Рабочая программа по русскому языку 3 класс СКК IV вида УМК Школа России


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 города Ковров


Рассмотрено на заседании ШМО
учителей начальных классов

Протокол № от « » _________ 2015г.

Руководитель ШМО __________ ____ Е.Е. Щёткина



Рекомендовано к утверждению
Протокол заседания научно-методического совета
№ ___ от « ___» ________________2015 г.
Заместитель директора по УВР,
руководитель НМС _________________ Е.В. Стругова

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 24

__________Л.В. Воробьёва

« » _______ 2015г.


Рабочая программа
по русскому языку (5 часов в неделю)
3-в класс


Учитель: Кирьянова Я.А.

2015-2016 учебный год
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; с Положением о рабочей программе, учебным планом НОО МБОУ СОШ № 24, на основе авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и др. «Русский язык». Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: статус документа, раскрывающий общую сущность рабочей программы как документа, пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, представляющие собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов, учебно–тематический план, содержащий наименование темы и общее количество часов, основное содержание тем учебного курса с примерным распределением учебных часов по разделам курса и толкованием каждой темы список литературы, включающий перечень использованной автором литературы и календарно –тематический план, представляющий таблицу, содержащую тему, тип урока виды контроля и измерители, домашнее задание и дату проведения урока.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная цель - изучение русского языка - включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;
воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Специфика СКК IV вида обуславливает наличие еще одной задачи – восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализация и совершенствование учебной деятельности детей, повышение их работоспособности, активизация познавательной деятельности.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется в 3 классе 170 часов (5 часов в неделю).
Структура курса
Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Основные содержательные линии
Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:
основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Основные содержательные линии курса в 3 классе
Повторение пройденного в начале года
Синтаксис и пунктуация
Состав слова
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Повторение пройденного в конце года.
Повторение пройденного в начале года: предложение, слово, части речи, их употребление в предложении; звуки речи, звуки и буквы;
Синтаксис и пунктуация: главные и второстепенные члены предложения; подлежащее и сказуемое; второстепенные члены предложения (без деления на виды); распространённые и нераспространённые предложения; логическое ударение; интонация перечисления;
Состав слова: основа и окончание; корень, приставка, суффикс; слова однокоренные и разные формы одного и того же слова; разбор слова по составу, правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова (существительных, прилагательных, глаголов с приставками и без приставок); чередование согласных в корне слова, беглые гласные; правописание суффиксов -ик, -ек; правописание приставки по-, под-, об-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-; приставка и предлог; разделительный твёрдый знак; непроизносимые согласные; сложные слова;
Имя существительное: лексическое значение; основные грамматические признаки, род и число существительных, изменение существительных по числам и вопросам (по падежам), понятие о склонении существительных; существительные с твёрдой и мягкой основами и их окончания в начальной форме;
Имя прилагательное: лексическое значение, основные грамматические признаки; род и число прилагательных; изменение прилагательных по вопросам, числам, родам; понятие о склонении прилагательных, прилагательные с твёрдой и мягкой основами; родовые окончания прилагательных; употребление имени прилагательного в речи (в предложении);
Глагол: лексическое значение, основные грамматические признаки; время, лицо, число глаголов; правописание не с глаголами; употребление глагола в речи (в предложении).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся к концу 3 класса должны знать (называть и определять):
- главные и второстепенные члены предложения
- имена существительные, имена прилагательные, глаголы и их основные лексико-грамматические признаки
-корень, приставку, суффикс, окончание
-сложные слова
Должны различать и сравнивать:
- главные и второстепенные члены предложения
- предложения распространённые и нераспространённые
- однокоренные слова и разные формы одного слова
- разделительные мягкий и твёрдый знаки
- приставки и предлоги
- имя существительное, имя прилагательное, глагол по их грамматическим признакам
Обучающиеся к концу 3 класса должны уметь:
-разбирать предложения по членам предложения (выделять главные и второстепенные члены)
- обозначать на письме интонацию перечисления
- разбирать слова по составу: выделять основу и окончание, корень, приставку, суффикс
- проверять написание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова
- проверять написание суффиксов -ик, -ек
- писать наиболее употребительные слова с двойными согласными; слова с чередующимися согласными и беглыми гласными
- писать раздельно предлоги со словами
- писать приставки по-, под-, об-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-.
- определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных ; число, время, лицо глаголов
- писать не с глаголами
- писать слова с непроверяемыми написаниями
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
работы со словарем (алфавит);
соблюдения орфоэпических норм;
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Материально-техническое обеспечение
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2012.
Канакина В.П., Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, касающихся логики изложения и содержания. Но при этом, учитывая специфику СКК, в структуру уроков русского языка включены специальные упражнения, направленные на коррекцию высших психических функций учащихся, а также большее количество упражнений на повторение и закрепление.
Контроль уровня обученности по русскому языку в 3 классе
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списывании, изложений, тестовых заданий.
Названные особенности программы отражены в ее структуре.
Язык и речь – 2 часа.
Текст, предложение, словосочетание – 16 часов.
Слово в языке и речи – 18 часов.
Состав слова – 16 часов.
Правописание частей слова – 29 часов.
Части речи – 76 часов.
Повторение – 13 часов.
Особенности учащихся
Данная категория учащихся обучается в специальном коррекционном 3 классе (СКК IV вида). Учащиеся имеют различную патологию зрения, что существенно влияет на учебно-познавательную и практическую деятельность учащихся. Они испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов. Кроме того, недостатки зрительного восприятия отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).




