Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный мир оригами


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Заброденская средняя общеобразовательная школа
Калачеевского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена:
на заседании ШМО
учителей начальных классов
от 27.08.2015г.
Протокол № 1
Принята:
на заседании
педагогического совета
МКОУ Заброденская СОШ
от 27.08 2015 года
Протокол № 1 Утверждена:
приказом директора
МКОУ Заброденская СОШ
от 01.09 2015 года № 126 Директор школы:
_________ /Г. В. Шилова./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Волшебный мир оригами»
Направление «Художественно-эстетическое»
на 2015 -2016 г.
34 часа (1 час в неделю)
Учитель: Маслова Н.Н.
Стаж: 22 года,
категория: ВКК
Год аттестации: 2011

Согласовано:
зам. директора по УВР
______________ Юрченко О.Г.
«__» __________ 2015 г.
Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
Оригами:
развивает пространственное воображение, память, творческие и  исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру    кистей рук, концентрацию  внимания, уверенность в своих силах и  способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
знакомит с основными геометрическими понятиями;
 улучшает способность следовать устным инструкциям;
расширяет коммуникативные способности;
воспитывает личность как члена общества с его нравственными,   патриотическими, интернациональными чувствами;
воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей,   самостоятельность и аккуратность при работе.
Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.
Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:
конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) – поделки оригами;
объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
наглядное сопровождение темы урока – например, журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы – на занятиях театральной студии;
средство организации урока – например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
элемент мероприятий – например,  «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы: обучающие:
знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
обучение различным приемам работы с бумагой.
применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами;
развивающие:
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
развитие мелкой моторики рук и глазомера.
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
воспитательные:
воспитание интереса к искусству оригами.
расширение коммуникативных способностей детей.
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 1 год (34 ч.). Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Учебно-тематический план
Содержание курса Количество часов
Перечень универсальных действий обучающихся
Вводное занятие
2 Познавательные:
формулирование познавательной цели;
поиск и выделение информации;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
моделирование;
знаково-символические;
анализ и синтез;
построение логической цепи рассуждений.
Личностные:
мотивация учения;
нравственно-этическое оценивание;
самоопределение.
Коммуникативные:
построение речевых высказываний;
постановка вопросов;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
контроль, оценка, коррекция действий партнёра.
Регулятивные:
целеполагание;
прогнозирование;
планирование;
контроль и коррекция;
волевая саморегуляция;
оценка.
Чудесные превращения бумажного листа 5 Модульное оригами
5 Оригами на праздничном столе
6 Валентинки из оригами
1 Цветы к празднику 8 Марта
3 Оригами – почта
3 Базовая форма «Дом»
2 Впереди – лето!
3 Итоговое занятие
2 Оформление выставочных работ
2 Итого: 34 Календарно-тематическое планирование№ п/пДата Название разделов и тем Количество часов
план факт Теория Практика Всего
Вводное занятие. 1 1 2
1 Вводное занятие. История развития искусства оригами. 1 2 Входная диагностика обученности учащихся 1 Чудесные превращения бумажного листа 5 5
3 Закладки.
1 4 Закладки.
1 5 Коробки.
1 6 Коробки.
1 7 Изготовление и оформление подарков. 1 Модульное оригами 1 4 5
8 Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. 1 9 Бусы для елки.
1 10 Новогодние украшения – звезды из 4 и 8 модулей. 1 11 Новогодние украшения – звезды из 16 модулей. 1 12 Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками» 1 Оригами на праздничном столе 2 4 6
13 Правила этикета.
1 14 Складывание приглашений, поздравительных открыток. 1 15 Салфетки, стаканчики, коробочки. 1 16 Салфетки, коробочки и вазочки.
1 17 Оформление праздничного стола. 1 18 Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола. 1 Валентинки из оригами 1 1
19 Изготовление валентинок. 1 1
Объёмные цветы к празднику 8 Марта 3 3
20 Складывание цветов на основе изученных базовых форм. 1 21 Оформление композиций и поздравительных открыток. 1 22 Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов. 1 Оригами - почта! 3 3
23 Солдатский треугольник и прямоугольное письмо. 1 24 Датское и английское письмо. 1 25 Оригинальный конверт (2 варианта). 1 Базовая форма «Дом» 1 1 2
26 Знакомство с новой базовой формой.
1 27 Изготовление пилотки и шапочки с козырьком. 1 Впереди – лето! 3 3
28 Складывание самолетов. 1 29 Складывание истребителей.
1 30 Летные соревнования моделей. 1 Итоговое занятие 1 1 2
31 Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами 1 32 Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами 1 Оформление выставочных работ 2 2
33 Оформление тематической выставок «На лесной полянке»1 34 Оформление тематических выставок «Подарки». 1 Итого 6 28 34
Содержание программы
Вводное занятие (2 часа)
История развития искусства оригами.
Входная диагностика.
Чудесные превращения бумажного листа (5 часов)
Закладки.
Коробки.
Изготовление и оформление подарков.
Модульное оригами (5 часов)
Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Бусы для елки.
Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
Оригами на праздничном столе (6 часов)
Правила этикета.
Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.
Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
Валентинки из оригами (1 часа)
Изготовление валентинок.
Цветы к празднику 8 Марта (3 часа)
Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.
Оригами – почта (3 часа)
Солдатский треугольник и прямоугольное письмо.
Датское и английское письмо.Оригинальный конверт (2 варианта).
Базовая форма «Дом» (2 часа)
Знакомство с новой базовой формой.
Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.
Впереди – лето! (3 часа)
Складывание самолетов и истребителей.
Летные соревнования моделей.
Итоговое занятие (2 часа)
Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами
Оформление выставочных работ (2 часа)
Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Подарки».
Предполагаемая результативность курса
К концу учебного года школьники должны знать:
что такое оригами;
историю возникновения оригами;
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника;
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов;
название, приемы складывания модулей;
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы.
К концу учебного года школьники должны уметь:
подбирать бумагу нужного цвета;
выполнять разметку листа бумаги;
пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
пользоваться чертежными инструментами, ножницами;
собирать игрушки – «оригамушки»;
составлять композицию из готовых поделок;
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку;
анализировать образец, анализировать свою работу.
Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Информационно-методическое обеспечение.
Афонькина Е. Ю, Афонькин С. Ю. Всё об оригами – СПб: Кристалл, 2010.
Афонькина Е. Ю, Афонькин С. Ю. Игрушки из бумаги. - СПб: Литера, 2011.
Богатеев З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 2011.
Долженко Г.И. 100 оригами.- Ярославль: Академия холдинг, 2010.
Сержантова Т. Б. 100 праздничных моделей оригами. М.: Айрис-пресс, 2012.
Соколова С.В. Игрушки и забавы. Оригами. - СПб.: Нева, 2011.
Соколова С.В. Игрушки – оригамушки. - СПб: Химия, 2011.
Соколова С.В. Театр оригами. Теремок. - СПб: Нева, 2013.