его хранения и содержания
Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
Иметь представление о символах воинской чести
Тестирование (20 мин)

§7-1



34
Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
1
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой
Российской Федерации
Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды.
Иметь представление об основных государственных наградах
Семинар

§7.2







Календарно-тематическое планирование 11 класс

п/п
Тема
урока
Кол-во часо
Тип
урока
Элементы содержания
Требования к
уровню подготовки обучающихся
Вид
контроля.
Измерители
Элементы
дополнительного
содержания
Домашнее
задание
Дата
проведения










план
факт.

I
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Раздел 1
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) Основы здорового образа жизни (б ч)

1
Правила личной гигиены и здоровья
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами.
Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма
Знать об основных составляющих здорового образа жизни и их влиянии на безопасность жизнедеятельности личности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
Тестирование (10 мин)
Цели и задачи курса ОБЖ в текущем году
§1-1



2
Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов
1
Комбини - рованный
Семья и ее значение в жиз - ни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический , культурный и материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для созда - ния прочной семьи
Характеризовать факто- ры, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни.
Использовать приобретенные знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи
Индиви
дуальный
опрос

§1.2





1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

3
Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики
1
Комбини
рованный
Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИННП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью
Знать об основах личной гигиены; об уголовной ответственности за заражение БППП.
Использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни
Индиви
дуальный
опрос

§1.3



4
СПИД
1
Комбини
рованный
ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД - финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)
Знать о путях заражения ВИЧ-инфекцией. Использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни
Индиви
дуальный
опрос

§1.4



5
Профилактика СПИДа
1
Комбини
рованный
Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией
Знать о профилактике СПИДа; об ответственности за заражение ВИЧ- инфекцией.
Использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни
Тестирование (10 мин)

§1.4



6
Семья в современном обществе. Законодательство о семье
1
Урок
обобщения и систематизации знаний
Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей
Знать об основах законодательства РФ о семье. Использовать приобретенные знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи
Семинар
ПДД. Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма
Повторить
§1-5




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11




Основы медицинских званий и правила оказания первой медицинской помощи (4ч)




7
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте
1
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и возникновение.
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте
Знать правила оказания первой медицинской помощи при сердечной недостаточности и инсульте. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте
Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при острой
сердечной недостаточности и инсульте (15 мин)

§2.1



8
Первая медицинская помощь при ранениях
1
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечений. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью
Знать виды ран и правила оказания первой медицинской помощи при ранении, правила наложения жгута и давящей повязки. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при кровотечениях
Практическая работа. Первая медицинская помощь при ранениях (15 мин)
ПДД. Дорожнотранспортное происшествие (оказание первой медицинской помощи при
дорожно- транспортном происшествии)
§2.2




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

9
Первая медицинская помощь при травмах
1
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Первая медицинская помощь при травмах опорнодвигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника
Знать правила оказания первой медицинской помощи при травмах. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при травмах, растяжениях
Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при травмах
(15 мин)

§2.3



10
Первая медицинская помощь при остановке сердца
1
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
Понятие клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечнолегочной реанимации
Знать о возможных причинах клинической смерти и ее признаках; о приемах проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Владеть навыками проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца
Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи приостановке сердца (15 мин)

§2.4



Раздел 2
Основы военной службы (24 ч) Воинская обязанность (10 ч)

11
Основные понятия о воинской обязанности

1
Комбини
рованный
Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания.
Воинский учет, обязатель-
Знать об обязанностях граждан по защите государства; о воинской обязанности.
Прове
рочная
работа
по теме

§3.1




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11





ная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе
Использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе
«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (20 мин)





12
Организация воинского учета и его предназначение
1
Комбини
рованный
Организация воинского учета. Обязанности граждан по воинскому учету
Знать об организации воинского учета, об обязанностях граждан по воинскому учету.
Использовать полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
Индиви
дуальный
опрос

§3.2



13
Первоначальная постановка граждан на воинский учет
1
Комбини
рованный
Первоначальная постановка граждан на воинский учет.
Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет
Знать о первоначальной постановке граждан на воинский учет.
Использовать полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
Индиви
дуальный
опрос

Повторить
§3.2



14
Обязательная подготовка граждан к военной службе
1
Комбини
рованный
Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе
Знать о содержании обязательной подготовки граждан к военной службе. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
Индиви
дуальный
опрос

§3.3




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

15
Основные требования к индивидуально-психологическими профессиональным качествам молодежи

1
Комбини
рованный
Основные требования к индивидуально-психологическим и профессио - нальным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские связи и наблюдения, водительские качества и др.)
Называть требования, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.
Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
Индиви
дуальный
опрос

Повторить
§3.3



16
Добровольная подготовка граждан к военной службе
1
Комбини
рованный
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовер - шеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образо - вания. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования
Знать об основных направлениях добровольной подготовки граждан к военной службе.
Использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы
Индиви
дуальный
опрос
ПДД.
Виды транспорта. Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Автомобиль. Правила дорожного движения для автомобилиста
§3.4




1
2
3
4
5
б
7
8
9
10
11

17
Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет

1
Комбини
рованный
Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет
Знать об организации медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет.
Использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет
Индиви
дуальный
опрос

§3-5



18
Категории годности к военной службе
I
Комбини
рованный
Предназначение медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет. Категории годности к военной службе
Знать о категориях годности к военной службе. Использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет
Индиви
дуальный
опрос

Повторить
§3.5



19
Организация профессионально-психологического отбора граждан

1
Комбини
рованный
Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет
Знать об организации
профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет.
Использовать полученные знания при первоначальной
постановке на воинский
учет
Индиви
дуальный
опрос

