Урок музыки на тему Рок-опера Юнона и Авось (9 класс)


Урок музыки в 9 классе по теме «Рок-опера Юнона и Авось».
Составила и провела учитель музыки МБОУ СОШ №25 Наталья Сергеевна Дундукова.
Тема раздела «Традиции и новаторство».
Цель урока – увидеть взаимосвязь традиций и новаторства, которая способствовала появлению гениальных образцов современной музыки на примере рок-оперы «Юнона и Авось».
Задачи:
Обобщить знания по структуре классической оперы; познакомиться с новым жанром и на основе элементов содержательного анализа музыкальных фрагментов из рок-оперы провести параллель к традиционной структуре классической оперы.
Воспитывать патриотические чувства на примере главного героя р-оперы.
Способствовать расширению информационного пространства.
Тип урока – комбинированный.
Методы – ретроспективы, элементы метода содержательного анализа музыкального произведения, метод эмоциональной драматургии, (Д.Б. Кабалевский), метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Д. Критская), метод концентричности организации музыкального материала, метода моделирование образа музыкального произведения.
Формы работы - групповая, фронтальная, самостоятельная индивидуальная.
Виды муз деятельности – размышления о музыке анализ музыкальных произведений, самостоятельная индивидуальная деятельность по созданию декораций.
Критерием отбора муз номеров стала их художественная ценность, воспитательная направленность.
Ход урока.
Организационный момент в форме музыкального приветствия.
Учитель: сегодня у нас необычный урок, в классе присутствуют гости, и давайте мы друг другу подарим улыбку как залог нашего хорошего настроения.
Для определения темы урока выполняем задание в группах. Учащиеся выбирают конверты, в которых вложены разрезанные на отдельные слова фразы. Цель – составить осмысленное высказывание.
«Музыкально-театральное произведение, в котором звучит вокальная музыка»
«Музыкально-театральный жанр, в основе которого классическая музыка»
«Музыкально-театральное произведение, написанное на основе либретто»
«Наличие и развитие образов главных героев»
Учащиеся зачитывают фразы, на доске выкладывается кластер основа: вокальная музыка; классическая музыка, либретто, главные герои, развитие их образов.
В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что речь идет о классической опере, возникшей в 16веке в Европе. На доске записывается тема урока «……. - опера Юнона и Авось»
Для полного определения темы урока учащимся предлагается прослушать музыкальный фрагмент и определить стиль музыки (джаз, классика, рок)
Слушаем: фрагмент из рок-оперы А.Рыбникова «Песня моряков»
После прослушивания дети определяют стиль музыки – рок.
Учитель: может ли звучать этот фрагмент в традиционной классической опере?
- А в современном жанре оперы? Как его назовем? (рок-опера)
На доске дописываем тему урока: «Рок-опера Юнона и Авось»
Учитель: мы с вами послушали фрагмент из отечественной рок-оперы «Юнона и Авось»
Итак: цель нашего урока увидеть взаимосвязь между традициями и новаторством, которые привели к появлению замечательных образцов современной музыки, а именно к появлению такого жанра как рок – опера.
Учитель: Опера и рок, совместимы или нет? Почему возник этот союз?
Размышления учащихся на поставленные вопросы.
Учитель обобщает ответы: привлечение слушателей для оперы; рок музыканты в поисках новых возможностей сами обратились к традициям классической музыки возникли такие направления как симфо-рок, арт – рок, барокко-рок, рок – опера которая появилась в 60 – гг в Америке. Одна из первых - «Томми», одна из самых известных – «Иисус Христос – суперзвезда». В России 70 – гг. « Орфей и Эвридика», «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», «Юнона и Авось». Об этой опере и пойдет сегодня разговор. Автор рок-оперы наш современник А.Рыбников - член совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Обладатель национальных премий «Ника», «Кинотавр», «Золотой Орфей». Либретто написано А. Вознесенским - почетный член десяти академий мира. Награжден двумя орденами «За заслуги перед Отечеством».Один из лидеров «эстрадной поэзии».
В основу оперы положен рассказ о судьбе русского дворянина Николая Резанова. Граф Резанов мечтал «Свесть Америку с Россией», для чего, построив два корабля «Юнона» и «Авось», отправляется в качестве русского посланника к берегам Калифорнии.
Слушаем романс.
Учитель: ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь, ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не увидишь….
- Как думаете, с кем прощается граф Резанов? Делайте предположения? ( с Родиной)
- Каким вы себе представляете главного героя? Его основные черты характера? (настойчивый умный образованный, глубоко любящий свою Родину)
- Как думаете, в каком жанре написано музыкальное произведение? (романс)
- Назовите инструменты, характер мелодии, стиль вокального исполнения? (романс звучит в стиле рок – баллады, манера пения близкая к бытовому исполнению, включены электроинструменты)
- Что необычного вы услышали в исполнении? (включение разговорных номеров)
- Современные или традиционные приемы использовал композитор?
(запись в тетрадь – романс «Ты меня на рассвете разбудишь).
Учитель: Это была несомненно жемчужина Калифорний. Она сразу приковывала к себе внимание всякого, кто имел счастье видеть её. Природа щедро одарила её великолепными чертами и статью. К тому же Консепсьон отличалась от других своей яркой живостью и привлекательной жизнерадостностью. Она была подвижна и радостна.
Посланец Его Императорского Величества, сильный, высокий и красивый человек, произвёл на юную испанскую красавицу стремительное и неизгладимое впечатление. Резанов был единственным из делегации русских, кто владел испанским языком и мог свободно разделить с Кончиттой любую беседу. Она полюбила Резанова всем пылким испанским сердцем. Когда он сделал ей предложение, она не на минуту не задумываясь, согласилась.
Родители Кончитты были поражены, узнав о намерении Николая Петровича жениться на их дочери. В ещё больший ужас они пришли, когда поняли, что Кончитта не откажется от своей любви, несмотря на все уговоры и аргументы. Но Резанов не остановился и добился помолвки.
Слушаем «Сцена помолвки и прощания»
Учитель: что представили? Какую бы картину нарисовали?
- Как изменились музыкальные образы главных героев? (Трагично, пронзительно, покорно, взволнованно на срыве, крике…)
- А музыка знакома? Можете назвать стиль этой рок музыки? Современный?
- Как думаете, что произошло дальше в судьбе этих героев? Предполагайте…. (вопрос остается открытым на домашнее задание)
Учитель: о том как сложилась дальнейшая судьба главных героев вы мне расскажите на следующем уроке, а сейчас проведите самооценку своих знаний.
Верные и неверные утверждения. Если со мной согласны +, нет -
1 . в традиционной классической опере можно услышать бытовое пение.
2.в традиционной опере можно услышать музыку в стиле рок-баллады.
3. роли в рок опере должны играть только профессиональные музыканты
4. рок-опера соединила в себе черты классики и современности.
5. в рок опере играют только на электроинструментах.
Ответы проверяются, учащиеся сами ставят себе оценки в тетради, на основании критериев: 5 ответов – оценка «5», 4 ответа – оценка «4» и т.д.
Учитель: рок опера - музыкально-театральный жанр, который соединил в себе традиции классической оперы и новаторство современных композиторов и исполнителей. Вы согласны с этим утверждением? Почему, объясните?
Высказывания учащихся в форме обобщения и закрепления.
На заключительном этапе урока учащимся предлагается попробовать себя в роли художников декораторов, слушая сцену прощания и помолвки. Работа ведется индивидуально в тетрадях, которые сдаются на проверку.
Учитель: наш урок закончен. Спасибо за работу. До свидания.