Разработка урока по всеобщей истории Османская империя в XIV — XVIвв.


Амвросиевская общеобразовательная школа I-III ступеней № 6
администрации Амвросиевского района ДНР

































Тур Лариса Ивановна,
специалист высшей категории, учитель-методист
2016 год


Структура плана-конспекта урока
Всеобщая история, 7 класс

Тема «Турки- османы в борьбе против христианского мира»

Тема урока «Османская империя в XIV-XVI в.в.»
Цели урока:
Определять особенности власти Османской империи и роль армии в ней.
Помочь учащимся понять причины военных успехов турок- османов и причины упадка Османской империи.
Сопоставлять и анализировать исторические факты, работать с исторической картой, документами, ребусами.
Развития мышления и умения формулировать вопросы к тексту и по тексту.
Применять и объяснять понятия «военно-феодальное государство», «империя», «янычары», «халиф».
Воспитывать неприятие завоевательных войн как метода государственной политики и разрешения межнациональных конфликтов.
Ожидаемые результаты для учащихся. После этого урока вы сможете:
1. Определять особенности власти Османского государства и роль армии в нем.
2. Характеризовать внешнюю политику султана Мехмеда II.
3. Показывать на карте рост территории Османской империи в XVI веке и называть завоеванные народы.
4. Различать причины и последствия упадка Османской империи.
5. Характеризовать вклад народов Ближнего Востока в мировую культуру.
6. Высказывать собственные суждения о негативном влиянии завоевательных войн на развитие государства.
Сумеете ответить на ключевой вопрос «Почему даже такое государство как Османская империя теряет свое могущество и все-таки распадается?»
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний
Форма урока: комбинированный
Основные понятия и термины: турки-сельджуки, турки-османы, военно-феодальное государство, империя, халиф, гайдуки, янычары, сипахи.
Основные даты: конец XIIIв., 1453г., 1389г., конец 16в.
Исторические личности: Мехмед II, Селим I, Cулейман I, Селим II, Роксолана.
Методическое обеспечение: Всеобщая история: История средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – М.: Просвещение, 2016; исторический атлас: Всемирная история, мультимедийная доска и проектор, диск CD RW c презентациями «Османская империя в XV-XVII вв.», «Культура Османской империи»); рабочая тетрадь для изучения темы; мини-хрестоматия, таблицы «Гибель Византии и появление Османской империи», «Османская империя в XVI в.», карточки с заданиями, ребусы, иллюстрации, листы самооценки, фломастеры, листы чистой бумаги.
Дополнительные источники информации:
1. Энциклопедия для детей: Т. 1. Всемирная история. – 4-е изд., испр. и перераб./ Глав. Ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1997.- 688с.: ил.
2. Энциклопедия для детей: Т. 7. Искусство. Ч.1. – 2-е изд., испр. / Глав. Ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1998.- 688с.: ил.
3. Энциклопедический словарь юного историка:( Всеобщая история)/ Сост.Н.С. Елманова, Е.М. Савичева.– М.: Педагогика-пресс, 1994.- 448с.: ил., карты;
4. Интернет-ресурсы : http: // forumka. az/index; ru.wikipedia. org-империя; www. varvar. ru/arhiv/slovo/sultan. html.; www. turkey. ru/lenta/culture; news. siona. ru/ culture/id_11108/; turkeu –tours. in. ua/tag/kultura-turcii. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Легенда гласит: Слайд 1
«В 13 в. в Малую Азию перекочевало из Средней Азии
400 кибиток с племенами турок- османов.
Прошли века, и потомки Османа штурмом взяли
Константинополь, покорили десятки стран на трех
материках и стали реальной угрозой христианской Европе».
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация опорных знаний и умений
Вступительное слово учителя:
Учитель зачитывает эпиргаф-легенду из гипертекста.
Как эта легенда связана с темой урока?
Где, когда и кем была образована Османская империя? (в конце XIII века, на с-з Малой Азии, на месте распавшегося государства турок-сельджуков, султаном Османом. Столица – Адрианополь (Эдирне). Слайд 2
Поработайте с картой «Османская империя в XIV-XVвв.» - с. 211 учебника) и таблицей, сделайте выводы:
В 13 веке на территории Балканского полуострова располагалось три больших государства.

