Разработка урока развития речи, Описание природы в художественном стиле

Урок развития речи
Описание природы в художественном стиле(6 класс ).

Введение.
Центральное место на уроке будет уделено анализу текста. Одно из определений человека постиндустриального общества примерно таково:» Человек, умеющий порождать тексты, адекватные быстро меняющимся вызовам мира»(1).
Практика показывает, что даже у выпускников 9-11 классов существенные трудности вызывают элементарные задания по определению темы, идеи, проблематики текста. Без осмысления прочитанного ребята затрудняются создавать собственные тексты. Поэтому одной из ключевых проблем языкового образования школьников является проблема формирования коммуникативной компетенции. И один из путей развития коммуникативной культуры учащихся - обучение текстовой деятельности.
Анализ текста развивает навыки интерпретации, оценки художественного стиля и на основе этого – навыки построения самостоятельного высказывания.
Описание природы в художественном стиле – это урок по развитию речи. Данные уроки помогают реализовать современные требования к формированию речевых умений на основе теоретических обобщений – речеведческих понятий стиля, типа речи, текста и его строения.
Описание природы в художественном стиле – задача трудная. Определим черты художественного стиля. «В художественной речи наблюдается широкая и глубокая метафоричность, образность единиц разных языковых уровней, здесь используются богатые возможности синонимики, многозначности, разнообразных стилевых пластов лексики. Все средства призваны служить здесь выражению системы образов, поэтической мысли художника» ( из книги М. Н. Кожина «Стилистика русского языка» ).
Художественная речь отличается не только образностью, но и эмоциональностью, в целом – эстетически направленной экспрессивностью. Писатель создает поэтическое слово – метафору , целиком «повернутую» к теме и идее конкретного художественного произведения .Писатель и осознанно, и неосознанно стремится так построить речь , чтобы она способствовала образной конкретизации слов и оказывалась способной возбудить читательское воображение .В конкретизации участвуют средства синтаксиса ,и ритмики ,и звукописи ,и ,конечно, огромная роль метафор , эпитетов и других средств словесной образности .Пример : «А воздух - синий, серебрится пылью, дымный, звездный». Употребление прилагательных-эпитетов, метафорических эпитетов «рисует» состояние природы, активизирует читательское воображение.
Навык анализа художественного текста у ребят есть благодаря урокам литературы. Поисковая работа, связанная с различными видами чтения(изучающим, ознакомительным, просмотровым) проходит на практической части урока, где учащиеся находят изобразительно-выразительные средства. Этот практикум важен при подготовке ребят к написанию сочинения публицистического стиля. Авторы текстов пишут о важных явлениях общественной жизни, анализируют их; жизненные факты становятся поводом для авторских размышлений, обобщений, оценкиПублицистический очерк включает и факты действительности, и художественные образы, с помощью которых автор дает свою оценку событию, явлению
Поэтому образность языка учащегося придает его сочинению «красоту» слога, с их помощью – обобщенияотсюда «долговечность» созданного.
Подводя итоги по определению художественного стиля, укажем еще раз на его главную функцию – эстетическую. Художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создает образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Художественный стиль представляется своеобразным ключом к душе человека.
В 5 классе в центре внимания находятся типы речи повествование и описание предмета художественного и делового стилей; в 6 классе из типов речи добавляются описание места и описание состояния среды (природы).
Тип речи – описание – труден для ребят. Они мало пользуются им в своей речевой практике, не умеют ни выявлять соответствующие факты в действительности, ни выражать их языковыми средствами.
Для описания как типа речи характерно перечисление общего и частного признаков, впечатление о ком-либо или о чем-либо, возможен вывод.
В текстах о природе распространены фрагменты, имеющие значение «состояние среды». Известной, исходной информацией в предложениях такого текста обычно бывает указание на элементы окружающей среды, а основной, новой – сообщение о признаках, выражающих состояние.
Обращаем внимание ребят на наличие ведущих частей речи – существительных и прилагательных; глаголы, как правило, несовершенного вида, что позволяет передать статичность; простые предложения, частотны назывные и неполные предложения; характерна однотипность средств и композиции в целом. К текстам описательного характера можно поставить вопросы: какой предмет, каково вокруг?
Прежде чем перейти к определению типа речи, устанавливаем тему (с выделением микротем абзацев).
Микротема – наименьшая составная тема целого текста(«Микро2)первая составная часть сложных слов, обозначающая «малый»(Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов).
«Учить понимать текст – значит учить ставить вопросы и отвечать на них, опираясь на структуру, семантику текста».
Практические занятия показывают, что учащиеся более всего заинтересовались смысловой интерпретацией текста на основе лексической структуры. Текстовая деятельность по сути является ассоциативной, так как роль ассоциаций исключительно важна при восприятии и интерпретации текста. Теория текстовых ассоциаций строится на признании
Ключевой роли слов, в которых образно отражается весь мир художественного произведения. Работа с текстом на основе ассоциаций, наблюдение над развертыванием смысла через анализ ключевых слов и образов отражают склонность учащихся к творческому осмыслению прочитанного. Работу с текстом можно организовать по группам, что придает уроку коммуникативный характер опережающие и творческие задания направлены на развитие умений исследования текста, навыков работы в группе, творческого воображения учащихся. Обучение приемам осмысления прочитанного пробуждает интерес к исследовательской работе.
Описание природы в художественном стиле.
Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться.
А.А. Фет
Цели: обучение текстовой деятельности, формирование коммуникативной компетенции, пробуждение интереса к исследовательской работе.
Задачи: развивать навыки анализа текста, показать красоту и выразительность речи, формировать умения создавать вторичные тексты, воспитывать любовь к природе, Родине.
Наглядность: репродукции картин художников-пейзажистов.
На доске:
если писатель хорошо видит то, о
чем он пишет, то самые простые
слова приобретают новизну,
действуют на читателя с разительной силой
К.Г.Паустовский.

