Разработка внеклассного чтения по литературе.Паустовский Телеграмма


Педагогика.
Самоуправление на уроке. Разработка урока по литературе в 8 классе
Авторы разработки: Мирзоева Саёхат Рахмоновна – учитель русского языка и литературы, кан.пед.наукМесто работы: лицей ТГУК
Тема урока: Внеклассное чтение по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: урок – размышление
Цель урока: определение идейного содержания произведения, авторской позиции, формулирование личного отношения к поднятой писателем проблеме.
Задачи урока: - прочитать рассказ К.Г. Паустовского; проанализировать содержание рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль; помочь учащимся определить проблемы, поднятые автором;
- выявить роль замысла автора в создании характеров героев, их поступков; наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь; выделять значимые эпизоды из текста для анализа; выразительно читать;
- воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.
Технологии: ИКТ (презентация).
Методы: беседа, работа с текстом, выразительное чтение, составление кластера.
Оборудование: портрет писателя, мультимедийный проектор, экран, бланки телеграмм

Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца.
К.Г. Паустовский.
ХОД УРОКА:
Ведущий 1:- Добрый день дорогие телезрители! В эфире программа «Доброе утро»
Ведущий2:- Добрый день всем ,кто сейчас, в этот прекрасный весенний день смотрит нас.
Ведущий1: - Наши лицеисты ТГУК-а, были участниками многих школьных семинаров, они у нас и летали в космос, и путешествовали на кораблях по морю.Но сегодня, ученики решили попутешествовать в поезде, итак они в пути.( Слайд Поезд)
Ведущий2:- Итак, они остановились на станции «Организационного момента». Заррина и Сорбон сообщают нам о погоде в республике и о событиях дня. Звучит музыка прогноза погоды.
- Добрый день всем! Зима! Но в Таджикистане она тёплая, снега пока нет. Погода становится прохладной на южной части республики. Наш гидрометцентр прогноза погоды, сообщает вам погоду в городе Душанбе на сегодня.
четверг 3 декабря, утро   +8°C, ясно, без осадков, ветер В,1 м/с
четверг 3 декабря, день   +11°C, ясно, без осадков, ветер В,1 м/с
четверг 3 декабря, вечер   +7°C, облачно, без осадков, ветер С-В,1 м/сДоброго, удачного дня всем вам!
Сорбон: Сегодня 3 декабря, в 8 б идёт открытый урок на тему «Телеграмма» по рассказу Паустовского. А самое главное, сегодня в лицее проходит семинар завучей по учебной части, и в классе присутствуют гости. Всего в классе 23 учеников, все присутствуют, класс чистый, учебные принадлежности у всех есть. Класс готов к уроку.
Ведущий1:- Наш поезд подходит к станцию «Опрос домашнего задания.
Итак, наши пассажиры готовы отвечать домашнюю работу.
Ведущий 2: -А задано на дом было «Жизнь и творчество Паустовского». Слушаем учеников. Рассказывают Камила и ФирузВедущий 1: -Внимательно следим дорогие телезрители!- Это очень важный момент урока!
Наш поезд остановился на станции «Закрепление пройденной темы»
Ведущий2: Вопросо –ответная беседа от МунисыМуниса:- Я приготовила несколько вопросов, и надеюсь, вы ответите правильно.
1.Где родился Константин Паустовский? (Константин Паустовский родился в 1892 году в Москве в семье чиновника управления Юго-Западной железной дороги. )2.Как называется первая его книга?(2.В 1925 году вышла его Первая книга "Морские наброски)".
3.Кем он работал на фронте?(1941-1942 В качестве военного корреспондента ТАСС отправляется на фронт, публикуется во фронтовой газете "Во славу Родины", в газете "Защитник Родины", "Красная звезда" )4. В каких странах был Паустовский?(Паустовский был в Англии, В Италии, Болгарии,Польшы, Франции.)
Ответы были правильными, и вы прекрасно справились.
Ведущий2:- На одном из станции ученики получили телеграмму
Ведущий1:. В телеграмме было написано: «Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца») Ведущий2:-От кого телеграмма?
Ведущий 1: - Телеграмма, была , от Константина Георгиевича Паустовского.
Родные люди – мать, отец, бабушка, дедушка, без которых, действительно, жить нельзя. Они всегда рядом. Выслушают, поймут, поддержат, помогут добрым словом.
Ведущий2:-Самая важная тема урока и станция «Новая тема». Рассказ Паустовского «Телеграмма». Всем ученикам было задано прочитать дома внимательно рассказ. Ведущий1:-Наша пассажирка Тураева внимательно прочитала этот рассказ. Она вам и перескажет содержание рассказа
Тураева(пересказ рассказа)
Ведущий2: Давайте посмотрим фрагмент из фильма (Просмотр из фильма «Телеграмма»)
Ведущий1:Станция «Обсуждение».Проводится обсуждение о главных действующих лицах этого фильма, слушаем обсуждение.
Беназир: Катерина Петровна -главная героиня рассказа. Вот что мы узнали о ней. Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником, «мемориальном», по словам самой хозяйки. Она сетовала на то, что не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни. Когда-то она жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна очень страдала, что её «единственный родной человек» дочь Настя, живущая в Ленинграде, не приезжала к ней, не писала писем.
Мухаммад:- Мы узнали о Насте, о её жизни, работе, делах. Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников. У неё много работы: устройство выставок, конкурсов. Она проявляет настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника, помогая ему организовать выставку. Ее здесь ценят, уважают, возлагают на неё большие надежды. Карьеристка. А вот о своей матери она совсем забыла «писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей».
Махина:- Чужие, но близкие. Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване.
Тихон – сторож при пожарном сарае. Хлопотал часто по хозяйству, от жалости, но всё же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья на дрова. Тихону невмоготу было смотреть на «сгорбленную, маленькую» женщину. От имени Насти он, пошептавшись с почтальоном Василием, взял телеграфный бланк и написал телеграмму и принёс Катерине Петровне.
Ведущий1: -А теперь выводы учеников.
Саидахмад:- Катерина Петровна знала, что Насте не до неё, старухи, «у них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». «Лучше не мешать», - думала она.Она не осуждала свою дочь.
Муниса:- Катерина Петровна доживает свой век в забытьи и одиночестве. Одиночество вдвойне страшнее и ужаснее, если у страдающих есть родные, которые не проявляют внимания и заботы.
Ведущий2:- Самое интересное, какие же слова нашла наша Махина? И что же будут писать ученики в словарные тетрадки? Станция « Словарная работа» и запись в словарных тетрадках.
Махина: Вот новые слова, которых я предлагаю вам написать в словари.
(Махина: пишет на доске)
Ведущий1: -Физическая минутка. Ребята сидя в купе поют песню о маме ( слайд о маме)
Ведущий2: - Поезд наш с быстрой скоростью подъезжает к станцию « Творческая работа», а приготовила её Фарзона.
Фарзона: -Я приготовила кроссворд по рассказу Паустовского, и предлагаю вам решить его.(Показ кроссворда и решение)
Ведущий 1: - Я думаю, что рассказ не оставил вас равнодушными. Определяя тему рассказа, мы можем сказать, что это рассказ о матери и дочери, их взаимоотношениях.
Ведущий2: -Писатель говорит о взаимоотношениях близких людей, матери и дочери. Всегда ли дети, особенно повзрослевшие, спешат на помощь к своим родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, звонят, умеют ли проявить заботу о них, всегда ли добры к ним, отзывчивы, ласковы?
2. Размышления над прочитанным рассказом.
- Катерина Петровна пишет Насте письмо. («Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень») - Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему?  («спрятала его в сумочку, не читая, раз мать пишет – значит жива»).
- Какие слова должны были насторожить Настю? (Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу)
- Почему? (Мать одинока, больна, беспомощна, ей нужен уход. Она хочет умереть, она устала от одиночества). Вывод учителя: Настя не ответила на письмо, просьбу матери. Не проявила сочувствия, уважения, сердечности, любви к своей матери, одновременно заботясь о благополучии чужих ей людей.
