Внеклассное занятие по математике Час занимательной математики.

Час занимательной математики
Цели и задачи:
1. Развитие умственных способностей учащихся (логического мышления, смекалки, сообразительности и др.).
2. Закрепление умений и навыков, полученных на уроках математики.
3. Расширение кругозора учащихся.
4. Развитие коммуникативного общения; воспитание коллективизма, сплоченности, умения работать в команде.
Ход мероприятия
Деление класса на команды по 5 человек. Ребята придумывают своей команде название. Названия команд записываются на доске. За правильный ответ дается один балл, таким образом, легко будет подсчитать очки.

II. 1. Разминка для ума. Хитрые вопросы и загадки
(Вопросы задаются командам поочередно. Если команда не даст правильный ответ, право ответа получает другая команда, зарабатывая дополнительное очко.)
а) Сколько концов у палки? (Два)
А у двух с половиной палок? (Шесть)
б) Если у стола отпилить один угол, то сколько углов останется? (Пять)
в) В комнате горело семь свечей. Проходил человек и погасил 2 свечи. Сколько свечей осталось? (Две, остальные сгорели.)
г) Летела стая гусей. Один гусь сел на пруд. Сколько гусей осталось? (Один, остальные улетели.)
д) Пять братцев в одном домике живут. (Варежка и пальцы руки.)
е) Четыре крыла, а не бабочка, крыльями машет, а ни с места. (Ветряная мельница)
ж) На четырех ногах стою, ходить вовсе не могу. (Стол или стул)
з) Четыре брата по улицам бродят, один другого не обгоняет, один от другого не отстает. (Колеса автомашины)
2. «Китайский квадрат»







Этот квадрат придумали китайцы три тысячи лет назад. Что в нем удивительного? (Каждый ряд при сложении дает в сумме 15: слева направо, сверху вниз, наискось от одного угла к другому.)
3. «Венская булочка»
(Командам дается задание на карточке.) Разрежьте эту витую венскую булочку на наибольшее число частей, сделав только один надрез. Как направить нож?


Ответ:


4. Одинаковыми цифрами запишите число 28 при помощи пяти двоек пользуясь сложением.
Ответ: 22+2+2+2= 28
5. Сто. Составьте число 100 при помощи любых арифметических действий либо из пяти единиц, либо из пяти пятерок.
Ответ: 100= 111-11; 100=5 5- 5-5-5

Физминутка «А теперь все дружно встали»
Текст
Описание движений

Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
Мы писали, мы писали, А теперь все дружно встали, Ножками потопаем, Ручками похлопаем. Затем пальчики сожмем, Сядем и писать начнем.

Один, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже, Руки за спину положим, Голову поднимем выше, И легко - легко подышим.

Руки вверх.
Руки вниз.
Руки в стороны.
Руки вниз, прижать к бедрам.
Хлопки в ладоши.
Кисти рук сжать в кулак, выпрямить. Встать, выпрямиться. Топаем, стараясь не очень шуметь. Хлопки в ладоши. Кисти рук сжать в кулак, выпрямить. Тихо сесть.
Поочередно сгибаем пальцы:
мизинцы, безымянные пальцы, средние, указательные, большие. Кисти рук сжать в кулак, выпрямить.
Плавно отводим руки назад. Заводим руки за спину. Голову поднимем повыше. И начинаем спокойно дышать.



6. «Из трех - четыре». (Шутка)
Положите на стол три палочки. Сделайте из трех палочек – четыре, не добавляя ни одной. Ломать палочки нельзя.
Ответ:
III = IV
7. «Четырьмя прямыми»

На листе бумаги поставьте девять точек так, чтобы расположились они в форме квадрата, как на рисунке. Перечеркните все точки четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаш от бумаги.



Перечеркнуть все точки можно следующим способом.
Ответ:



8. Загадочный год.
Был ли в прошлом столетии такой год, что если его записать цифрами, а затем повернуть верхним краем вниз, то число на бумажке покажет тот же год?
Ответ: 1961. Единица остается единицей при поворачивании, 6 становится 9, а 9 - 6.
9. Веселые задачи.
(Задачки даются на карточках.)

Карточка 1. Слон пошел кататься на коньках. Он тяжелый, поэтому на каждую ногу надел по два конька и еще один конек нацепил на кончик хобота. Сколько коньков надел слон? (9)
Карточка 2.
У Дяди Федора на окнах 8 цветочных горшков, и в них росли цветы. Однажды Дядя Федор приходит - видит пустые цветочные горшки. Цветы съела корова Мурка. Сколько цветов съела корова Мурка, если в половине горшков было по 2 цветка, а в другой половине по 3 цветка?(20)

Карточка 3. Шарик открыл детский сад для телят. В нем 11 малышей. Любимая игра - бодалки. Станут друг против друга и бодаются. Могут ли все телята одновременно играть в бодалки? (Нет, не могут, 1 теленок будет лишний.)

Карточка 4. Чебурашка, пока путешествовал в ящике с апельсинами, съедал по 1 апельсину на завтрак и на обед и 2 апельсина на ужин. Сколько апельсинов он съел за неделю путешествия? (28)
10. «Счет арабских мудрецов»
Для этого аттракциона понадобятся две большие таблицы, разделенные на 24 клетки. В клетках разноцветными красками написаны числа, размещенные вразбивку. Таблицы должны быть совершенно одинаковые. Двоим из желающим посостязаться ведущий предлагает назвать по порядку все числа, начиная с 1 и кончая 24, показывая при этом указкой каждое названное число. Оба участника состязания становятся каждый против своей таблицы и по команде начинают вести счет. Так как все числа в таблице беспорядочно разбросаны, то естественно, что счет ведется неровно, то убыстряется, то замедляется. И противники поочередно то настигают друг друга, то отстают.

























Я рисую кошкин дом: Две мышки проникли в квартиру Три окошка, дверь с крыльцом. Решили попробовать сыру. Наверху еще окно, чтобы Тут следом явились подружки -Не было темно. Три сереньких мышки - норушки. Посчитай окошки Кот спал в это время на крыше,
В домике у кошки! (4) Про этот не ведая пир.
А ну сосчитай, сколько мышек
Съели оставленный сыр? (5)
12. «Сказки А. С. Пушкина»
(Занимательные вопросы)
1. Сколько лет жил старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
Ответ: 33
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

2. Сколько братьев-богатырей было в «Сказке о мертвой царевне... »?
Ответ: 7

3. За какую плату согласился работать Балда в «Сказке о попе и о его работнике Балде»?
Ответ: за 3 щелчка.
«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».

4. Сколько раз в сказке А.С. Пушкина старуха посылала старика к рыбке и о чем она просила ее?
Ответ: старуха посылала старика к рыбке 5 раз. Просьбы были такие:
новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем - вольною царицей и владычицей морскою.

13. «Кто первый скажет «100»
В этой игре участвуют двое. Игрок называет одно из чисел первого десятка, например, «6». Второй игрок прибавляет к этому числу другое, но не более 10, и называет новое, например «16». Первый игрок к «16» прибавляет не больше 10 и называет «24» и т.д. Тот, кто первым назовет число «100», считается победителем. В этой игре есть небольшой секрет. Чтобы назвать число «100» первым, надо постараться назвать число «89», а до этого «78», «67», «56» и т.д.
III. Подведение итогов. Награждение победителей.