Конспект открытого урока по ИЗО Объемные изображения в скульптуре

Открытый урок по ИЗО: «Объемные изображения в скульптуре»
Цель: Познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений, связью объёма с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами.
Задачи: - воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству;
- учить создавать объёмные изображения животных, используя пластилин;
-формировать потребность в самовыражении;
Оборудование: презентация «Объемные изображения в скульптуре»; пластилин, ткань для протирки рук, клеенка, ножи для пластилина, стеки.
План урока.
Организационный момент
Домашние задание
Сообщение темы урока
Изучение нового материала
Постановка художественной задачи. Практическая работа.
Итог урока.
Ход урока.
Организационный момент. Проверка готовности рабочего места. Проверка отсутствующих.
Запись домашнего задания. ( Бумага, гуашь, кисти, краски)
- Ребята, посмотрите и скажите, произведения какого вида искусства вы видите на доске? (Скульптуры.)
- Как вы думаете, случайно ли они попали сюда? (Нет, не случайно.)
- О чём же пойдёт речь сегодня на уроке? (О скульптуре.)(слайд 1)
- Слово «скульптура» нам известно уже давно, но вот какими возможностями обладает объёмное изображение, какие виды скульптурных изображений существуют, мы познакомимся сегодня на уроке. Кроме того, вы сами побываете в роли скульпторов и создадите из пластилина скульптуру животного.
IV. -Скульптура – древнейший вид искусства, возникший на заре существования человечества. Что же представляет собой скульптура и чем она отличается от других видов искусства? (Слайд 2.) В живописи изображение создаётся красками на плоскости холста. Скульптура, в отличие от живописи, имеет настоящий, реальный, а не изображённый объём. Круглую статую можно обойти и увидеть со всех сторон, оценив разные точки зрения. К скульптуре можно прикоснуться рукой, ощутить шероховатую или гладкую поверхность камня, округлость формы. Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твёрдых материалов. (слайд 3)
- Что изображает скульптура?
Основной предмет изображения в круглой скульптуре – человек, хотя иногда скульпторы изображают животных и птиц, а ещё реже – неодушевлённые предметы. (Слайд 4-9.) Возможности скульптуры существенно отличаются от возможностей живописи. В круглой скульптуре весьма сложно воспроизвести картины природы, нельзя показать особенности воздушной атмосферы.
- Где можно встретить скульптуру?
- Скульптура создаётся в мастерской скульптора, а встречается она повсюду на улицах и площадях городов, среди зелени парков, на фасадах зданий, в тишине музейных залов и в комнатах современных квартир. Скульптор создаёт своё произведение в расчёте на определённое окружение. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, и художественные особенности её формы. (Слайд 10.)
- Существует несколько видов скульптуры. Скульптура делится на монументальную, парковую, скульптура малых форм и рельеф. (слайд 11)
Скульптурные памятники, статуи, парковая культура – это монументальные формы скульптуры. Они связаны с природным окружением.
-И так, о монументальной скульптуре нам расскажет Кристина.
Монументальная скульптура – это памятники, воздвигнутые в честь исторического события или изображающие выдающегося человека. В них проявляется способность скульптуры воплощать в обобщённых образах великие идеи. Чем грандиознее замысел, там больше ваятель должен проявить творческой фантазии, чтобы добиться ясности и выразительности пластических форм. (слайд 12- 14)
- Так же, про еще один вид скульптуры- парковый. Об этом виде расскажет Милана.
Парковая скульптура- мраморные и бронзовые статуи часто встречают нас на аллеях старинных парков, украшают фонтаны. Такая скульптура обычно не выражает больших, значительных идей. Она служит для украшения природной среды: искусная рука ваятеля словно соревнуется с природой в создании совершенных форм. (слайд 15-18). (Показать остальные виды скульптуры в презентации).
- Так же существует два основных вида пластики: круглая скульптура и рельеф. Круглая скульптура «живёт» в свободном пространстве, её можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Рельеф подобен объемному рисунку, выполненного в глине или в камне. На ровной поверхности камня. Дерева или другого материала скульптор вылепливает, вырезает или высекает изображения фигур, предметов, нередко создавая сложные сюжетные композиции.
- Существуют, еще два основных вида рельефа. Посмотрите, вот они. (слайд 23-25)
Барельеф – низкий, достаточно плоский рельеф. Используют на медалях и монетах, для украшения архитектурных сооружений.
Горельеф – высокий рельеф, скульптурное изображение отступает от фона и даётся почти в полный объём. В горельефе фигуры кажутся очень выпуклыми, почти круглыми. Иногда они выглядят как статуи, приставленные к плоскости гладкого фона.
- Так же есть несколько видом материалов скульптора:
Мягкие материалы – это глина, пластилин, воск. Работая с этими материалами, скульптор, собственно говоря, занимается лепкой – он вылепливает, постепенно наращивая объём будущей статуи.
Твёрдые материалы – различные камни – мрамор, известняк, песчаник, а также дерево и слоновая кость. Из твёрдого, прочного камня с древнейших времён высекали скульптуры гробниц и храмов (слайд 26-31).
V. Постановка художественной задачи. Практическая работа.
- Вам уже приходилось быть скульптором. Лепили вы из пластилина, из песка, из снега, из теста.
- Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора и выполнить фигуру какого-либо животного . Изображение животных во всех видах изобразительного искусства называют анималистическим жанром.
Перед работой пластилин нужно разогреть в руках и размять, чтобы он стал мягким, пластичным. Если внимательно посмотреть, то в этом комке можно увидеть намёк на будущее изображение. ). Каждый сам для себя определяет, кого он будет лепить. Так же, для работы можно использовать фольгу и природный материал, т.е например за основу туловища, можно взять желудь, облепив его пластилином. Очень интересный вариант скульптуры может получиться из алюминиевой фольги. Из фольги можно лепить, накладывая ее слой за слоем и придавая пальцами нужную форму. Посмотрите, на столе стоят работы, выполненные ребятами в прошлом году, так же на слайдах представлены примерные работы (слайд 32-34).
Итог урока.
Выставка работа учащихся.
- Что нового узнали сегодня на урока?
- Какие материалы вы использовали при выполнении скульптуры?


Монументальная скульптура – это памятники, воздвигнутые в честь исторического события или изображающие выдающегося человека. В них проявляется способность скульптуры воплощать в обобщённых образах великие идеи. Чем грандиознее замысел, там больше ваятель должен проявить творческой фантазии, чтобы добиться ясности и выразительности пластических форм.



Парковая скульптура- мраморные и бронзовые статуи часто встречают нас на аллеях старинных парков, украшают фонтаны. Такая скульптура обычно не выражает больших, значительных идей. Она служит для украшения природной среды: искусная рука ваятеля словно соревнуется с природой в создании совершенных форм.
Заголовок 2 Заголовок 315