Урок по литературе в 8 классе «Большой писатель К.Паустовский и его рассказ «Телеграмма»


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов» НМР РТ
Большой писатель К.Паустовский и его рассказ «Телеграмма»
2014г.
Учитель русского языка и литературы: Бардина Светлана Михайловна
Тема: Большой писатель К.Паустовский и его рассказ «Телеграмма»
Цели урока: 1. Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству К. Паустовского;
познакомить с историей создания рассказа «Телеграмма».
Развивать устную речь учащихся, умение анализировать художественное произведение, доказывать свою точку зрения.
Воспитывать интерес к предмету, уважение и любовь к старшим, к своим одноклассникам.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Дискуссия «Что же за человек Настя?»
Игра «Кто хочет стать литератором»
Метод: живой рассказ учащихся, диалог.
Оборудование: портрет поэта, доклад о биографии писателя, история создания рассказа «Телеграмма», игра «Кто хочет стать литератором?».
ХОД УРОКА: Организационный момент. Здравствуйте, настройтесь на деловую беседу. Займите свои места.
Сообщение темы и целей урока. Сегодня у нас в гостях К. Паустовский и его рассказ «Телеграмма». Вспомните, какие произведения этого автора вы читали?
Молодцы!
Работа с эпиграфом.«Нет ничего в жизни, что нельзя было бы передать русским словом»
К. Паустовский.
- Как вы понимаете эти слова?
Знакомство с биографией К. Г. Паустовского. Юля А. Приготовила сообщение о биографии писателя.
Пожалуйста, тебе слово.
Юля, что ты узнала, когда готовила этот доклад.
Вопросы есть? Спасибо, молодец! /оценивание/
Что скажет эксперт, прослушав доклад?
Знакомство с историей создания «Телеграммы». Как же создавался этот рассказ «Телеграмма». С историей создания нас познакомит ...
Спасибо.
История создания рассказа К. Паустовского «Телеграмма» (подготовленный ученик)
Место действия рассказа - глухая рязанская деревушка Заборье. Здесь глубокой осенью тихо угасает жизнь Катерины Петровны, хранительницы местного мемориального домика, построенного ее отцом - художником. Старушка одинока.
Дочь Настя - в Ленинграде, и редко когда напоминает о себе письмом или денежным переводом. Около Катерины Петровны неотлучно находится дочка соседа - сапожника Манюшка, да изредка появляется старик Тихон, сторож при пожарном сарае. Эти два посторонних человека скрашивают последние горькие дни Катерины Петровны. Когда ей становится совсем плохо, Тихон сочиняет две телеграммы: «Катя помирает» - эту он отправил в Ленинград Насте. «Дожидайтесь. Выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя», - эту он принес старушке.
Но так и не дождалась Катерина Петровна любимой доченьки. Та застала лишь свежий могильный холмик на кладбище. И ведь не черствый, не бездушный человек Настя! В Союзе художников Ленинграда, где она работает, ее ценят именно за чуткость и внимание к людям. Нет. Настя не жестока. Но., ехать к матери так долго и жить в деревне, хоть несколько дней, так скучно. К ней придет прозрение, но это потом.
Тонкий психолог, Паустовский, учитывает, что читатель может познакомиться с рассказом, находясь в самом различном настроении. Чтобы он проник в глубину замысла, писатель сразу создает в рассказе определенное настроение и старается подчинить ему читателя.
Ему было 18 лет, когда, исписав стихами и рассказами несколько тетрадок, он решил:
« Я буду писателем. Задумавшись над этим, он с ужасом понял. Как беден его запас жизненных наблюдений. Это заставило его уйти в люди, в «горьковские университеты».
Десять лет он не брал в руки пера, скитался по стране, встречался со множеством людей, вбирал в себя все, что видел вокруг.
Мы с вами в начале года говорили о своеобразии художественной литературы как вида искусства. Все, что видит художник слова, потом «оседает» в его книгах.
Анализ рассказа «Телеграмма»
Сегодня мы выясним, какова же Настя. В чем ее вина, а в чем беда.
Посмотрим на нее глазами автора собственными глазами.
/Содокладчик, оппонент, эксперт, провокатор, ассистенты/
Пожалуйста, слово докладчику.
Слово содокладчику.
Вопрос от провокатора.
Что скажет эксперт?
Каково мнение наших ассистентов?
Закрепление материала. Игра «Кто хочет стать литератором?» по произведению
К. Паустовского «Телеграмма».
Вопрос для отборочного тура:
Сколько лет прожил К. Паустовский?
А) 54В) 76
Б) 75Г) 78
Поздравляем... , желаем удачи.
Правила игры: Есть три подсказки, два звонка другу, помощь зала.
Первый вопрос поможет заработать тебе 1 балл.
Жанр этого произведения:
А/ рассказ, Б/ сказка, В/ очерк,Г/повесть?
Второй вопрос поможет заработать 2 балла.
Пейзаж в начале произведения:
А/ служит для описания места действия,
Б/ контрастирует с состоянием Катерины Петровны,
В/ соотносится с ее состоянием?
Третий вопрос поможет заработать 2,5 балла.
Описание комнаты Катерины Петровны говорит о том, что:
А/ жизнь героини - в далеком прошлом,
Б/ печи не топятся,
В/ в комнате много картин?
Отвечая на четвертый вопрос, ты сможешь заработать 3 балла.
Тихон солгал Катерине Петровне, потому, что:
А/ решил разыграть ее,
Б/ хотел облегчить ее страдания,
В/ надеялся на приезд Насти?
Пятый вопрос поможет заработать 3,5 балла.
Настя не поехала к матери после получения ее письма, потому что:
А/ бездушие - ее отличительная черта,
Б/ она была занята устройством выставки,
В/ повседневные заботы оттеснили на 2 план любовь к самому близкому человеку?
Шестой вопрос и 4 балла.
В сцене похорон Катерины Петровны писатель изобразил молодую учительницу, чтобы:
А/ показать происходящее глазами постороннего человека,
Б/ эта смерть послужила для нее уроком - у нее в городе тоже осталась мать, маленькая и седая,
В/ придать произведению правдоподобие?
Седьмой вопрос и 4,5 балла.
В этом произведении позиция повествования:
А/ скрыта,
Б/ выражена одним из персонажей,
В/ обозначена в авторском тексте?
Восьмой вопрос и 5 баллов.
На этом игра закончена.
УШ. Отзыв о художественных произведениях К. Паустовского, приготовленные учащимися.
- Ребята, кто желает озвучить рецензию к этому рассказу?
9. Итог урока:
- Сегодня мы вновь встретились с К.Паустовским. Что взяли для себя на уроке? Какие чувства воспитывает писатель?
X. Домашнее задание.
Ответ на вопрос: Надо быть благодарным к тому, кто дал тебе жизнь.
Какие зарубки на сердце оставляет «Телеграмма»?