Формы контроля и учета достижений
Обязательные формы и методы контроля
Иные формы учета достижений

Текущая аттестация
Итоговая аттестация
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность

- устный опрос
- самостоятельная работа
- практическая работа
диагностическая работа
-презентация работ

-анализ динамики текущей успеваемости
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
-участие в творческих конкурсах и выставках
-активность в проектах и программах внеурочной деятельности


Текущий контроль деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока по итогам выполнения самостоятельной или практической работы. Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).












Требования к уровню подготовки учеников.

Раздел программы
Планируемые результаты освоения материала


Метапредметные результаты (формируемые УУД)
Предметные результаты

1. Язык и речь
- изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- умение задавать вопросы.
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

- изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
- умение проверять написанное;
- умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

2. Текст, предложение, словосочетание



3. Слово в языке и речи



4. Состав слова



5. Правописание частей слова



6. Части речи



7. Повторение








Содержание тем учебного курса

Язык и речь (2 ч).
Наша речь и наш язык.
Виды речи. Речь, её назначение. Речь отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Развитие речи. Составление текста по рисунку.
*Слова с непроверяемым написанием: праздник, вместе.
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч).
Текст (повторение и углубление представлений о тексте) (2 ч).
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка).
*Слова с непроверяемым написанием: орех.
Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге) (1ч).
Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины.
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные) (3 ч).
Знаки препинания в конце предложений.
*Слова с непроверяемым написанием: овёс.
Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.
Предложения с обращением (общее представление) (1 ч).
Развитие речи. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.
Состав предложения (повторение и углубление представлений) (З ч).
Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). Распространённые и нераспространённые предложения.
Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки).
*Слова с непроверяемым написанием: восток (восточный).
Разбор предложения по членам.
Простое и сложное предложения (общее представление) (2 ч).
*Слова с непроверяемым написанием: заря. Запятая внутри сложного предложения.
Словосочетание (2 ч).
Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
*Слова с непроверяемым написанием: пшеница.
Развитие речи. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».
Проверочная работа.
Слово в языке и речи (19 ч).
Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове) (2 ч).
Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.
*Слова с непроверяемым написанием: альбом, погода.
Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов.
Омонимы (1ч).
Использование омонимов в речи.
*Слова с непроверяемым написанием: понедельник.
Работа со словарём омонимов.
Слово и словосочетание (1 ч).
Фразеологизмы (2 ч).
Значение фразеологизмов и их использование в речи.
*Слова с непроверяемым написанием: ракета.
Работа со словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.
Части речи (5 ч).
Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках (3 ч).
*Слова с непроверяемым написанием: трактор, чёрный.
Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста. Развитие речи. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хрупкого «Цветы и плоды».
Имя числительное (общее представление) (2 ч).
*Слова с непроверяемым написанием: восемь, четыре, вторник, среда. Проверочная работа.
Однокоренные слова (1ч).
Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.
*Слова с непроверяемым написанием: картофель.
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений) (7 ч).
Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными (сочетания жи ши, чаща, чущу) и безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком. Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).
*Слова с непроверяемым написанием: овощи, петрушка, горох, помидор, огурец, огород. Проверочный диктант. Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Проект «Рассказ о слове».
Состав слова (16 ч).
Корень слова (3 ч).
Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Работа со словарём однокоренных слов.
*Слова с непроверяемым написанием: столица.
Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.
Правописание сложных слов (соединительные гласные в сложных словах (самолёт, вездеход).
Формы слова. Окончание (3 ч).
*Слова с непроверяемым написанием: обед, ужин.
Приставка (3 ч).
Суффикс (3 ч).
Значение этих значимых частей в слове. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».
Основа слова (1ч).
Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.
Обобщение знаний о составе слова (3 ч).
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов.
*Слова с непроверяемым написанием: пирог, шоссе.
Проверочная работа. Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом
Проект «Семья слов».
