Классный час на тему Взаимоотношения в коллективе

Классный час «Взаимоотношения в коллективе»

Цель: осуществление рефлексии; формирование комфортных способов взаимоотношений между детьми.
Задачи: показать разнообразие отношений между людьми, доказать необходимость дружеских и товарищеских взаимоотношений в классном коллективе, учить строить доброжелательные отношения с одноклассниками и с людьми вообще, развивать коммуникативные навыки, способствовать самовоспитанию.

Ход классного часа
1.Рефлексия. Мы продолжаем растить наш «цветок здоровья». Сегодняшний классный час положит начало новому этапу в его жизни, т. е. в жизни нашего класса. За последнее время в жизни нашего класса были благоприятные моменты, когда наш цветок, можно сказать, расцветал, но были и такие моменты, когда ему было плохо, он начинал увядать. Вспомните, какие события и моменты благоприятствовали нашему «цветку здоровья»? (Дружная работа над проектом, хорошая организация дежурства и выполнение поручений в «созвездиях», поздравления с праздниками девочек и мальчиков, хорошее состояние нашего здоровья, наши спортивные и творческие достижения и т.д.) Здоровьесберегающих моментов в жизни класса было намного больше, чем отрицательных, поэтому наш цветок дал плоды – и в классе появился еще один символ нашей тропинки здоровья – вот эта красивая коробочка будет символизировать плод «цветка здоровья».
2. Ознакомление с новым этапом игры «Мы растим «цветок здоровья».
А что обычно находится внутри плода? (Семена) И в нашей коробочке тоже находятся семена, но они, как и цветок, как и плод являются символическими. Что же они будут символизировать? Подумайте, какие семена мог дать нам «цветок здоровья»? (доброта, ответственность, забота о своем здоровье, занятия спортом, творчеством, дружба, вежливость, настроение, забота о людях, уважение, дисциплинированность и т. д.) Если есть семена, то что же с ними нужно делать? (Сажать) Посадить такие семена – дело непростое, оно требует усилий и времени, потому что посеять их нужно каждому в себе: стараться вести здоровый образ жизни, воспитывать в себе положительные привычки и черты характера, доброжелательно относиться к окружающему нас миру людей и природы. А вырастить их - значит, стать успешным человеком, хорошим семьянином, принести пользу своей Родине. Будем «выращивать» такие семена на наших классных часах, проектах и других мероприятиях?
3. Беседа по теме классного часа.
На сегодняшнем классном часе мы посадим некоторые из этих семян. А какие, вы скажете сами в конце классного часа.
Наш класс – это коллектив. Как вы понимаете, что такое коллектив? (Группа людей, объединенная общей работой, учебой или интересами). Сейчас я вам расскажу о том, какие бывают отношения между людьми, а вы подумайте, какие из этих видов отношений должны быть в коллективе. Итак, первый вид отношений называется «знакомые»: люди знакомы между собой, приветствуют друг друга и могут обмениваться мнениями по какому-то вопросу. Кроме вежливости никаких обязанностей у них друг перед другом нет. Следующий вид отношений – приятельские: люди не просто друг друга знают, но часто о чем- то беседуют, если это дети, могут играть вместе. Могут выполнять какие-то просьбы друг друга. Но обязанностей, кроме вежливости, у них нет. Товарищеские отношения. Людей объединяет совместная деятельность. Они постоянно общаются друг с другом, имеют общие интересы, помогают друг другу. Обязаны уважать друг друга, уметь договариваться, сотрудничать при выполнении какого-либо совместного дела. Дружеские. Отношения между двумя или несколькими людьми, основанные на личной привязанности, интересах, симпатии, которые возникают на основе единства взглядов, мнений, отношения к людям и делу. Почему я расположила их в виде ступенек? (С каждой ступенькой теснее связь между людьми, больше обязанностей у людей друг перед другом.) Итак, какие же виды отношений должны быть в коллективе? (Товарищеские и дружеские.) Без товарищеских отношений не будет настоящего коллектива, будет просто группа людей. А дружный коллектив может помочь человеку выйти из труднейшей жизненной ситуации и достичь больших успехов. Послушайте рассказ М. Водопьянова «Один за всех и все за одного». ( Чтение рассказа) Что помогло слепому мальчику стать выдающимся математиком?
4. Ситуации для обсуждения.
Выскажите свое мнение о том, как выглядит коллектив класса в следующих ситуациях:
1) Ученик у доски затруднился в решении простого примера. Одни стали подсмеиваться, другие выкрикивать подсказки.
2) У Маши был день рождения. Одноклассники об этом узнали только тогда, когда Маша начала угощать ребят конфетами. Некоторые дети отказались брать конфеты. Одни говорили, что они такие конфеты не любят, а другие – что они не дружат с Машей и не хотят ее конфет. Маша была обижена и растеряна. Почему?
Выводы. Как бы хотели вы, чтобы наш класс был настоящим коллективом или просто группой людей, обучающихся вместе? А от кого это зависит? Какими чертами характера, нормами общения должны обладать люди, чтобы сплотиться в хороший коллектив? (Вежливость, уважение к людям, готовность помочь и поделиться чем-то, внимание, чуткость, дружелюбие, ответственность, умение тактично высказать свое мнение по поводу поведения одноклассников, умение сотрудничать, решать конфликты мирным путем) К «солнышку», на котором написано «дружный коллектив», дети прикрепляют «лучи» - полоски бумаги с записанными на них качествами и нормами общения (вежливость, уважение, внимание, чуткость, дружелюбие, ответственность, готовность помочь, умение сотрудничать, решать конфликты мирным путем и др.).
Что же нужно делать нам, чтобы наш класс был дружным коллективом? А узнаем мы ваше мнение в ходе игры «Цветик – семицветик». Семеро ребят встают, берутся за руки, образуя круг. Мы произносим слова из сказки: «Лети, лети, лепесток» и т. д. После слов «Быть по моему вели!» один «лепесток» отрывается, произносит пожелание классу или конкретному ученику.
А теперь давайте подготовим хорошую почву для наших семян. Вспомните и напишите на листочке, какие хорошие поступки по отношению к одноклассникам или к другим людям вы совершали, как вы проявляли товарищество, дружбу, заботу о людях, доброту. Все листочки с вашими записками опустите в нашу символическую коробочку, я надеюсь, что это будет хорошая почва для прорастания семян Итак, какие же семена мы сегодня с вами посадили? (Товарищеских и дружеских отношений в коллективе.)
Почву подготовили, семена посадили, нужно еще их полить. Давайте с добрыми чувствами и хорошим настроением споем песню «Мои друзья».
15