Урок по ботанике Разнообразие растений. Растение – живой организм. по программе Пономаревой И.Н.

2. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
/2-я неделя сентября/.

Разнообразие растений. Растение – живой организм.

Лабораторная работа № 1 «Знакомство с цветковыми растениями»

Цель урока:
*Продолжить формирование знаний о разнообразии растений.
*Дать представление о высших растениях и их отличиях от низших.
*Сформировать представления о вегетативных и генеративных органах.
*Углубление знаний учащихся об организме.
*Растение как система взаимодействующих органов.
*Формирование знаний об основных процессах жизнедеятельности растения.
*Показать взаимосвязь процессов жизнедеятельности растений с факторами среды

План урока:
1. Признаки растений.
2. Высшие и низшие растения.
3. Основные органы растения и их функции.
4. Семенные и споровые растения.
5. Растение – живой организм – биосистема.
6. Условия жизни растений – факторы среды.
7. Четыре среды обитания растений.

Растительный мир нашей планеты очень разнообразен. Водоросли, мхи, папоротники, деревья, кусты, цветы – всё это входит в понятие «растения».
Одни из них обитают в глубинах океана, другие растут около дома, в лесу, на лужайке и т.д.
Одни растения дают нам пищу, из других мы делаем одежду, третьи используются в медицинских целях и т.п.
Одни радуют нас яркими красивыми цветами, а другие не цветут никогда. Некоторые из них огромны (эвкалипт высотой более 100метров), другие настолько малы, что их можно разглядеть только в микроскоп (хламидомонада).
У некоторых мощная корневая система, приспособленная для добывания воды с большой глубины (верблюжья колючка), а некоторые не имеют корней вообще.
Одни из них живут много сотен лет (дуб, секвоя), а жизнь других длится меньше года.
Разобраться в этом огромном разнообразии нам помогает наука систематика.

Систематика – наука о классификации (распределения организмов на группы по сходным признакам).

Самая крупная единица систематики – царство. Царство растений делят на два подцарства: высшие растения и низшие растения.



Царство Растения

Подцарство низшие растения Подцарство высшие растения
Тело не расчленено на отдельные органы Тело состоит из органов (корень и побег)
(нет корней, стебля, листьев). Водоросли. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные,
цветковые.

Органы – это части организма растения, выполняющие в нём определённые функции и имеющие особое строение.

У растений обычно различают органы, выполняющие функции питания и функции размножения.
Органы растений

Вегетативные органы Генеративные органы
Корень и побег (стебель, листья, почки) Цветок, плод, семя
Функции: питание, дыхание, обмен веществ Функции: половое размножение,
С окружающей средой, рост, бесполое (вегетативное расселение растений.
размножение).

Побеги, содержащие только вегетативные органы, называются вегетативными, а побеги, имеющие генеративные органы, называются генеративными.

Спора – это специализированная клетка, которая служит для размножения и расселения.
Растения, размножающиеся спорами, называются споровыми.

Семя – это многоклеточное образование, которое содержит зародыш, дающий начало будущему проростку и запас питательных веществ
Растения, размножающиеся семенами, называются семенными

Растения

Споровые Семенные
Водоросли Голосеменные
Мхи Покрытосеменные
Папоротники (или Цветковые)
Хвощи
Плауны

Все произрастающие на Земле растения – живые организмы.
В живом организме все жизненные процессы (питание, дыхание, обмен веществ, выделение, размножение, рост, развитие, взаимодействие с окружающей средой, реагирование на изменения среды) взаимосвязаны.
Это обеспечивается согласованным действием:
клетоктканейоргановсистем органов.

Взаимосвязанная работа систем органов обеспечивает жизнь растения как единого организма, как особой живой системы – БИОСИСТЕМЫ.



Прочитайте § 3 на стр. 18-19 и выполните задание №4.
Задание № 4. Растение – живой организм.
Установите соответствие.

А – Организм; Б – Жизнедеятельность; В – Питание; Г – Дыхание; Д – Рост;
Е – Развитие; Ж – Обмен веществ; З – Выделение; И – Размножение. К – Органы.
1. Увеличение растения в размерах.
2. Процессы, протекающие в организме и обеспечивающие ему возможность существования.
3. Части организма растения, выполняющие в нём определённые функции и имеющие особое строение.
4. В течение всей своей жизни растение приобретает новые свойства.
5. Газообмен, в процессе которого растение потребляет из окружающей среды кислород, и выделяет в окружающую среду углекислый газ.
6. Процесс поступления веществ в организм, их превращения и выделения продуктов жизнедеятельности.
7. Благодаря этому свойству жизнь продолжается из поколения в поколение.
8. Получение организмом питательных веществ и энергии.
9. Живая система, способная к самостоятельному существованию.
10.Процесс удаления ненужных, а часто и ядовитых веществ из организма.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Д
Б
К
Е
Г
Ж
И
В
А
З



Растения в течение своей жизни постоянно взаимодействуют с окружающей средой. Они способны жить только там, где находят благоприятные условия для жизни: питания, размножения, роста и развития. Если нужных растениям условий нет, то они в этой среде жить не могут.
Условия окружающей среды, от которых зависит жизнь организма, называют факторами среды.

ФАКТОРЫ СРЕДЫ
(экологические факторы)

Абиотические Биотические Антропогенные
*вода *животные *человек
*свет * растения
*температура *грибы
*минер. вещества *бактерии

СРЕДЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

Водная Наземно-воздушная Почвенная Организменная
Мало света, кислорода. Много света, воздуха. Мало кислорода. В организме хозяина много
На дне водоёма совсем Большие колебания t и влаги Почвы разных природных питательных веществ.
темно, давление. В зависимости от сезона, зон имеют свои особенности:
t +4; +25
·С, мин. вещ. Времени суток, географического влажные, сухие, подзолистые,
положения, ветер. Переувлажнённые тундровые
почвы, вечная мерзлота.

Задание на дом: §§ 2-3, стр. 13- 20, тетрадь – задание № 5-6.


15