Правописание частей слова (29 ч).
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова (1ч).
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.
*Слова с непроверяемым написанием: четверг.
Правописание слов с безударными гласными в корне (4 ч).
Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка. *Слова с непроверяемым написанием: север, берег.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне (5 ч).
*Слова с непроверяемым написанием: пороша.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (5 ч).
*Слова с непроверяемым написанием: чувство, лестница, интересный.
Правописание слов с удвоенными согласными (2 ч).
*Слова с непроверяемым написанием: коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм.
Правописание суффиксов и приставок (4 ч).
Правописание приставок и предлогов (3 ч).
*Слова с непроверяемым написанием: желать.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) (5 ч).
Итоговый диктант.
Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.
Составление объявления.
Части речи (76 ч).
Части речи (повторение и углубление представлений) (1ч).
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (30 ч).
Повторение и углубление представлений (8 ч).
Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке.
Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных.
*Слова с непроверяемым написанием: самолёт, комната, однажды.
Проект «Тайна имени». Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательской работы.
Число имён существительных (2 ч).
Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд). Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти.
Род имён существительных (7 ч).
Имена существительные общего рода (первое представление). Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.).
*Слова с непроверяемым написанием: кровать.
Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.). Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин. Проверочный диктант.
Падеж имён существительных (12 ч).
Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные.
*Слова с непроверяемым написанием: рябина.
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж.
Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве.
*Слова с непроверяемым написанием: рябина, трамвай, пятница, около, солома, потом.
Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.
Все падежи (обобщение знаний об имени существительном) (3 часа). Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного.
*Слова с непроверяемым написанием: вокруг.
Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
Проект «„Зимняя" страничка». Проверочный диктант.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (19 ч).
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном (3 ч).
Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
Связь имени прилагательного с именем существительным.
Роль имён прилагательных в тексте.
Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
Текст-описание (2 ч).
Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте-описании.
Развитие речи. Составление текста-описания растения в научном стиле.
Формирование чувства прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и репродукциями картин русских художников.
Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».
*Слова с непроверяемым написанием: приветливый, ромашка, растение, Красная площадь, Московский Кремль.
Формы имён прилагательных Род имён прилагательных (4 ч).
Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).
*Слова с непроверяемым написанием: сирень.
Число имён прилагательных (2 ч).
Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. *Слова с непроверяемым написанием: поэт, гвоздика, животное.
Падеж имён прилагательных (общее представление) (2 ч).
Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.
Обобщение знаний об имени прилагательном (6 ч).
Морфологический разбор имени прилагательного. Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками». Проект «Имена прилагательные в загадках». Итоговый диктант.
МЕСТОИМЕНИЕ (5 ч).
Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений.
*Слова с непроверяемым написанием: одуванчик, воскресенье.
Формирование бережного отношения к природе.
Проверочная работа. Развитие речи. Составление письма.
ГЛАГОЛ (21 ч).
Повторение и углубление представлений о глаголе (4 ч).
Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам.
*Слова с непроверяемым написанием: завтрак (завтракать).
Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам.
Формы глагола. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы: что делать? и что сделать? (2 ч).
*Слова с непроверяемым написанием: песок.
Число глаголов (2 ч).
Изменение глаголов по числам.
Развитие речи. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись.
Времена глагола (5 ч). Изменение глаголов по временам. *Слова с непроверяемым написанием: квартира, герой, солдат. Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.
Род глаголов в прошедшем времени (2 ч).
Родовые окончания глаголов (-а, -о). Развитие речи. Составление предложений и текста.
Правописание частицы НЕ с глаголами (2 ч).
Обобщение знаний о глаголе (4 ч).
Морфологический разбор глагола.
Проверочная работа. Итоговый диктант.
Формирование чувства гордости и уважения к защитникам России, русским солдатам. Развитие речи. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке»
Повторение (14 ч).













