Учебная программа по внеурочной деятельности кружка « Волшебный мир оригами»


Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Луганской Народной Республики
« Новодарьевская общеобразовательная школа»
Рекомендовано: Утверждено:
Решением педагогического И.о. директора
Совета ГБОУ ЛНР ГБОУ ЛНР
«Новодарьевской «Новодарьевской
общеобразовательной школы» общеобразовательной школы»
Протокол №___от__________ ______________ Л.С.Король
Учебная программа
по внеурочной деятельности
кружка « Волшебный мир оригами»
(начальный уровень)
(для учащихся 1 – 4 классов)
Срок реализации 1 год
Разработала:
Васильева Ирина Владимировна,
учитель начальных классов,
специалист.
г. Ровеньки 2016
Пояснительная записка
Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней  работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям временного компонента государственного стандарта начального образования и рассчитана на работу с детьми 7-10 лет.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Количество часов в неделю – 1час.
Задачи программы:Обучающие:
·  Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
·  Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
·  Обучение различным приемам работы с бумагой.
·  Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
·  Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
·  Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
·  Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.Воспитательные:
·  Воспитание интереса к искусству оригами.
·  Расширение коммуникативных способностей детей.
·  Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Основные содержательные линии.
С учетом специфики данного кружка в рабочей программе выделены две содержательные линии, которые дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: « Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий в технике оригами».
Основные принципы работы программы:
Любое взаимодействие между педагогом и ребенком строится на принципах равноправия, доступности, последовательности, системности, сочетания в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы, в уважении друг к другу, исключение авторитарных форм воздействия.
К эффективным условиям работы по программе относятся:
Построение учебного процесса на основе гуманизации и демократизации образовательного процесса.
Педагог учитывает индивидуально-психологические особенности личности, ее опыт, а также объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах. Самым плодотворным является общение на основе совместной увлеченности деятельностью.
2.Создание практической среды, предполагающей сотворчество и ситуацию успеха.
Творческое начало создается при наличии таких условий как:
– ведущий вид воспитательных взаимодействий и отношений — сотворчество;
– положительная мотивация, вариативность путей организации усвоения программного материала с учетом индивидуальных способностей обучающихся;
– приоритет целостности восприятия, отношения, оценка самого себя и другого человека.
Воспитательная работа
Важное место в образовательном процессе отводится воспитательной работе.
Цель воспитательной работы:
– создание условий для формирования и раскрытия творческой индивидуальности личности каждого ученика.
Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:
– изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики детей;
– воспитывать в детях взаимоуважение (взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);
– воспитывать бережное отношение к природе;
– создать условия для интеллектуального, эстетического, физического, коммуникативного самовыражения личности учащегося;
– развивать творческую деятельность;
– развивать активную жизненную позицию ребенка.
Система занятий предусматривает:
– сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, что позволяет организовать содержательное общение детей;
– взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности: игрой, рисованием, развитием речи;
– реализацию для детей определенных эмоциональных условий: создание атмосферы принятия ребенка и его права на самостоятельный выбор, обеспечение ему постоянного внимания, отсутствие негативного воздействия, использование мягких воспитательных мер в сочетании с требовательностью;
– использование приемов и методов общепедагогического влияния: поощрение достижений ребенка, закрепление веры в успех;
– развитие сотрудничества с родителями, которые охотно подключатся к этой деятельности: подбор книг, Помощь в организации выставок, подбор материалов, организация домашнего досуга.
Выбор методов работы обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.
Формы и методы обучения.
В процессе занятий используются различные формы занятий:традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.)• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы• групповой – организация работы в группах.• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.• и другие.
Учебно – тематический план
начальный уровень
1 год обучения

