Использование инновационных технологий для развития познавательной активности учащихся на уроках химии «Открытое мероприятие для педагогов»



Конкурс методических разработок
«Методический шедевр»
Номинация «Методическая копилка»

Общеобразовательная школа І-ІІІст. №10 г. Тореза


Использование инновационных технологий для развития познавательной активности учащихся на уроках химии
«Открытое мероприятие для педагогов»


Гусакова Наталья Викторовна
учитель химии высшей категории, «старший учитель»






Торез-2016
















«Школа не должна научить на всю жизнь,
школа должна научить учиться всю жизнь» Восточная мудрость

Введение
XX век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь невозможно. Мир сегодня нельзя воспринимать не по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, необходимо следовать тезисам ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. На первый план в современном образовании выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Иными становятся и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
Методика обучения химии, применяемая в настоящее время в средней и старшей школе, является еще в определенной степени традиционной. Деятельность учащихся при этом способе обучения направлена, главным образом, на запоминание и воспроизведение учебного материала, выполнение заданий и упражнений. Но на современном этапе главным требованием к уроку химии является использование всех возможностей содержания и методов обучения для проблемного построения учебного процесса как важного условия развития логического мышления учащихся, их творческих способностей, развитие познавательного интереса к учению.












Плохой учитель преподносит истину,
Хороший учит ее находить
Дистерверг
Я – учитель химии. Сегодня модернизация образования затронула и химическое образование. Сегодня недостаточно дать детям знания о химической картине мира. Это должно сопровождаться осмыслением вопросов: «Что представляет собой мир, в котором я живу?», «Что такое добро и зло?» и др. Если научить ребенка мыслить самостоятельно, тогда человек не перестанет учиться всю жизнь. Я хочу, чтобы от общения с преподаваемым мною предметом учащиеся получали удовольствие и пользу, формировались как носители человеческого в человеке.
Актуальность этого мероприятия определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.
Сегодня актуальной проблемой является низкое качество образования.
Одна из причин, на мой взгляд, - снижение познавательной активности
на уроках.
Требования сегодняшнего дня творчески действующий
учитель и ученик. Коренное улучшение обучения, воспитания, развития школьников, подготовки их к труду может быть достигнуто путем совершенствования и качественного изменения учебно-воспитательного процесса.
В связи с этим существенно возрастает роль применения современных педагогических технологий в процесс активизации творческих и интеллектуальных способностей учащихся.

Цель мероприятия
Создание условий для формирования знаний и умения применять усвоенные знания в практической деятельности и повседневной жизни, становления у учащихся гражданской позиции, готовности к жизни в поликультурном, динамично развивающемся мире, способности адаптироваться к меняющимся условиям трудовой деятельности.
Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь химические законы или, постигая химию, обогащать и постигать себя, свое место в этом огромном мире?
Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению. Еще Аристотель заметил, что « ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле»
Для этого потребовалось решить ряд задач:
1. Изучение передового педагогического опыта по использованию современных инновационных технологий обучения в рамках классно-урочной системы.
2. Внедрение в педагогический процесс наиболее эффективных технологий, позволяющих сформировать ведущие компетентности учащихся.
3. Ориентация образовательного процесса на развитие личностного потенциала учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.
4. Повышение эффективности учебного процесса и, как следствие, повышение качества обучения по предмету.
5. Подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества, развитие социальной компетенции учащихся.

Практическая необходимость и значимость данного мероприятия, на мой взгляд, заключается в ответах на следующие вопросы:
Почему у детей пропадает интерес к учебе?
Какой заказ должна выполнять современная школа с учетом требований информационного общества?
Как учесть в обучении послешкольные жизненные планы учащихся? Как организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков.
Как воспитывать думающего человека, умеющего разумно относиться к природе, беречь, сохранять ее, то есть дать ему те знания, которые нужны в жизни.

