Разработка урока по русской литературе для 8 класса по рассказу К.Г. Паустовского Телеграмма


Разработка урока по литературе по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма» для 8 класса.
Тема: Проблема человеческих отношений в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма»
Эпиграф: Жизнь сложна. В необходимых дозах
Она со счастьем смешивает боль. С. Спасский
Ход урока.
Фронтальная работа. Составление кластера.
Вы прочитали дома рассказ.
-Кто является главной героиней?
-Кто она?
НАСТЯ
Дочь, внучка знаменитого Организатор выставки
художника
Равнодушная Сочувствующая
Эгоистичная Помогающая
-Как же так, с одной стороны – равнодушная, а с другой – сочувствующая?
-Обратите внимание на эпиграф к уроку.
2. Работа в группах (метод дискуссионной карты).
Свои аргументы учащиеся записывают на отдельных листах (карточках).
Отчет групп: каждая группа вывешивает на доску свои карточки, остальные дополняют.
На доске – запись:
Можно ли назвать Настю равнодушной?
ДА НЕТ
-не писала писем -посылала деньги
-спрятала письмо, не читая -работы было много
-думала о трудностях поездки -вздох облегчения – мать жива
-скомкала телеграмму -глубокое беспокойство
-положила письмо, не ответив -укор Гоголя
-нахмурилась,т.к. –решение помочь Тимофееву
оторвали от собрания -благодарность художника
Итак, есть аргументы «да» и «нет». Давайте вспомним, что в рассказе есть и другие герои.
- Что они думают об этом?
Тихон тополь
Манюшка диван
Учительница портрет Гоголя
3.Рафт (эссе от имени другого действующего лица)
Цель: выбрать роль, жанр (записки, дневник, письмо и др.). Не передавать содержание, а предать отношение героя или предмета к этому вопросу.
Зачитать 2-3 работы, остальные сдать на проверку.
4. Чтение слов К. Г. Паустовского о равнодушии.
«Невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растет медленно, но необратимо, как раковая опухоль. Жизнь в сознании равнодушного быстро вянет, сереет, огромные пласты ее отмирают, и в конце концов равнодушный человек остается наедине со своим невежеством и своим жалким благополучием».
5. Рефлексия.
-Почему автор описал эту историю?
-Итак, о чем мы говорили на уроке? Обратите внимание на заглавие темы и эпиграф.
6. Домашнее задание (дифференцированное):
1) В цветописи изобразить сердце Насти
2) Составить перечень произведений, прочитанных вами, в которых бы поднимались подобные проблемы.