п/п Раздел тем Количество часов
теория практика всего
1. Вводное занятие. Формирование группы. Знакомство с оригами. Правила поведения на занятиях.Термины, принятые в оригами. 2 - 2
2. Базовые формы оригами: квадрат, треугольник, воздушный змей, книжка. 1 - 1
3. Базовые формы: блинчик, дом, конверт, двойной треугольник, ,птица 1 - 1
4. Модульное оригами 2 - 2
Базовая форма «Треугольник»
5. Поделка «Лисенок и собачка». - 1 1
6. Поделка «Пароход». - 1 1
7. Поделка «Кошка». «Котёнок». - 1 1
Базовая форма «Квадрат»
8. Поделка «Сердечко». - 1 1
9. Поделка «Салфетки для праздничного
стола». - 1 1
10. Поделка «Волк». - 1 1
Базовая форма «Книжка».
11. Поделка «Гвоздика» - 1 1
12. Поделка «Сердечко на чашке – открытка». - 1 1
13. Поделка «Дом». «Веер». - 1 1
Базовая форма «Дверь»
14. Поделка «Кошелёк». - 1 1
15. Поделка «Гном». - 1 1
16. Поделка «Грибы». - 1 1
Базовая форма «Воздушный змей».
17. Поделка «Утка». - 1 1
18. Поделка «Кролик». - 1 1
19. Поделка «Курочка и петушок». - 1 1
Цветы к празднику 8 марта.
20. Открытка «Букет гвоздичек». - 1 1
21. Бутоны роз. Композиция «Букеты роз». - 2 2
22. Поделка «Подснежник». - 1 1
Базовая форма «Конверт».
23. Поделка «Пароход и подводная лодка». - 1 1
Модульное оригами
24. Цветок василек - 1 1
25. Подсолнух - 1 1
Базовая форма «Двойной треугольник».
26. Поделка «Лилия». - 1 1
27. Поделка «Нарцисс». - 1 1
28. Впереди – лето! 1 2 3
29. ФЕСТИВАЛЬ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ - 1 1
34

Содержание программы.
Вводное занятие. Формирование группы. Знакомство с оригами. Правила поведения на занятиях.Термины, принятые в оригами.
Базовые формы оригами: квадрат, треугольник, воздушный змей, книжка.
Базовые формы: блинчик, дом, конверт, двойной треугольник, птица.
Модульное оригами.
Базовая форма «Треугольник» . Поделка «Лисенок и собачка».
Базовая форма «Треугольник». Поделка «Пароход».
Базовая форма «Треугольник» . Поделка «Кошка». «Котёнок».
Базовая форма «Квадрат». Поделка «Сердечко».
Базовая форма «Квадрат». Поделка «Салфетки для праздничного
стола».
Базовая форма «Квадрат». Поделка «Волк».
Базовая форма «Книжка». Поделка «Гвоздика»
Базовая форма «Книжка». Поделка «Сердечко на чашке – открытка».
Базовая форма «Книжка». Поделка «Дом». «Веер».
Базовая форма «Дверь» . Поделка «Кошелёк».
Базовая форма «Дверь» . Поделка «Гном».
Базовая форма «Дверь» . Поделка «Грибы».
Базовая форма «Воздушный змей». Поделка «Утка».
Базовая форма «Воздушный змей». Поделка «Кролик».
Базовая форма «Воздушный змей». Поделка «Курочка и петушок».
Цветы к празднику 8 марта. Открытка «Букет гвоздичек».
Бутоны роз. Композиция «Букеты роз».
Поделка «Подснежник».
Базовая форма «Конверт». Поделка «Пароход и подводная лодка».
Модульное оригами. Поделка «Цветок василек».
Модульное оригами. Поделка «Подсолнух».
Базовая форма «Двойной треугольник». Поделка «Лилия».
Базовая форма «Двойной треугольник». Поделка «Нарцисс».
Впереди – лето!
ФЕСТИВАЛЬ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

Прогнозируемые результаты.
Универсальные Учебные Действия:
Личностные:
– осознание ответственности человека за общее благополучие,
– осознание своей этнической принадлежности,
– гуманистическое сознание,
– начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире,
– внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе,
– ценностное отношение к природному миру,
– готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения.
Познавательные:
– использовать общие приёмы решения задач;
– контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
– самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера
– узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
– моделировать;
– обработка информации;
– оценка информации;
– подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
– установление причинно-следственных связей;
– обобщение;
– построение рассуждения.
Регулятивные:
–преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
– определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
– составлять план и последовательность действий;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
– предвосхищать результат;
– сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
– использовать установленные правила в контроле способа решения;
– вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
Коммуникативные:
– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– определять общую цель и пути ее достижения;
– осуществлять взаимный контроль;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы;
– строить понятные для партнёра высказывания;
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Для реализации программного содержания используются:
1.Выгонов В. В. Мир оригами 1 – 2. – М.: Новая школа, 1996.
2. Выгонов В. В. Мир оригами 3 – 4. – М.: Новая школа, 1996.
3. Выгонов В. В. Оригами: Альбом – пособие для учителей начальной школы и воспитателей детских садов. – М.: Новая школа, 1996.
4.Выгонов В. В. Трехмерное оригами – М.: Издательский Дом МСП, 2004. Т. Б.
5.Сержантова Оригами для всей семьи. М.: Рольф, 2001.
6. Т. Б. Сержантова 365 моделей оригами. М.: Рольф, 2001.;
7. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома, М.: Аким, 1997.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тема: Поделка из бумаги «Собачка» в технике оригами.
Цели: Изучить последовательность выполнения поделки в технике оригами.
Задачи:
Повторить свойства бумаги, названия цветов, геометрический материал.
Учить детей складывать бумагу в разных направлениях, придавая форму собаки.
Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, складывать квадрат по диагонали.
Закреплять технику выполнения базовой формы «простой треугольник».
Закрепить умение пользоваться в работе техникой обрывания при украшении поделки.
Расширять знания об окружающем мире, о том, что людям необходимы друзья.
Развивать фантазию, творчество, сообразительность.
Развивать мелкую моторику рук в процессе труда.
Воспитывать аккуратность в работе, любовь к домашним животным.
Материал:
квадратные листы бумаги 10x10 см двух цветов: белый и коричневый, бумага черного и белого цвета, ножницы, клей, кисточки, собака игрушка, корзинка, прищепки, сердечки.
Предварительная работа: чтение рассказов, стихотворений, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
Методика: коммуникативная, деятельностная.
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Настал день. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, и улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Вздохните глубоко и с вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек, любовь к животным.
2. Сообщение темы и цели
- Дети, а у вас есть домашние животные? Вы с ними играете?
- А к нам сегодня пришел необычный гость, он очень грустный, потому что ему не с кем играть. Отгадайте, кто это?
Лежит - молчит: Подойдешь - заворчит. Кто к хозяину идет; Она знать дает.
- Правильно, это собачка.
left000 Я без дела не сижу:
 То обои оторву,
 В пух и прах их разорву,
 И по дому разнесу.
 