ІІ. Практическая часть
2.1. Из опыта использования инновационных технологий на уроках химии
Практика показывает, что наиболее эффективным обучение становится тогда, когда ученик проявляет максимальную активность, а учитель выполняет роль консультанта и фасилитатора - помогает им самостоятельно делать выводы и обобщения, опираясь на их жизненный опыт и никогда не
«замыкает» обучение на себе.
Существует много новых форм и методов обучения. На своих уроках стараюсь сочетать традиционные и инновационные методы обучения. При этом учитываю основные дидактические принципы : научность, целостность, последовательность, наглядность, доступность.
Развития познавательной активности учащихся на уроках химии способствуют лабораторные опыты, практические работы, семинарские занятия.
Использую следующие интерактивный методы:
1. Метод «Микрофон» применяю на этапе актуализации опорных знаний учащихся или на этапе закрепления изученного материала. Он дает возможность каждому высказать свое мнение по поводу чего-то. Высказанные мнения не оцениваются и не комментируются, во время выступления никто не имеет права перебивать, переспрашивать.
Например:
9 класс. Тема «Насыщенные углеводороды». Спрашиваю учеников: «Как вы считаете, изучив строение молекулы метана и его гомологов, алканы является химически активными веществами или нет? Ответ мотивируйте».
Передавая «символический микрофон» , ученики обосновывают свой ответ.
11 класс. Тема «Фенол». Вопрос: «К какому классу веществ по строению молекулы вы бы отнесли фенол?» - (этап изучения нового материала). На этапе закрепления изученного задаю вопрос: «Чем подобен фенол по свойствам с аренами, чем отличается от них? Чем похожи химичесие свойства фенола и одноатомных спиртов, чем отличается от них?». Проведя предварительно исследования, учащиеся дают обоснованные ответы на эти вопросы.
Метод «Мозговой штурм» применяю на различных этапах урока. Этот метод базируется на использовании знаний учащихся, полученных на предыдущих уроках, он требует от них короткой, быстрой точного ответа, предусматривает выслушивание идей без их обсуждения.
На этапе изучения нового материала:
9 класс. Тема «Растворимость, ее зависимость от различных факторов. Насыщенные и ненасыщенные растворы». Формулирую проблему с помощью таких вопросов к ученикам:
«Может ли разведенный раствор быть насыщенным?
Обязательно концентрированный раствор является насыщенным?
От каких факторов зависит растворимость?
Как называется раствор, в котором при данной температуре вещество больше не может растворяться?...»
Ученики высказывают свои идеи, записывают на доске и обосновывают их.
Проводится общая дискуссия вокруг высказанных идей (правильность, целесообразность, оригинальность). Выбор лучшей идеи.
Итоговое обоснование выбранной идеи.
На этапе актуализации опорных знаний:
9 класс. Тема «Этилен - представитель ненасыщенных углеводородов. Физические и химические свойства углеводородов»
Формулирую проблему с помощью таких вопросов к ученикам:
Какие углеводороды называют алканами?
Приведите общую формулу гомологического ряда алканов?
Какие химические связи существуют в молекулах алканов?
Составьте электронную и структурной формулы для следующих веществ: С2Н4, С3Н6 . Какие химические связи существуют в данных молекулах?
«Метод - пресс» использую на этапе изучения нового материала,когда возникают спорные вопросы и необходимо четко аргументировать позицию по проблеме, убедить других в правоте.
Этап обобщения и систематизации знаний:
9 класс. Тема «Электролиты и неелектроліти» - демонстрирую опыты с электропроводности растворов: дистиллированной, водопроводной воды, твердой поваренной соли, ее раствора, раствора соляной кислоты.
Вопрос: «Почему одни из этих растворов проводят электрический ток, другие - нет?». Ответ обоснуйте.
4. «Метод группового исследования» использую на этапе изучения нового материала. Например:
8 класс. Тема «Строение вещества».
Класс делится на 5 групп (4 учебные и 1 группа экспертов). В каждой группе выбирается старший. Группам предоставляются тексты с учебной информацией, касающейся характеристик определенного типа кристаллических решеток и задачи. Группа экспертов работает с учебником и дополнительной литературой и готовит обобщенную информацию. На работу отводится 10 минут.
Задание для групп:
1. Какие частицы размещены в узлах кристаллической решетки, которую вы изучаете?
2. Назовите вид химической связи и тип химических элементов, образующих данный тип кристаллической решетки.
3. Укажите характерные физические свойства веществ с данным типом кристаллической решетки.
4. Приведите примеры веществ.
Тексты для групп (приложение 1).
После окончания работы, каждая группа отчитывается и записывает на доске полученную информацию в таблицу:
Сравнительные признаки
Типи кристаллических решеток


атомная
молекулярная
йонная
металлическая

Типы частиц в узлах решетки





Вид химической связи





Природа химических элементов





Примеры веществ





Физические свойства





Ученики заполняют таблицу в тетрадях. Группа экспертов анализирует заполненную таблицу, сопоставляя ее с собственной информацией; и делает выводы о зависимости свойств веществ от типа кристаллической решетки.

На этапе урока обобщения и систематизации знаний использую
5. интерактивную технологию «Незаконченное предложение».
9 класс. Тема. «Вода как растворитель. Физико-химическая сущность процесса растворения.»

1.Сьогодня на уроке мы познакомились с...(строением молекулы воды, понятиями «диполь», водородная связь)
2.Молекула воды образована с помощью(двух неспаренных р-электронов атома Оксигена и s-электронов двух атомов Гидрогена).
3.Диполь- это(система, которая имеет два разноименно заряженные полюса).