Повторить
§3.5




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

20
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе
1
Комбини
рованный
Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов
Знать об основах военной службы.
Иметь представление об основных правах и обязанностях во время пребывания в запасе.
Использовать полученные
знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе
Индиви
дуальный
опрос

§3.6



Особенности военной службы (8 ч)

21
Правовые основы военной службы

1
Комбини
рованный
Военная служба - особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
Военные аспекты международного военного права
Знать основные положения законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности, военной службе граждан. Использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе
Проверочная работа по теме «Воинская обязанность»
(20 мин)

§4.1



22
Общевоинские уставы Вооруженных сил закон воинской жизни

1
Комбини
рованный
Общевоинские уставы - нормативно-правовые акты, регламентирующие
Знать о предназначении общевоинских уставов Вооруженных Сил.
Индиви
дуальный
опрос

§4.2




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11


воинской жизни



жизнь и быт военнослужащих.
Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных сил Российской Федерации, их предназначение и основные положения
Называть нормативно- правовые акты, регламентирующих жизнь и быт в оенносл ужащих. Использовать приобретенные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы






23
Военная присяга - клятва воина на верность Родине, России
1
Комбини
рованный
Военная присяга основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной
присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга
Знать о традициях ВС РФ. Использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы
Индиви
дуальный
опрос

§43



24
Призыв на военную службу, время и организация призыва
1
Комбини
рованный
Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва.
Порядок освобождения граждан от военной служ-
Знать о призыве на военную службу, времени и организации призыва, о порядке освобождения граждан от военной службы и предоставлении отсрочек
Индиви
дуальный
опрос

§4.4




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11





бы и предоставление отсрочек
Использовать полученные знания при постановке на воинский учет. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе






25
Прохождение военной службы по призыву
1
Комбини
рованный
Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас. Воинские звания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. Военная форма одежды
Знать об общих, должностных и специальных обязанностях военнослужащих; порядок прохождения военной службы по призыву; воинские звания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
Индиви
дуальный
опрос
История возникновения воинских званий. История возникновения военной формы одежды
Повторить
§4.4



26
Прохождения военной службы по контракту
1
Комбини
рованный
Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту.
Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту
Знать основные условия прохождения военной службы по контракту; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; сроки военной службы по контракту; права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту
Тестирование (15 мин)

§4.5




1
2
3
4
5
б
7
8
9
10
11






Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе; оценки уровня своей подготовленности к ней






27
Права и ответственность военнослужащих

1
Комбини
рованный
Общие права военнослужащих.
Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.)
Знать общие права и обязанности военнослужащих; виды ответственности, установленной для военнослужащих, о значении воинской дисциплины и видах дисциплинарных взысканий, налагаемых на солдат и матросов; об уголовной ответственности за преступления против военной службы.
Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности и осознанного самоопределения по отношению к военной службе
Индиви
дуальный
опрос

§4.6




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

28
Альтернативная гражданская служба
1
Комбини
рованный
Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства.
Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Сроки альтернативной гражданской службы для разных категорий граждан. Время, которое не засчитывается в срок альтернативной гражданской службы.
Подача заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой
Знать особенности прохождения альтернативной гражданской службы.
Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе
Тестирование (15 мин)

§4.7



Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил России (6 ч)

29
Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества
1
Комбини
рованный
Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание защитника Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу; высо-
Знать об основных качествах военнослужащего. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности и осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.
Проверочная работа по теме «Особенности военной службы» (20 мин)

§5.1




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11





кая воинская дисциплина,
преданность Отечеству,
верность воинскому долгу
и военной присяге, готовность в любую минуту
встать на защиту свободы, независимости конституционного строя России, народа и Отечества
Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы






30
Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой
1
Комбини
рованный
Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку
и военное мастерство. Быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя
Характеризовать основные качества военнослужащего.
Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
Индиви
дуальный
опрос
ПДД. Правила дорожного движения для водителя. Тип автомобиля, номерной знак. Устройство автомобиля (ремень безопасности, подголовник, фары)
§5.2




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

31
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально- психологическим и профессиональным качествам гражданина
1
Комбини
рованный
Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных сил и родах войск.
Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного возраста к военной
службе. Требования к психическим и моральноэтическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета)
Знать об основных видах военно-профессиональной деятельности и их особенностях в различных видах Вооруженных сил и родах войск; о требованиях, предъявляемых военной службой к уровню подготовки призывника.
Уметь оценивать уровень своей подготовленности к военной службе. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
Индиви
дуальный
опрос

§5.3



32
Военнослужащий - подчиненный, строго
соблюдающий
1
Комбини
рованный
Единоначалие - принцип строительства Вооруженных сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования,
Знать о принципе единоначалия в Вооруженных силах РФ; требования, предъявляемые военной
службой к уровню подго-
Индиви
дуальный
опрос

§5.4




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11


Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников



относящегося ко всем военнослужащим, постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности,
беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу
товки призывника.
Использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы






33
Как стать
офицером
Российской
армии?
I
Комбини
рованный
Основные виды военных
образовательных учреждений профессионального образования.
Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования
Знать об основных видах
военных образовательных учреждений профессионального образования; правила приема в военные образовательные учреждения.
Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
Индиви
дуальный
опрос

§5.5




1
2
3
4
5
б
7
8
9
10
11

34
Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных сил Российской Федерации
1
Комбини
рованный
Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных сил Российской Федерации
Знать об организации подготовки офицерских кадров для ВС РФ.
Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
Индиви
дуальный
опрос

Повторить
§5.5














\ђ Заголовок 115