 Там в углу у табуретки
 Ножку тихо погрызу,
 Утащу потом газетку
 И газеткой пошуршу.
 
 Лихо мячик погоняю,
 Посижу потом в углу,
 Кость немного погрызу,
 Час другой затем вздремну.
 
 Столько дел не переделать,
 Сколько за день я смогу.
 Всё успею, погрызу,
 Лапу всюду приложу.
 
 Я без дела не сижу,
 Вот как день я провожу...
 Кто я? Не скажу!
 Отгадай, я подожду
3. Анализ образца. - Материал. - Цвет. - Основные и дополнительные детали. - Соединение деталей. - Назначение поделки. 4. Подготовка рабочего места. - Какие материалы, инструменты нужны для изготовления работы? + Цветная бумага, клей, салфетка, карандаш, ножницы. - Проверьте, все ли у вас на местах.  - Среди этих предметов есть опасный инструмент (ножницы). Правила работы с ножницами.
5. Физкультминутка. 
- Вы долго смотрели и слушали меня и ,наверное, очень устали. Давайте с вами немножко отдохнем.
Раз - согнуться, разогнуться.
Два - нагнуться, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
6. Практическая работа. 
-Возьмем для работы лист бумаги. Какой он формы? (квадратной).
Наш квадрат я сгибаю по диагонали пополам, совмещая углы и стороны, хорошо проглажу пальчиком линию сгиба. Что это за линия? (это линия сгиба).
Какой формы стал наш лист? (Треугольной). Намечаем середину большой стороны, сложив верхние углы и защипнув точку сгиба. Как называется эта точка? (точка сгиба).
Ставим пальчик к точке сгиба, загибаем правый верхний угол вниз - вперед. Тоже делаем с другим углом. Переворачиваем нашу поделку. Загибаем верхний угол вниз на себя, придерживая другой рукой лист бумаги. Отгибаем нижний угол вверх. Что у нас получилось? (мордочка).
Сейчас я покажу, как делать туловище. Берем лист бумаги и делаем из него «базовый треугольник». Какой треугольник? (базовый). Как мы его делаем? (складываем лист по диагонали).
Отгибаем правый нижний угол влево до середины, поставили пальчик и отгибаем его обратно. Что получилось? (туловище). Мы склеиваем их.
Пальчиковая гимнастика.
В гости к пальчику большому ,
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам, мизинец - малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики - друзья.
Друг без друга им нельзя.
7. Творческая страничка. 
Вот у меня получилась собачка. Но у нее чего-то не хватает? Чего? (глаз, носа, ротика). Это вы сделаете самостоятельно.
8. Итог. - Посмотрите, какие все по-разному хорошие собачки получились. - У каждой собачки должна быть своя кличка.- Придумайте кличку своей собачке. (Рыжик, Дружок, Мухтар, Шарик.)- Да, самая популярная кличка собаки это-Шарик. Наверно, потому, что собаки животные - активные, веселые, очень любят поиграть.- На этом мы заканчиваем наш урок, прошу вас убрать свои рабочие места и запомнить, что мы в ответе за тех, кого приручили.