11 класс. Для актуализации знаний по теме „Химия и экология” учащимся предлагается заполнить пробелы в схеме:
Экология





Виды загрязнения окружающей среды















Источники загрязнения среды











Действие токсичных и ядовитых веществ на среду
(формулы)

атмосферу

гидросферу

почва

Живые организмы










Последствия загрязнения среды










6. Метод проектов
Проектирование ориентировано в первую очередь на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую. Для решения конкретной проблемы они, с одной стороны, должны выполнить большую поисковую работу, а с другой - интегрировать знания из других дисциплин. Здесь большое значение приобретает работа с материалами периодических изданий, дополнительной научной литературой и индивидуальная работа учащихся в системе Интернет.
Можно предложить такие темы ученических проектов:
1. Экология атмосферы. Автотранспорт и вредные выбросы в атмосферу. Как от них избавиться?
2. Химия и энергетическая проблема. Гелиоустановка дает возможность с помощью алюминиевых зеркал, которые отражают солнечную энергию, добывать горячую воду, водяной пар и электроэнергию. Какую конструкцию гелеоустановки вы могли бы предложить?
3. Химия в повседневной жизни. Предложите химические процессы, с помощью которых можно устранить накипь с поверхности чайника. Составьте соответствующие уравнения реакций.
„Защита проектов” - это тоже можно считать интерактивной технологией. Ученики должны отчитаться о проделанной работе, сформулировать вывод относительно достижения поставленных целей и ожидаемых результатов.
7.Система «Помощь»
Используется во время использования научного текста, заслушивание реферативных и лекционных сообщений:
+

?
!

Это я знаю
Это для мене новое
Это следует исследовать
Есть идея







8. Метод „Химическая эстафета”
Осуществить преобразования, указать условия протекания процессов и назвать вещества:
C CH4 C2H2 C6H6 C6H5B2 C6H5OH
Ученики сменяя друг друга пишут уравнения реакций, поянюють условия протекания процессов и дают названия веществам.



9.Химические развлечения
Головоломка 1
1










2






3






4








5








6







7





1. Российский ученый, который синтезировал анилин. 2. Продукт, который образуется во время присоединения воды к гомологов ацетилена.
3. Полимер который называют „органическая платина”.
4. Техническое название метилбута-2-диена.
5. Органический газ, который способствует быстрому созреванию овощей и фруктов.
6. Насыщенный углеводород, гомолог пентана.
7. Рудничный газ, „смерть шахтеров”.
Ответы:
1.Зинин 5. Этилен
2.Кетон 6.Бутан
3.Тефлон 7.Метан
4.Изопрен
Головоломка 2







2
Е





3

Н




4


З



5



О


6




Л

Порядок соединения атомов в молекулах.
Немецкий химик, впервые предложил структурную формулу бензену (бензола).
Насыщенный углеводород.Продукт перегонки нафти.
Первый гомолог бензену (бензола).
Тринитротолуен.

Ответы:
1.Строение 4.Бензин
2.Кекуле 5.Толуен
3.Пентан 6.Тринитротолуен




10. «Египетская пирамида»
Подобрать химические формулы с одинаковым цветом.
Кто из химических элементов или групп атомов должен быть первым записан в химической формуле?
Записать их по группам по содержанием атомов Кислорода.
Н

Н2CLH

HSO4H2NO3H

H2CO3H2SH3PO4H

H Br HSO3 H I H F H2

- Итак, кислоты это простые вещества или сложные?
-Какие атомы обязательно входят в состав кислот?
-По содержанием атомов Кислорода кислоты делятся на ...
11. «Белая ворона»
-В ряде кислот обнаружить белую ворону по количеству атомов Гидрогену.
I HBr, HCL, H2 SO4
II H2CO3, H2S, HNO3
III H2SiO3 , H2SO3, H3 PO4
-Чем отличаются формулы этих кислот?
-Кислоты классифицируют по числу атомов -Н на:
Одноосновные;
Двохосновые;
Трехосновные.
12.«Наведи порядок»
-А вот в следующем задании нужно навести порядок.
Каждой оксигеновмісній кислоте соответствует кислотный оксид из которого можно получить эту кислоту. Попробуй подобрать эти оксиды, соединив их стрелочками.
H2SO4 SO3
HNO3 P2O5
H2CO3 N2O5
Каждому кислотном оксида соответствует кислота.
Использование естественно-научных стихотворений, «учёных сказок»
Примеры:
СКАЗКА ОБ ОКИСЛЕНИИ
-Ну что, браток, окисляемся?
- Окисляемся.
-Ну и как оно, ничего?
- Ничего.
- Что-то ты больно спешишь. Окисляться нужно с толком, с пониманием.
- А чего тянуть? Раз, и готово!
- Это смотря как готово. У меня в этом деле опыт есть. Я здесь уже три года окисляюсь.
Разговор ведут два полена. Одно быстро окисляется, значит, горит, другое медленно – значит, гниет. Вот такие бывают окисления.
14. «Найди ошибку»
Пример. При проверке умения подбора коэффициентов ОВР, предлагаю уравнения реакции, в которых преднамеренно допущены ошибки. Работая в группах со своим уравнением, учащиеся находят и исправляют ошибку.
Первая группа: Cu + H2SO4 (конц) = CuSO4 + SO2 + 2H2O
Вторая группа: Mg + H2SO4 (конц) = 3MgSO4 + S + 3H2O
Третья группа: C + 2H2SO4 (конц) = CO2 + SO2 + 2H2O
Как результат такого приема – внимательность и заинтересованность учащихся на уроке.

В заключении хочу сказать: «Учитель напоминает человека, идущего против течения: стоит остановиться, и течение снесет его далеко назад. Остановка в совершенствовании педагогического мастерства приводит к его утрате».








13PAGE 15


13PAGE 14115






















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915