Ход урока:
Откроем тетради, запишем число и тему урока.
Вступительное слово учителя.
У Михаила Пришвина есть миниатюра «Голод человека».
Прочитаем и попробуем определить её главную мысль.
«Красотой природы насыщаешься, как пищей: тебе дано
столько-то вместить, и больше не можешь. Но если ты
сумеешь это выразить, то рано или поздно придёт человек другой и на твоё прибавит своё ,а после другого третий,
Дальше, дальше: человек к красоте ненасытим»

Далее обращаем внимание ребят ёще на одну фразу Пришвина и дополняем её. «Но если ты сумеешь это выразить» словесно, с помощью красок, звуков, то кто-то
другой, прочитав написанное, посмотрев изображённое на
холсте, непременно захочет добавить что-то своё о красоте...
Сейчас за окном зима
Посмотрите, как выразили своё восхищение зимней природой художники-пейзажисты(обращаем внимание ребят на репродукции картин).
Красота природы передана и с помощью слов, золотыми крупинками рассыпанных в многочисленных пейзажных зарисовках в произведениях М. Пришвина,
К.Г.Паустовского, И.А.Бунина, И.С.Тургенева и других
писателей.
Наша с вами задача, анализируя текст И. С. Шмелёва,
выяснить, как «строится» описание, какие мысли, чувства
выражены писателем, какими изобразительно-выразительными средствами это достигается . Иван Сергеевич Шмелёв (1873-1950 г.) проявил себя как мастер словесного пейзажа, создав ряд вдохновенных изображений родной природы. Оптимистическое звучание творчества Шмелёва определялось
верой писателя в силу народной нравственности. Он умел и стремился находить красоту и поэзию в будничном, бытовом течении жизни.
( Текст Шмелёва на парте у каждого ученика).
Красота-то какая! Первая звезда, а вон – другая
Звезд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются,
колют глаз. В воздухе мёрзлость, через неё-то звезды
больше, разными огнями блещут,- голубой хрусталь, и синий, и зелёный,- в стрелках.
Калитку тронешь,- так и осыплет треском. Мороз! Снег
синий , крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы.
А воздух - синий, серебрится пылью, дымный, звёздный.
Сады дымятся. Берёзы – белые видения
(По И.С.Шмелёву).
(Звучит музыка Г.В.Свиридова «Тройка», ученик выразительно читает текст).
После прослушивания вопросы к классу.

1).Что описывает писатель в этом отрывке?
2).Найдите ту часть текста, в которой описываются звёзды.
Какие слова, выражения показались вам наиболее яркими?
Что это за изобразительные средства?
3).Слова какой части речи преобладают в этом описании?
Почему?
4).Обратимся ко второй части отрывка. Какие необычные
Сравнения (скрытые) вы увидели здесь? Объясните их.
5).Какие изобразительные средства использованы при описании слова «воздух»?
6).Каким образом писатель «даёт характеристику» морозу?
(для сильных учеников).
7).Обратите внимание на знаки препинания в конце
предложений. Зачем автор использует так часто
восклицательные знаки и многоточия в данном отрывке?
Каким чувством проникнуто описание?
Обратимся к эпиграфу.
Зачитаем его и ответим на вопросы.
1).Что, по мнению К.Г.Паустовского, необходимо для того,
Чтобы по-настоящему описывать природу?
2).Как вы думаете, действительно ли Шмелёв видел то, о чём писал? Удалось ли ему «нарисовать» картину природы?
Творческое задание по вариантам(5 текстов).
1).Выпишите из текстов слова, словосочетания, которые вам
понравились и которые помогли автору создать необычную
картину природы. Что это за изобразительные средства?
2).Попробуйте определить главную мысль текста(для
сильных учеников).
Тексты.
Всё светилось. Метели как и не бывало. Снег загорелся
широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами. Мороз как бы потеплел.
(По Н.В.Гоголю)
Вот полянка, где ещё недавно я грибы собирал. Теперь
она вся белая: каждый пень накрыт белой скатертью,
и даже красная рябина морозом напудрена.
(По М.Пришвину)
В полях тает, а в лесу снег ещё лежит плотными подушками,
и деревья пригнулись, стоят в снежном плену. Тонкие
стволики прижались к земле, примёрзли и ждут освобождения.
Зима, зима! Мороз трещит;
Луна в кольце на тверди синей;
Звездится снег; лазурный иней
На чёрных деревах блестит
(А.Н.Майков)
Чёрное небо. Белый, скользкий, скрипящий под ногами снег. Беготня света и теней под фонарём на тротуаре.
Вкусный запах зимнего воздуха. Всё как сон!
(По А.И.Куприну).
Домашнее задание.
1).Проведите наблюдения в природе на определенной
местности за интересными для вас объектами, запишите
выводы в тетради.
Свои словесные «находки» (интересные, необычные выражения) вы будете использовать в сочинении на
следующем уроке.
2).Подведём итоги, определив порядок работы над
сочинением. Запишем его в тетрадь.
Порядок работы.
1.Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словом ( зимнее
небо вечером, ночью, днём; снег на деревьях, кустах, парк
зимой или уголок природы в парке)
2.Какова будет главная мысль вашей зарисовки? Какие
чувства вы хотите вызвать ею у читателя( показать очарование ночного неба, вызвать чувства радости,
обратить внимание читателя на необычное,привлечь внимание к «незаметной» красоте)?
3.Какие изобразительно-выразительные средства языка
(эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры) вы используете в своей работе?
4.Чем закончите описание?
щђ Заголовок 1щђ Заголовок 215