Болгария
Сербия
Византия

В 12 в. освободилась из под власти Византии. В сер.14 в. распалась на три независимых государства, а в конце века – на 500 лет попала под власть османов.
В 14 в. распалась на феодальные владения, враждовавшие между собой 1389г. – поражение в битве на Косовом поле (Милош Обилич). Через 70 лет попала под власть султана.
После 4-го крестового похода (1202-1204гг.) - очень ослабла. Крестоносцы захватили и ограбили Константинополь, создали там Латинскую империю и больше не ходили на Иерусалим.

В 14 в. государства Балканского полуострова были ослаблены междоусобными войнами и борьбой с турками-османами.
Как связаны понятия «Византия» и «османы»? материал учебника с.208 (в борьбе с покоренными народами Византия часто прибегала к помощи турок-османов).
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
На экране появляется (Слайд 3 – визитная карточка современной Турции). Звучит турецкая народная музыка(Habibi).
Учитель: Османская империя – страна чудес. Это одна из самых интересных и колоритных стран не только Ближнего Востока, но и всего мира. Ни одна страна так не манит запахом пряностей, рубиновым закатом, лазурным морем, приторным лукумом, нежной баней и шелковыми платками танцовщиц
Сегодня на уроке мы познакомимся с самым значимым и интересным периодом османской истории, будем говорить о взлетах и падении империи - о том периоде ее истории, который турецкие историки называют временем «остановки», прочувствуем всю сложность и противоречивость изучаемого периода.
Наш век пройдет, откроются архивы
И все, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.
Вождей иных тогда померкнут лики
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда!
IV. Сообщение темы урока и ожидаемых результатов.
Итак, тема сегодняшнего урока «Османская империя в XIV-XVI вв.» (Слайд 4)
Познакомьтесь с планом нашего урока (Слайд 5) и запишите его в тетради.
Османская империя в XIV-XVI вв.: особенности организации власти и роль армии в ней.
Внешняя политика Османской империи.
Упадок Османской империи.
Достижения культуры.
Не повторяясь, попробуйте сформулировать ваши ожидания от урока, используя предложенную в тетрадях заготовку. Метод незаконченного предложения:
- «Я надеюсь узнать побольше »
- «Хочу аргументировать »
- «Хочу проанализировать»
- «Я смогу дать собственную оценку »
(один ответ учащиеся записывают на «листочках», вырезанных из цветной бумаги, потом прикрепляют их на дерево желаний).
Молодцы. Я тоже написала свои ожидания от урока, давайте, их сравним и выясним, насколько синхронно мы мыслим (Слайда 6):
После этого урока вы сможете:
1. Определять особенности власти Османского государства и роль армии в нем.
2. Характеризовать внешнюю политику султанов.
3. Показывать на карте рост территории Османской империи в XVI веке и называть завоеванные народы.
4. Определять причины упадка Османской империи.
5. Характеризовать вклад народов Ближнего Востока в мировую культуру.
6. Высказывать собственные суждения о негативном влиянии завоевательных войн на развитие государства.
Сумеете ответить на ключевой вопрос «Почему даже такое государство как Османская империя теряет свое могущество и все-таки распадается?»
( У вас в тетрадях есть листы самооценки, по которым в конце урока вы должны будете оценить свою работу)
Изучение нового материала (его первичное восприятие)
«Османская империя в X IV-XVI вв.»:
Учитель дает историческую справку: (в ходе, которой все учащиеся выписывают новые понятия и их значение, а один – записывает понятия на флип-чарте). Османская империя, созданная в результате завоевательных походов султанов, занимала на рубеже XVXVI вв. огромную территорию в трех частях света в Европе, Азии и Африке. Учитель показывает эти территории на карте (Слайд 7). Управление этим гигантским государством с разноплеменным составом населения, традициями было делом непростым. Главными слагаемыми успеха были: политика централизации и укрепления политического единства, хорошо отлаженная военная машина и военно-феодальная система землевладения. (Слайд 8). Во главе государства стоял султан. Его называли «тенью Бога на земле», поэтому личность его была неприкосновенной и священной. Это был главный собственник земли. Султан управлял государством с помощью высшего совета – Дивана, работой которого руководил великий визирь – второе лицо в государстве. Он ведал гражданскими, военными, финансовыми, иностранными и хозяйственными делами. Духовную жизнь империи контролировал шейх-уль-ислам. Он следил за соблюдением исламского права, ему подчинялись муллы и судьи. Турецкое правительство и дворец, где оно находилось, назывались Высокая порта. Поэтому и за Османской империей впоследствии закрепилось название Блистательная, или Высокая порта.
Сложившееся государство было военно-феодальным (Слайд 9). Вся земля находилась в собственности государства. Пожалование земли сопровождалось обязательством феодала. За счет налогов, собираемых с крестьян (основной массы населения страны), он должен был в нужный момент снарядить определенное число воинов. Турецкий феодал (сипахи) был избавлен от хозяйственных забот. Его обогащение напрямую зависело от того, как он выполняет свои воинские обязанности, поэтому феодал-воин не считал свои доходы от пожалованных султаном земель основными. Главное он видел в завоевании новых территорий и их ограблении. Военно-феодальная организация османского государства постоянно укреплялась. Помимо войск феодалов, было создано специальное войско янычар. Они находились на денежном жаловании у султана и не имели никаких связей с местным населением. Янычары были профессиональными воинами и являлись ударной силой султана, как на войне, так и в его отношениях с феодальной знатью.
Зачитайте, какие новые понятия вы выписали.
Работа в парах (3 варианта) над историческими текстами из гипертекста. Каждая пара получает карточки с заданием. По окончанию работы обучающиеся озвучивают полученную информацию.
Задание: ознакомиться с текстами № 1-3:
1-й вариант - Османское войско. Янычары. - Проанализировать график «Изменение численности янычарской пехоты в XIV - XVII вв.». Ответить на вопрос, чем это объяснялось? (Численный рост янычарской пехоты объяснялся расширением завоеваний османов в рассматриваемый период).
2-й вариант – Османская артиллерия XVI в. – Назвать главное нововведение в османскую военную практику в XV - начале XVI вв. (производство огнестрельного оружия и его применение на полях сражений).
3-й вариант – Османское войско в походе. – Назвать составляющие османского войска и дать его краткую характеристику (пехота, артиллерия, конница; мобильное, боеспособное, многочисленное).
Всем обучающимся предложен – Турецкий марш. Задание: прослушайте фрагмент «Турецкого марша», отметьте, какие чувства у вас возникают? (чувство нарастающей угрозы, тревоги).
Прослушав ответы, о
·бучающиеся сами подводят промежуточный итог о значении армии в военно-феодальном государстве (Слайд 10).
Учитель: Период XVIXVII вв. характеризуется как наивысшая турецкая экспансия. Рассмотрим его.
2. Внешняя политика Османской империи.
Фронтальная самостоятельная работа: прочитайте гипертекст текст № 4 «Завоевания османов», проанализируйте его содержание. Обсуждение происходит методом беседы.
- Чем был обусловлен успех турецкой армии? (1-я гр.)
Демонстрация видеофрагментов «Гибель Константина», «Завоевание Константинополя».
- В чем проявилась двойственность политики правителя? (2-я гр.) (Слайд 11),
Мозговой штурм.
Учитель: Император Византии предлагал турецкому султану взять себе все города, но оставить ему, императору, столицу, за что император будет платить султану ежегодную дань. Но султан отверг эти предложения и ответил, что «сабля и религия неразделимы» и потребовал сдачи Константинополя. «Я могу делать все, что мне угодно. Оба берега Босфора принадлежат мне: тот, восточный, потому что на нем живут османы, а тот, западный, потому вы не умеете его защищать».
- