Программа по внеурочной деятельности Волшебный мир оригами

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа №7»



УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ№7»
______________ А.П.Аверьянова
«___»____________ 2013 г.




ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Волшебный мир оригами



Автор – составитель:
Терихова Ж.М..,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №7»








Тулун, 2013

Оглавление
Пояснительная записка..2
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности..6
Тематический план.8
Содержание программы12
Список литературы для учителя 25
Список литературы для обучающихся 27















Пояснительная записка
Таинственный  мир  превращенья  бумаги. Здесь  все  чародеи,  волшебники,  маги. Творят  они  сказки  своими  руками. И  мир  тот чудесный зовут  ОРИГАМИ.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
Оригами:
развивает пространственное воображение, память, творческие и  исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру    кистей рук, концентрацию  внимания, уверенность в своих силах и  способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
знакомит с основными геометрическими понятиями;
 улучшает способность следовать устным инструкциям;
расширяет коммуникативные способности;
воспитывает личность как члена общества с его нравственными,   патриотическими, интернациональными чувствами;
воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей,   самостоятельность и аккуратность при работе.
Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.
Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:
конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) – поделки оригами;
объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
наглядное сопровождение темы урока – например, журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы – на занятиях театральной студии;
средство организации урока – например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
элемент мероприятий – например,  «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы: Обучающие
знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
обучение различным приемам работы с бумагой.
применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
развитие мелкой моторики рук и глазомера.
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
воспитание интереса к искусству оригами.
расширение коммуникативных способностей детей.
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе (135 ч.). Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.








Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

К концу обучения обучающиеся должны

знать
уметь

что такое оригами
подбирать бумагу нужного цвета

историю возникновения оригами
выполнять разметку листа бумаги

основные приемы работы, способ складывания базового треугольника
пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой

название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов
пользоваться чертежными инструментами, ножницами

название, приемы складывания модулей
собирать игрушки – «оригамушки»

необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы
составлять композицию из готовых поделок


уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку


анализировать образец, анализировать свою работу


Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).








Тематический план
1 год обучения
(33 часа)


№ п/п
Наименование тем
Количество часов



теория
практика
всего

1.
Знакомство с оригами
1

1

2.
Квадрат- основная фигура оригами
1
3
4

3.
Базовая форма «Треугольник»
1
4
5

4.
Базовая форма «Воздушный змей»
1
4
5

5.
Базовая форма «Двойной треугольник»
1
3
4

6.
Базовая форма «Двойной квадрат»

3
3

7.
Базовая форма «Конверт»

3
3

8.
Цветы к празднику 8 марта
1
2
3

9.
Впереди - лето!

2
2

10.
Итоговое занятие. Оформление выставочных работ
1
2
3


ИТОГО:
7
26
33





2 год обучения
(34 часа)


№ п/п
Наименование тем
Количество часов



теория
практика
всего

1.
Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся
1
1
2

2.
Простые базовые формы оригами

2
2

3.
Осенние композиции

2
2

4.
Базовая форма «Треугольник»

3
3

5.
Базовая форма «Воздушный змей»

2
2

6.
Базовая форма «Двойной треугольник»

2
2

7.
Базовая форма «Двойной квадрат»

3
3

8.
Базовая форма «Конверт»

3
3

9.
Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба»
1
3
4

10.
Базовая форма «Дверь»
1
3
4

11.
Поздравительная открытка к празднику 8 марта

3
3

12.
Итоговое занятие
1
1
2

13.
Оформление выставочных работ

2
2


ИТОГО:
4
30
34







3 год обучения
(34 часа)

№ п/п
Наименование тем
Количество часов



теория
практика
всего

1.
Вводное занятие
1

1

2.
Диагностика обученности учащихся

1
1

3.
Чудесные превращения бумажного листа

5
5

4.
Модульное оригами
1
4
5

5.
Оригами на праздничном столе
1
5
6

6.
Валентинки из оригами

1
1

7.
Объёмные цветы к празднику 8 Марта

3
3

8.
Оригами - почта!