5) Совесть.
- Кто пробуждает её сознание? (Гоголь (скульптура): «насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё», «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх, ты, сорока!») (Слайд № 12).
Вывод учителя: Гоголь взывает к совести. Великий сатирик Н.В. Гоголь, и автор рассказа К.Г. Паустовский показали, что истинной душевности, человечности Настя лишена. Она думает только о себе, о своей карьере.
6) Телеграмма.
- Настя получает телеграмму: «Катя помирает. Тихон». (Слайд № 13).
- Успела ли Настя на похороны матери? Что произошло? (Слайд № 14 )
Вывод учителя. Настя потеряла родного, самого близкого человека – маму. Катерина Петровна умирает, так и не дождавшись свою дочь. Умирает от одиночества и тоски. Дочь не успевает на похороны своей матери. Уехала Настя из Заборья крадучись, чтобы никто её не увидел и ни о чём не расспрашивал. (Слайд № 15).
- Чего испугалась Настя? (человеческого суда)
- Кто смог бы простить Настю? (Простить её могла только мама: «…никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести»).
- Зачем писатель вводит образ молоденькой учительницы? (Есть на земле люди с добрым, чутким сердцем, которые мимо чужого горя не пройдут никогда. «Там, в областном городе, у нее осталась мать – вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая»). Вывод учителя: Перечитаем эпизод «Похороны». Как меняется природа? (Морозно, но свежо и ясно. Закончились страдания Катерины Петровны. Она успокоилась навсегда).IV. Составление кластера. Коллективная работа. (учащиеся работают у доски, делают записи) (Приложение 2) Цель: учить составлению кластера, способствовать свободному выражению мыслей.
- Что случилось? Почему так произошло? Кто в этом виноват?
Выводы учащихся: Произошло страшное! Умер человек! Умер от одиночества, тоски и горя. Рядом были с ним люди, которые помогали, ухаживали, заботились. Но в их отсутствие Катерина Петровна оставалась одна. У неё была дочь, но она жила далеко. Катерина Петровна была одинока. Человек не может долго быть в одиночестве, ему нужно общение, уход, забота, помощь.
Итог урока.
Цель: подвести учащихся к определению идейного содержания произведения
- Печальная история... Ребята, тему произведения мы определили в начале урока. (рассказ о взаимоотношениях родителей и детей, матери и дочери). Вернёмся к эпиграфу: «Нет! Человеку нельзя жить без родных…». Как помогли слова К.Г. Паустовского понять идейное содержание рассказа? (Человеку нельзя жить без родных. Престарелые родители требуют особого внимания. Часто болеют. Они нуждаются в заботе, внимании, помощи, в любви. А если рядом нет близких, они беспомощны и одиноки. «Одиночество – вот проклятая вещь! Вот что может погубить человека». (Александр Грин).
- К чему призывает автор читателя? (Помните о родителях – это ваша святая обязанность перед теми, кто дал вам жизнь. Сейчас, когда вы рядом с родителями, окружите их заботой, теплом, вниманием. Помогайте им справляться с домашними делами. Хорошо учитесь, радуя их своими успехами. Любите своих родных, звоните им почаще, навещайте, не скупитесь на ласковые слова, рассказывайте им побольше о себе, им интересно знать о каждом шаге вашей жизни). (Слайд № 16).
VI. Весточка родным. Учитель:
- Я предлагаю вам отправить телеграммы своим родителям. Напишите им добрые, тёплые слова любви. Подарите им радость. Я доставлю ваши телеграммы адресату. (все пишут телеграммы, собрать).
VII. Задание на дом.
Составить список-перечень проблем, которые автор поднимает в рассказе. Прокомментируйте каждую коротко. Помните! Проблема (чего?)
Написать сочинение на тему «С чем осталась Настя?»
VIII. Всего доброго! Спасибо за урок!