Учебно-методический план

Тема раздела
Количество часов



Всего
Теория
Практические работы
Самостоятельные и контрольные работы

1
Язык и речь
2




2
Текст, предложение, словосочетание
16




3
Слово в языке и речи
18




4
Состав слова
16




5
Правописание частей слова
29




6
Части речи
76




7
Повторение
13





Список литературы:
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык 3 класс / Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.
2. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
3. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. – М.: ВЛАДОС, 1999.










Календарно-тематический план


урока
Тема урока
Тип урока
Виды
контроля
Измерители
Домашнее
задание
Дата
проведения
Приме-
чания

Язык и речь (2 часа)

1-2
Наша речь и наш язык
Урок рефлексии, систематизации

Фронтальный опрос
С. 7 №4.
С. 9 №10.



Текст. Предложение. Словосочетание (16 часов)

3
Текст как единица языка и речи.
Урок рефлексии, систематизации
Итоговый
Фронтальный опрос Словарный диктант
Правило с. 12.
С.12 упр.12



4
Части текста. Типы текстов.

Текущий
Фронтальный опрос
Таблица с. 13. С. 14 №16.



5
Предложение.

Текущий
Фронтальный опрос
Правило с. 16.
С.16 упр.19



6-7
Виды предложений по цели высказывания.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с. 17, №22.
Правило с.18.
С. 19 упр.25



8-9
Виды предложений по интонации.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.21. С. 22 №30.
Таблица с. 22.
С. 23 упр. 33



10
Предложения с обращением.
Урок открытия нового знания
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с. 25.
С.26 упр. 36



11-12
Главные и второстепенные члены предложения.
Урок рефлексии
Итоговый
Фронтальный опрос, словарный диктант
Схема с. 27. С. 28 №40.
С.29 упр.43



13
Разбор предложения по членам
Урок открытия нового знания
Текущий
Фронтальный опрос
С. 30 №46.



14-15
Простое и сложное предложения.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с. 31.
С. 32 упр. 51
Правило с. 32. С. 34 №55.



16
Словосочетание.
Урок открытия нового знания
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с. 35. С. 37 №62.



17
Составление рассказа по картине В. Д. Поленова «Золотая осень».
Урок рефлексии
Итоговый
сочинение
Оформить сочинение (с. 37 №63).