3
3

9.
Базовая форма «Дом»

2
2

10.
Впереди – лето!

3
3

11.
Итоговое занятие
1
1
2

12.
Оформление выставочных работ

2
2


ИТОГО:
4
30
34







4 год обучения
(34 часа)

№ п/п
Наименование тем
Количество часов



теория
практика
всего

1.
Вводные занятия.
1
1
2

2.
Оригами в Интернете
1
2
3

3.
Изделия из складки

4
4

4.
Базовая форма «Катамаран»
1
4
5

5.
Новогодние украшения

4
4

6.
Базовая форма «Птица»

4
4

7.
Цветы и вазы оригами

4
4

8.
Базовая форма «Лягушка»

2
2

9.
Творческие работы

2
2

10.
Итоговое занятие
1
1
2

11.
Оформление выставочных работ

2
2


ИТОГО:
4
30
34








Содержание программы
1 класс (33 часа)

п/п
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД

1
Знакомство с оригами

1 ч.
Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки.
Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.



Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;

2
Квадрат – основная форма оригами
4 ч.
Знакомство с понятием «базовые формы».
Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.

Познавательные
- знаково-символические;
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
Личностные
- самоопределение;

3
Базовая форма: «Треугольник»

5 ч.
Стилизованный цветок.
Лисёнок и собачка.
Яхта и пароход.
Стаканчик.
Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».




Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
- смыслообразование;

4
Базовая форма: «Воздушный змей»
5 ч.
Кролик и щенок.
Курочка и петушок.
Сова.
Сказочные птицы.
Композиция «Домашние птицы на лужайке».


5
Базовая форма: «Двойной треугольник»
4 ч.
Рыбка и бабочка.
Головастик и жук.
Лилия.


6
Базовая форма: «Двойной квадрат»
3 ч.
Жаба.
Яхта.
Композиция «Островок в пруду».


7
Базовая форма «Конверт»
3 ч.
Пароход и подводная лодка. Композиция «В море».


8
Цветы к празднику 8 Марта
3 ч.
8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Познавательные
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- поиск и выделение информации;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;

Личностные
- нравственно- этическое оценивание;

9
Впереди – лето!
2 ч.
Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- оценка действий партнера;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
- контроль и коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;

10
Итоговые занятия
Оформление выставочных работ
3 ч.
Подведение итогов работы за год.
Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?»
Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.

Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- оценка;
Личностные
- самоопределение;





Содержание программы
2 класс (34 часа)

п/п
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД

1
Вводные занятия
2 ч.
Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности.
Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».

Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
- смыслообразование;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- контроль, оценка;
Регулятивные
- планирование;
- прогнозирование;
- волевая саморегуляция;

2
Простые базовые формы оригами
3 ч.
Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
Познавательные
- знаково-символические
- моделирование;
- анализ;
Личностные
- мотивация учения;
- смыслообразование;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- планирование;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;

3
Осенние композиции
2 ч.
Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов.
Оформление композиций.

Познавательные
- поиск и выделение информации;
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Личностные
- мотивация учения;
- смыслообразование;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- планирование;
- контроль и коррекция;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;

4
Базовая форма: «Треугольник»

3 ч.
Домик с крыльцом, домик с трубой.
Домик с верандами. Деревья и травы.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные
- мотивация учения;
- нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
- планирование;
- постановка вопросов;
- контроль, оценка;
Регулятивные
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль, оценка
- волевая саморегуляция;

5
Базовая форма: «Воздушный змей»
2 ч.
Лебеди (2 способа).
Утка с утёнком.


6
Базовая форма: «Двойной треугольник»
2 ч.
Тропическая рыбка.
Отделка модели.


7
Базовая форма:
«Двойной квадрат»
3 ч.
Золотая рыбка.
Краб.
Композиция «Аквариум».


