Конспект урока Смысл названия рассказа Богомолова сердца моего боль


ТЕМА: Смысл названия рассказа В. Богомолова «Сердца моего боль».
ЦЕЛЬ: Создание образовательной среды урока, способствующей развитию исследовательской и творческой самостоятельности ученика
ЗАДАЧИ:
1) обучающие:
продолжить формирование навыков анализа прозаического текста малого жанра, коммуникативной компетенции;
реализовывать идею непрерывного обогащения духовной культуры ученика за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения содержания исследуемого литературного материала;
2) развивающие:
развивать навыки аналитического чтения текста, умение выделять главное в тексте;
развивать творческие способности ученика, его творческую инициативу через участие в разрешении проблемы занятия;
формировать навыки индивидуальной и групповой работы;
развивать креативное мышление;
развивать социальную компетенцию
3) воспитательные:
воспитывать чувство патриотизма и бережного отношения к ветеранам,
воспитывать бережное отношение к слову;
воспитывать уверенность в себе, потребность осознавать, что путь к успешной образовательной деятельности лежит через творческое начало
ТЕХНОЛОГИЯ развития критического мышления через чтение и письмо.
ВИДЫ РАБОТЫ: коллективные, групповые.
ОБОРУДОВАНИЕ:
тексты рассказа В. Богомолова;
листы с таблицами;
презентация.
ХОД УРОКА.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветственное слово
Поделить на 2 группы всех учащихся (по 6 человек).
Выбрать руководителя группы
2. ИНДУКЦИЯ.
Слово учителя: Все мы знаем: чтобы научиться внимательно читать и вдумчиво, мы должны прежде всего научиться работать со словом.
«Третье лишнее»
Найдите лишнее сочетание слов с точки зрения русского языка:
болит сердце
боль в сердце
боль сердца (т.к. нет такого сочетания слов)
Механизм «З – Х – У»
Знаю Хочу знать Узнал(а)
Запишите в 1 графу 2 словосочетания: болит сердце, боль в сердце.
Какие ассоциации возникают у вас, когда мы говорим «болит сердце»? (обсуждение в группах и между группами)
Знаю Хочу знать Узнал(а)
Болит сердце, боль в сердце.
Болит сердце от горя, сдавливает, словно обручем. Она становится все сильнее, если рана нравственная – не забывается, не зарастает. Человек испытывает физическую и душевную боль. Обратимся к произведению, с которым мы будем сегодня работать на уроке – В. Богомолов «Сердца моего боль».
Обсудите в группах и запишите в таблицу «З – Х – У», что бы вы хотели узнать на уроке?
Знаю Хочу знать Узнал(а)
Болит сердце, боль в сердце.
Болит сердце от горя, сдавливает, словно обручем. Она становится все сильнее, если рана нравственная – не забывается, не зарастает. Человек испытывает физическую и душевную боль. Какова тема рассказа?
Почему рассказ Богомолова называется «Сердца моего боль»?
Запись темы урока: «Смысл названия рассказа В. Богомолова «Сердца моего боль».
Сообщение цели урока.
2. ДЕКОНСТРУКЦИЯ.
Прием чтения с остановками.
Чтение первых двух предложений. Беседа.
- Какое чувство испытывает рассказчик? (точно не знаем, но должны узнать)
- Почему именно 9 мая и 15 сентября испытывает эти чувства рассказчик?
9 мая – знаем,
15 сентября – должны узнать.
- Когда и где ещё испытывает «это» чувство рассказчик?
«… подчас всецело овладевает мною»
3. РЕКОНСТРУКЦИЯ.
Чтение всего текста рассказа учителем под музыку.
- Какова тема этого рассказа? (рассказ о войне) – записать в таблицу (3 колонка)
….
На какие смысловые части можно разделить текст?
Заполнение таблицы «Кто? Что? Где? Почему?» по группам.
(можно заполнить только 4 первых колонки, а последнюю – в ходе общего обсуждения)
1 группа – работает над заполнением таблицы по 2 части текста (« Как-то вечером вскоре после войны…она живет в соседнем квартале, - обхожу стороной»).
2 группа – работает над заполнением таблицы по 3 части текста («А 15 сентября – день рождения Петьки Юдина: каждый год… где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся…»).
Кто? Что? Когда? Где? Почему? (как ведут себя герои? почему?)
Рассказчик Вскоре после войны, вечером
В ярко освещенном «Гастрономе»
чувствовал себя виноватым за то, что остался в живых, а Ленька погиб.
Мать Леньки Зайцева Страдает от потери сына, поэтому не может видеть оставшихся в живых друзей.
Родители Петьки Юдина 15 сентября, день рождения сына
ежегодно В доме Петьки Юдина
чувствуют себя ближе к убитому сыну
Рассказчик чувствует вину за то, что остался в живых
Петька Юдин (о нем, вероятно, не скажут участники группы) для родителей он жив (война вырывает из жизни таких мальчишек, которым бы жить ещё долго)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Обсуждение в группах заполненной таблицы (особенно графы «Почему?»).
- Перейдем к образу Петьки Юдина. Почему о нём автор пишет подробно? Он тоже герой рассказа? Таблица (Кто?....) - Каким показан Петька ? Здесь и глаголы, характеризующие его как задорного, живого мальчика, эпитеты жизнерадостный, лобастый, слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом -ишк(мальчишка) говорят о том, что Петька - мальчишка, не успевший узнать многие радости жизни и не похороненный в сумятице панического отступления, - пример того, что война – это зло.
- Почему же автор описывает Петьку, погибшего и даже не похороненного в сумятице отступления, как живого? Графа («Почему?»)