18
Проверочная работа по теме «Текст, предложение, словосочетание».
Урок развивающего контроля
Итоговый
Проверочная работа




Слово в языке и речи (18 часов)

19
Лексическое значение слова.
Урок рефлексии

Фронтальный опрос
С. 42 №67.



20
Синонимы и антонимы.
Урок рефлексии
Итоговый
Тест
Правило с.42. С.44 №37.



21
Омонимы.
Урок открытия нового знания
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.45. С.46 №78.



22
Слово и словосочетание.
Урок открытия нового знания
Текущий
Фронтальный опрос
С.48 №82.



23
Фразеологизмы.
Урок открытия нового знания
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.49. С. 50 №87.



24
Подробное изложение.
Урок рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
РНО (с.52 №88).



25
Имя существительное.
Урок рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос, словарный диктант
Схема с.53. С.56 №97.



26
Имя прилагательное.

Текущий
Фронтальный опрос
С.57 упр.99



27
Глагол, местоимение.

Текущий
Фронтальный опрос
С. 58 упр. 101



28-29
Имя числительное.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.60, №106.
С.59 упр.104



30
Однокоренные слова.
Урок рефлексии, систематизации
Текущий
Фронтальный опрос
С.62 №111.



31
Гласные звуки.
Урок рефлексии, систематизации
Текущий
Фронтальный опрос
Схема с.63. С.64 №116.




32
Согласные звуки.
Урок рефлексии, систематизации
Итоговый
Фронтальный опрос, словарный диктант
Схема с.65. С.66 №121.



33
Правописание слов с парными по глухости-звонкости звуками в корне.
Урок рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.67.
Упр.123



34-35
Разделительный мягкий знак.
Урок рефлексии, систематизации
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.68. С.69 №127.



36
Проверочный диктант «Звуки и буквы».
Урок развивающего контроля
Итоговый
Проверочный диктант




Состав слова (16 часов)

37
Корень слова.
Урок рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.74. С.75 №134.



38
Чередование согласных в корне.
Урок открытия нового знания
Текущий
Фронтальный опрос
С.77 упр.137



39
Сложные слова.
Урок открытия нового знания
Текущий
Фронтальный опрос
С.78 №141.



40-41
Формы слова. Окончание.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.80, №145.
Правило с.81. С83 №151.



42
Итоговый диктант по линии администрации
Урок развивающего контроля
Итоговый
Диктант




43-44
Приставка.

Урок открытия нового знания, рефлексии
Итоговый
Фронтальный опрос, словарный диктант
Правило с.84.
С.85 упр.154
Правило с.86. С.88 №162.



45-47
Суффикс.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.89.
С.90 упр.166
Правило с.90. С.92 №170.
С.94 №176.



48
Сочинение по картине А. А. Рылова «В голубом просторе».
Урок рефлексии
Текущий
сочинение
Оформить сочинение (с.94 №177).



49-51
Основа слова.
Урок открытия нового знания
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.95. С.97 №183.
С.98 №189.
С.99 упр.190



52
Контрольная работа по линии администрации
Урок развивающего контроля
Итоговый
Проверочная работа




Правописание частей слова (29 часов)

53
Общее представление о правописании частей слова.
Урок открытия нового знания
Текущий
Фронтальный опрос
Таблица с.103.
С.102 упр.193



54-57
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Итоговый
Фронтальный опрос, словарный диктант
Правило с.104.№195(1),
С 104 № 195(2)
С.107 №200.
С.108 №204.



58-61
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Итоговый
Фронтальный опрос, словарный диктант
Правило с.112.
С 113 № 212
С.114 №215.
С.114 №217
С.116 №221.



62-65
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Итоговый
Фронтальный опрос, словарный диктант
Правило с.117,118. С.118 №226.
С. 120 № 229
С.120 №230.
С.121 № 232



66-67
Правописание слов с удвоенными согласными.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.121. С.122 №236.
С. 123 № 237



68-71
Правописание суффиксов и приставок.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Итоговый
Фронтальный опрос, словарный диктант
Правило с.125.
С. 126 № 243
Правило с.127, №246.
С. 129 №251.
С.131 №256.