8
Базовая форма:
«Конверт»
2 ч.
Рыбка-бабочка.
Водоросли и камешки.
Оформление аквариума.


9
Базовая форма:
«Рыба»
4 ч.
Царевна-Лебедь.
Пингвин (2 способа).
Композиция «Пингвины на льду».


10
Базовая форма:
«Дверь»
4 ч.
Мышь и поросёнок.
Бурёнка.
Композиция «В деревне».


11
Поздравительная открытка к празднику 8 Марта
3 ч.
Оформление поздравительной открытки. Конкурс «Я люблю свою маму».
Познавательные
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- формулирование познавательной цели;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;

12
Итоговые занятия.
Оформление выставочных работ
2 ч.

Изготовление мобиля «Бабочки и цветы».
Подведение итогов работы за год.
Выставка моделей, изготовленных в течение года.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- оценка;
Личностные
- самоопределение;


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (34 часа)

п/п
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД

1
Вводное занятие
2 ч.
История развития искусства оригами.
Входная диагностика.


Познавательные
- формулирование познавательной цели
- поиск и выделение информации;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;

2
Чудесные превращения бумажного листа
5 ч.
Закладки.
Коробки.
Изготовление и оформление подарков.
Познавательные
- формулирование познавательной цели
- поиск и выделение информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;

3
Модульное оригами
5 ч.
Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Бусы для елки.
Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
Познавательные
- формулирование познавательной цели
- поиск и выделение информации;
- моделирование;
- знаково-символические;
Личностные
- мотивация учения;
- нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний;
-контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- контроль и коррекция;
- волевая саморегуляция;

4.
Оригами на праздничном столе
5 ч.
Правила этикета.
Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.
Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.

Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- анализ и синтез;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний, вопросов;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;

5.
Валентинки из оригами
1 ч.
Изготовление валентинок.


6.
Цветы к празднику 8 Марта
3 ч.
Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.


7.
Оригами – почта
3 ч.
Солдатский треугольник и прямоугольное письмо.
Датское и английское письмо. Оригинальный конверт (2 варианта).


8.
Базовая форма «Дом»
2 ч.
Знакомство с новой базовой формой.
Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- оценка действий партнера;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
- контроль и коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;

9.
Впереди – лето!
3 ч.
Складывание самолетов и истребителей.
Летные соревнования моделей.


10.
Итоговое занятие
2 ч.
Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- оценка;
Личностные
- самоопределение;

11.
Оформление выставочных работ
2 ч.
Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс (34 часа)

п/п
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД

1.
Вводное занятие
2 ч.
Беседа по охране труда.
Входная диагностика обученности.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные
- смыслоопределение;
- смыслообразование;
Коммуникативные
-постановка вопросов;
Регулятивные
- контроль и оценка;

2.
Оригами в Интернете
3 ч.
http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами. http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами. «Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами». Компьютерные презентации.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- планирование;
Регулятивные
- прогнозирование;
- волевая саморегуляция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;

3.
Изделия из складки
4 ч.
Гвоздика. Роза.
Цветок в уголок. Декоративная композиция.
Китайская ваза.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- оценка действий партнера;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
- контроль и коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;

4.
Базовая форма «Катамаран»
5 ч.
Знакомство с базовой формой «Катамаран».
Модульное оригами.
Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- анализ, синтез, классификация;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;

5.
Новогодние украшения
4 ч.
Звезда из 8 модулей.
Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка.
Бумажный конструктор: игрушки из модулей.
Познавательные
- моделирование;
- анализ, синтез, классификация;
- знаково-символические;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;

6.
Базовая форма «Птица»
4 ч.
Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик.
Ваза «Два журавля».
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- анализ, синтез, классификация;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;

7.
Цветы и вазы оригами
4 ч.
Игольчатая астра. Космея.
Крокус с листом.
Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний, вопросов;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- планирование;
- прогнозирование;

8.
Базовая форма «Лягушка»
2 ч.
Знакомство с базовой формой «Лягушка».
Складывание объемного цветка ирис.