Какова же тема произведения? //Тема войны (записали. Таблица «З-Х-У»). - Вернёмся к началу урока. Мы записали два ключевых слова: боль и сердце.
- Можно ли сердце сделать «героем» рассказа?
Конечно, потому что сердце болит – это состояние человека, которое испытывают и матери погибших ребят, и рассказчик.
Дополнение таблицы
Кто? Что? Когда? Где? Почему?
Сердце рассказчика Почти всегда везде Испытывает чувство вины.
РЕФЛЕКСИЯ
Составление синквейна по группам. (в раздатку)
Синквейн — пятистрочное стихотворение, возникшее в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
1 группа - по слову «СЕРДЦЕ»
Сердце
Горячее, доброе, злое, открытое…
Любит, болит, разрывается на части, щемит, ноет, сжимается…
Сердце сжимается от горя.
Состояние человека. 2 группа – по слову «БОЛЬ»
Боль.
Сильная, острая, жгучая.
Усиливается, не отступает.
Острая боль не отступает ни на минуту.
Страдание.
Возвращение к таблице «З – Х - У»
В чем же смысл названия рассказа? (записать в графе «Узнал»)
Знаю Хочу знать Узнал(а)
Болит сердце, боль в сердце.
Болит сердце от горя, сдавливает, словно обручем. Она становится все сильнее, если рана нравственная – не забывается, не зарастает. Человек испытывает физическую и душевную боль. Какова тема рассказа? Почему рассказ Богомолова называется «Сердца моего боль»?
Тема войны
«Сердца моего боль» - чувство вины рассказчика (автора) перед всеми погибшими
Закончите одно из предложений:
Сегодня на уроке я задумался(-ась) о…
Сегодня на уроке я открыл(-а) для себя…
Сегодня на уроке я понял(-а)…

Слово об авторе:
Рассказ В.Богомолова написан в 1963 году, спустя 18 лет после окончания страшной войны.
Владимир Осипович Богомолов родился в 1926 году. В начале войны добровольцем ушёл на фронт. Был воспитанником полка. В 1941 году получил первое офицерское звание. Был несколько раз ранен и контужен. Прошёл путь от рядового до командира взвода разведки, был офицером разведки полка. Служил в армии до 1952 года. Умер в 2003 году.
Факты биографии говорят о том, что на войну шли юноши, ещё не знавшие жизни (Богомолову на момент начала войны было всего 15 лет).
- У А.Т.Твардовского есть небольшое стихотворение:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
- Что объединяет рассказ Богомолова и стихотворение Твардовского?
Чувство вины общее у писателя и поэта, чувство вины от того, что они остались в живых
- Почему это стихотворение заканчивается многоточием?
Закончите одно из предложений:
Сегодня на уроке я задумался(-ась) о…
Сегодня на уроке я открыл(-а) для себя…
Сегодня на уроке я понял(-а)…
Чтение нескольких предложений.
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (если надо)
Написать на выбор:
1. Рецензию на рассказ Богомолова «Сердца моего боль»
2. Как вашей семьи коснулась война?
Учитель благодарит за урок.
ТЕМА УРОКА:______________________________________________________________________
№1
Знаю Хочу знать Узнал(а)
№2
Кто? Что? Когда? Где? Почему?
1 группа
(2 часть текста) Рассказчик
V V Мать Леньки Зайцева 2 группа (3 часть текста) Родители Петьки Юдина V V Рассказчик
Петька Юдин V №3
СИНКВЕЙН
БОЛЬ
___________________, ________________ (2 прилагательных: какая БОЛЬ?)
___________________, ________________, _________________ (3 глагола: что делает боль?)
______________________________________________________ (фраза, отражающая личное отношение к БОЛИ или размышление о БОЛИ)
_____________________________ (1 слово - характеризующее суть предмета или объекта)
ТЕМА УРОКА:______________________________________________________________________
№1
Знаю Хочу знать Узнал(а)
№2
Кто? Что? Когда? Где? Почему?
1 группа
(2 часть текста) Рассказчик
V V Мать Леньки Зайцева 2 группа (3 часть текста) Родители Петьки Юдина V V Рассказчик
Петька Юдин V №3
СИНКВЕЙН
СЕРДЦЕ
___________________, ________________ (2 прилагательных: какая БОЛЬ?)
___________________, ________________, _________________ (3 глагола: что делает боль?)
______________________________________________________ (фраза, отражающая личное отношение к БОЛИ или размышление о БОЛИ)
_____________________________ (1 слово - характеризующее суть предмета или объекта)