72-74
Правописание приставок и предлогов.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.132, №260.
Правило с.133.
Упр.262
С. 134 упр.263



75-77
Правописание слов с разделительным ъ.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Итоговый
Фронтальный опрос, словарный диктант
Правило с.134. С.135 №267.
С.136 упр. 268
Правило с.136. С.137 №270.



78
Административная контрольная работа за I полугодие
Урок развивающего контроля
Итоговый
диктант




79-80
Правописание слов с разделительным ъ.
Урок рефлексии

Фронтальный опрос
С. 138 упр.274
С.139 №276.



81
Составление текста по картине В. М. Васнецова «Снегурочка».
Урок рефлексии
Итоговый
сочинение
Оформить сочинение.



Части речи (76 часов)

82-83
Части речи.
Урок рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.3. С.5 №4.
Правило с.5. упр.7



84-85
Значение и употребление имен существительных.
Урок рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.8. с.10 №11.
Правило с.11. упр. 13



86
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Урок рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос

С.13 №19.



87
Подробное изложение по плану.
Урок рефлексии
Итоговый
Изложение
РНО ( с.14 №21).



88
Собственные и нарицательные имена существительные.
Урок рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.15. С.17 №26.



89-90
Число имен существительных.
Урок рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
С.21 №32.
С.24 №38.



91-93
Род имен существительных.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.25. С.27 №43.
Правило с.28. упр.47
С.30 №50.



94-96
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.31. С.32 №55.
С.34 №59.
С. 35 №63



97
Проверочный диктант «Число и род имен существительных».
Урок развивающего контроля
Итоговый
Проверочный диктант




98-100
Склонение имен существительных.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Итоговый
Фронтальный опрос, словарный диктант
Таблица с.37. С.38 №67.
Правило с.40. №70
С.41 № 71



101
Именительный падеж.
Урок открытия нового знания
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.42. № 75



102-103
Родительный падеж.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.44.
№79
Правило с.45. №81



104
Дательный падеж.
Урок открытия нового знания
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.47, №85.



105-106
Винительный падеж.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Итоговый
Фронтальный опрос, словарный диктант
Правило с.48-49. С.49 №89.
Правило с.50. С.52 №93.



107
Творительный падеж.
Урок открытия нового знания
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.53. № 95



108
Предложный падеж.
Урок открытия нового знания
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.54. С.55 №100.



109
Составление рассказа по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
Урок рефлексии
Итоговый
сочинение
Оформить сочинение.



110-111
Все падежи.
Урок систематизации
Текущий
Фронтальный опрос
Таблица с.57.
№ 104
С.59 №107.



112
Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
Урок рефлексии
Итоговый
сочинение
Оформить сочинение.



113
Проверочный диктант «Имя существительное».
Урок развивающего контроля
Итоговый
Проверочный диктант




114-116
Имя прилагательное.
Урок рефлексии, систематизации
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.64. С.65 №112.
С. 66 № 115
Правило с.69, №120.



117
Сопоставление искусствоведческого текста и картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».
Урок рефлексии
Итоговый
сочинение
С.70 №123.



118-120
Род имен прилагательных.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.72. С.74 №127.
С.76 №131.
С. 77 №133



121-122
Число имен прилагательных.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.78. С.80 №138.
С.81 №142.



123-124
Изменение имен прилагательных по падежам.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.83. С.84 №146.
Правило с.85.
С. 85 № 149



125-126
Морфологический разбор имени прилагательного.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
С.87 №153.
С. 88 № 155



127
Составление сочинения-отзыва по картине А. А. Серова «Девочка с персиками».
Урок открытия нового знания
Итоговый
Сочинение-отзыв
Оформить сочинение.



128
Обобщение знаний об имени прилагательном.
Урок систематизации
Итоговый
Тест
Повторить словарные слова.



129
Итоговый диктант «Имя прилагательное».
Урок развивающего контроля
Итоговый
Итоговый диктант




130-131
Личные местоимения.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.92.
№124,125.
С.94 №160.



132
Род местоимений третьего лица.
Урок открытия нового знания
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.95. №162



133-134
Морфологический разбор местоимений.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
С.96 №165.
С.97 № 168



135
Проверочная работа «Местоимение».
Урок развивающего контроля
Итоговый
Проверочная работа




136-138
Глагол.
Урок рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.101. с.102 №172.
С.103 №176.
С.104 №178



139
Сочинение по серии сюжетных картинок.
Урок систематизации
Итоговый
Сочинение
Оформить сочинение (с.105 №180).



140-141
Неопределенная форма глагола.
Контр.р. по линии адм.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.106. С.107 №184.
С.108 №188.



142-143
Число глаголов.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Итоговый
Фронтальный опрос, словарный диктант
Правило с.109. С.110 №192.
С.111 №194



144-148
Времена глагола.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.112. С.113 №198.
С. 114 №201
Правило с.115.
С.117 №207
С.118 №209.
С.119 №212.



149-150
Род глаголов в прошедшем времени.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
Правило с.122, №218.
С.124 №222.



151-153
Правописание частицы не с глаголами.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Итоговый
Фронтальный опрос, словарный диктант
Правило с.124.
№224
С.126 №229.
С.127 №231.



154-155
Морфологический разбор глагола.
Урок открытия нового знания, рефлексии
Текущий
Фронтальный опрос
С.126 № 229.
С.129 №236.



156
Обобщение знаний о глаголе.
Урок систематизации

Итоговый
Тест
Повторить словарные слова.



157
Проверочная работа «Глагол».
Урок развивающего контроля
Итоговый
Проверочная работа






Повторение (13 часов)

158-170
Повторение.
Урок рефлексии, систематизации
Итоговый
Фронтальный опрос, словарный диктант
С.132 № 240.
С.133 №244
С.134 №247.
С. 135 № 250
С.136 №251.
С. 137 № 253
С.137 №255.
С. 139 № 258
С.140 №262.
С.140 №264.
С.142 №267.
С.143 №268.










Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Требования к оснащению учебного процесса на уроках русского языка учитывают реальные условия работы школы и современные представления о культуре и безопасности труда обучающихся.
Для работы учащимся необходимы:
Печатные пособия
Таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке.
Таблицы в соответствии с основными разделами программы 2 класса.
Наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой.
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
- Классная доска с креплениями для таблиц.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер с принтером.
- Ксерокс.
- Аудиомагнитофон.
- CD/DVD-проигрыватель.
- Телевизор с диагональю не менее 72 см.
- Проектор для демонстрации слайдов.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку.
Мультимедийные (цировые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Учебно-практическое оборудование
Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик.
Материалы: бумага (писчая).
Модели
Модели звукового состава слова.
Лента букв.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
Список литературы
Литература для обучающихся:
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 1
2.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 2
Дополнительная литература:
Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. М.: Первое сентября, 2005
Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника / Сост. М. В. Славная. – СПб: Литера, 2004
Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 3 класс. – М.: Астрель, 2005
Ушакова О. Д. Толковый словарик школьника. – СПб: Литера, 2005
Ушакова О. Д. Этимологический словарик школьника. – СПб: Литера, 2005
Пособия для учителя:
Круковер В. И. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО, 2013
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 1. Ч.2.
Канакина В.П., Горецкий В.Г.рабочая тетрадь:: 3класс: В 2 ч.: Ч. 1-2.
Русский язык. Контрольно – измерительные материалы. «ВАКО», 2013
Рабочие программа и технологические карты уроков по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. «Учитель», 2013










13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 142415




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 415