9.
Творческие работы
2 ч.
Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».


10.
Итоговое занятие
2 ч.
Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни».
Анализ работ.
Познавательные
- доказательство;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные
- оценка и коррекция;
Личностные
- самоопределение;
- смыслообразование.

11.
Оформление выставочных работ
2 ч.
Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей.




Список литературы для учителя
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1994
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999
Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007.
Коротеев, И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996.
Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2006
Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001
Соколова, С.В. Театр оригами. Теремок [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Нева, 2005















Список литературы для обучающихся
1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст]: экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – М.: Аким, 1995.
2. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей [Текст]: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. – СПб.: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2007.
























Рецензия
На программу по общекультурному направлению на тему:
«Волшебный мир оригами» учителя начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» Териховой Жанны Михайловны

Рецензируемая программа включает в себя пояснительную записку, перспективное планирование, пооперационные карты оригами, диагностический инструментарий и список литературы.
Автор посвящает свою работу развитию интеллектуальных способностей детей младшего возраста через художественно-творческую деятельность, ставя перед собой цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Новизна данной работы заключается в удовлетворении детьми познавательных интересов, расширении информированности в таких образовательных областях как «Познание» и «Художественное творчество», обогащении навыков общения и приобретении умения осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также образовательная деятельность по программе способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей, благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений и воздействуют на интеллектуальное развитие.
В ходе реализации программы педагог решает такие задачи, как:
Знакомство детей с базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
Обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Способствование созданию игровых ситуаций, расширение коммуникативные способности детей.
Совершенствование трудовых навыков, формирование культуры труда, обучение аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Воспитание интереса к искусству оригами.
Взаимодействуя с детьми дошкольного возраста, педагог обеспечивает условия для проявления субъектной позиции в изучении окружающего мира.
Для организации дидактического процесса на основе предпочитаемых видов детской деятельности педагог разработала вариативные формы выполнения одного и того же задания. Так, для изготовления одной и той же поделки возможно использование разных пооперационных схем.
Хочу отметить, что обучая дошкольников оригами, педагог реализует преимущественно такие методы, как объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный, проблемного изложения.
Методику работы с детьми учитель построил на следующих принципах:
Принципе личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
Принципе развития;
Принципе природосообразности воспитания;
Культурно-деятельностном принципе;
Принципе взаимодействия;
Принципе доверительного сотрудничества;
Принципе взаимного развивающего влияния педагог – ребенок.
Отборе содержания доступного детям 5-6 лет;
Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
Индивидуального подхода к детям.
В данной программе широко представлены новые педагогические технологии:
Личностно-ориентированные;
Технологии сотрудничества;
Проблемно-поисковые;
Технология развивающих игр.
Содержательная связь между разделами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Автором разработан подробный учебно-тематический план.

Рецензент:





РЕЦЕНЗИЯ
 
На программу по общекультурному направлению на тему: «Волшебный мир оригами» учителя начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №7» Териховой Жанны Михайловны
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Оригами- хобби, которое позволяет в свободные минуты заниматься изучением всемирного наследия через пальцы рук., способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. И сегодня художественные изделия, выполненные своими руками из разных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека.
Рецензируемая программа «Волшебный мир оригами»направлена на формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей, самостоятельности  посредством различных видов творчества и создание условий для творческой самореализации ребёнка, повышения его интеллектуальных способностей. В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, модульное оригами, конструирование, мозаика, аппликация).
Использование инструкционных и технологических карт по выбранному варианту (например, оригами: рыба, слон, сова) позволяет работать самостоятельно, соединяя работу «ума»  с работой рук, при этом учитель или ребёнок в своей группе имеет возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. Большой объём учебного материала предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения индивидуальных и коллективных творческих проектов.
Данная программа соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования. Данная деятельность организована на базе школы с учётом желания детей и согласия родителей
Пояснительная записка включает в себя цель, задачи, информацию о продолжительности каждого занятия, формы работы ,  основные методы и  приёмы, предполагаемые результаты и оценку результативности программы. Даны основные характеристики организационных условий, необходимых для получения образовательного результата. Так же представлен учебно-тематический план, состоящий из 33 тем для 1-го класса, по 34 часа для 2 – 4 классов.
В содержательной части программы раскрыты основные темы занятий, их содержание и обоснование, даны основные характеристики организационных условий, необходимых для получения образовательного результата. Список литературы соответствует содержанию программы, подходит и для педагога и для детей.
Представленная к рецензии программа соответствуют специфике дополнительного образования, стимулирует познавательную деятельность ребенка; развивает коммуникативные умения; создаёт социокультурную среду общения; способствует развитию творческих способностей личности;  стимулирует стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию; помогает ребёнку освоить и применить социальные компетентности, творчески использовать свой жизненный опыт.
Программа имеет приложения, которые аргументировано подтверждают факт её успешной реализации.
 
Рецензент:















ПРИЛОЖЕНИЕ




Базовая форма Треугольник Перед складыванием квадрат можно расположить «окошечком», когда нижняя и верхняя линии являются горизонтальными (проходят слева направо), а правая и левая вертикальными (проходят сверху вниз). Квадрат можно также расположить «ромбом» так, чтобы один из уголков был направлен вниз.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
При складывании фигурок базовая форма «треугольник» может располагаться по-разному. Привычное положение когда нижняя сторона самая большая, то есть основание равнобедренного треугольника. Треугольник может быть также расположен прямым углом вниз. Такое не совсем привычное положение дало другое название этой базовой форме «косынка».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]














[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






























[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Базовая форма складывается на основе другой базовой формы - "воздушный змей".
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









Базовая форма Двойной треугольник «Двойной треугольник» не единственное название этой базовой формы. Другое название «водяная бомбочка» произошло от фигурки из этой базовой формы. У базовой формы «двойной треугольник» две видимые треугольные плоскости. Закрытый («глухой») угол образовался в центре изначального квадрата. Существует несколько способов складывания этой базовой формы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Базовая форма Двойной квадрат У этой базовой формы имеются две видимые квадратные плоскости, нераскрывающийся («глухой») угол, образованный в центре начальной формы (квадрата), и раскрывающийся угол, расположенный напротив «глухого» и образованный за счет углов квадрата. Существует несколько способов складывания.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Существует несколько способов складывания базовой формы "катамаран" на основе разных базовых форм.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Базовая форма «птица» имеет два вида: длинный (рис. 9) и короткий. Короткий вариант получается, если опустить верхние уголки-крылья. К короткому варианту можно прийти и другим способом.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Базовая форма "лягушка" получила такое название от фигурки из этой заготовки - надувной лягушки.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14015



12

13

14

15

16

12

17

18

18

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27



Базовые формыРисунок 34Базовые формы Базовые формыРисунок 32Базовые формы Базовые формыРисунок 31Базовые формы Базовые формыРисунок 30Базовые формы Базовые формыРисунок 29Базовые формы Базовые формыРисунок 27Базовые формы Базовые формыРисунок 26Базовые формы Базовые формыРисунок 24Базовые формы Базовые формыРисунок 22Базовые формы Базовые формыРисунок 21Базовые формы Базовые формыРисунок 20Базовые формы Базовые формыРисунок 19Базовые формы Базовые формыРисунок 12Базовые формы Базовые формыРисунок 10Базовые формы Базовые формыРисунок 9Базовые формы Базовые формыРисунок 7Базовые формы Базовые формыРисунок 6Базовые формы Базовые формыРисунок 5Базовые формы Базовые формыРисунок 3Базовые формы Базовые формыРисунок 2Базовые формы Заголовок 215