Имя числительное. Вводный урок. Количественные и порядковые числительные.


Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Фуатовна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я.
Актуализация ранее изученных знаний
- Вспомните, какой раздел русского языка изучает части речи?
(части речи изучает раздел лингвистики - Морфология)
- На какие 2 группы делятся все части речи русского языка?
(на самостоятельные и служебные)
- Назовите самостоятельные части речи. (имя сущ, имя прил, глагол, наречие, местоим., причастие, деепричастие, имя числительное)
- А теперь назовите служебные. (предлог, союз, частица)
-Хорошо
III. Целеполагание- Запишите число, классная работа , а тему определите сами, отгадав загадку:
Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы Какой? и Сколько?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается? ( читает ученик)
( имя числительное)
Правильно, молодцы!
Давайте теперь запишем тему урока.
Цели нашего урока:
Познакомиться с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.
2. Дать представление о разрядах числительных.
3. Сформировать умение находить числительное среди других слов со значением числа.
Ход урока
Ребята, давайте продолжим урок с последних новостей.
Пообщавшись с вашими учителями я узнала интересные факты: Учителями математики подсчитано, что за 6 лет обучения, вами, уважаемые учащиеся, получено более 1000 000 отметок; а вашим , учителям, подарено около 1000 000 000 улыбок. Курс 6 класса составляет около 200 уроков русского языка. Всем известно (это неоспоримый факт), что обучение в школе составляет 11 лет. Ну и, наконец, самое приятное: подсчитано, что долгожданные летние каникулы длятся более 90 дней.
- Ребята, обратите внимание на факты! Сколько примерно было вами получено хороших отметок «4» и «5»? Сколько вашим, учителям, подарено улыбок?
- Какая часть речи нам помогла узнать много интересного? (имя числительное).
Что нужно сделать, чтобы определить, какой частью речи является слово?
- На какие признаки следует обращать внимание?
1.Значение слова
2.Вопросы, на которые отвечает слово

На странице 43 я предлагаю зачитать правило, что обозначает имя числительное. (давайте запишем это правило)
Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка, с ними вы знакомились ещё в первом классе, узнавая цифру за цифрой.
-Перед вами числа разряда единиц, заменим их словами и запишем (один ученик у доски).
Слова первого десятка, с которыми мы работали, являются количественными именами числительными, они отвечают на вопрос СКОЛЬКО? Именно от этих чисел фактически и возникает всё многообразие числительных, позволяющих вести счёт.
Обратите внимание на стихотворение. Какие имена числительные вы нашли? Вместе с другом захотели Мы однажды подсчитать: Сколько дней у нас в неделе – Три, четыре или пять? Мы до вечера пыхтели, Но найти ответ сумели, И ответа нет верней: Ровно семь в неделе дней. 
Какие это числительные? 
Иногда нам необходимо назвать не количество предметов, а их порядок при счёте. Они так и называются – порядковые. На какой вопрос отвечают как вы думаете? (КАКОЙ?)
-У какой части речи есть похожий вопрос? (прилагательного)
-А как различать их? ( У этих частей речи разные значения, прил-е обозначают признак предмета, а числительные порядок при счёте, вопрос следует задавать Который по счёту?)
В окне на девятом этаже погас свет.
Двумя ложками кашу не едят.
Сто одёжек и все без застёжек.
Книгопечатание на Руси возникло в шестнадцатом веке.
Кедр начинает приносить плоды в тридцать лет и каждые шесть лет до самой старости даёт свои орешки.
Мой брат учится в третьем классе.
Необходимо отличать числительное от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи.
Рассмотрите таблицу (слайд).
А теперь откройте страницу 44 найдите Упр. 395 дополните каждый ряд.
А теперь давайте узнаем, какова синтаксическая роль имени числительного.
Откройте учебники на странице 43 найдите правило.
Количественные числительные могут быть любым членом предложения.
Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения
Закрепление
Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.
Меня зовут … . Мне … лет. Я учусь в … классе.
В нашем классе … человек: … девочек и …
мальчиков. Сегодня по расписанию у нас …
уроков. Сейчас заканчивается … урок.
Числительное в середине.
Назвать слова, в составе которых встречаются имена числительные.
(Стоянка, подвал, одиночество, сестрица, ухитриться, стричь, устрица, осетрина, тритон, простой, сторож, просторный, столик, столица, просто, столько, вспять).Читатели.
Нужно вспомнить названия литературных произведений, в состав которых входят имена числительные.
«Три толстяка» (Ю.Олеша), «Три мушкетера» (А.Дюма), «Три медведя» (Л.Толстой), «Три поросенка» (С.Михалков), «Четыре танкиста и собака» (Я.Пшимановский), «Семнадцать мгновений весны» (Ю.Семенов), «Двенадцать стульев» (И.Ильф, Е.Петров), «Двенадцать месяцев» (С.Маршак), «Палата №6» (А.П.Чехов).
Д,З НАЙТИ ПОСЛОВИЦЫ С ЧИСЛИТЕЛЬНВМИ ВЫУЧИТЬ ПРАВИЛО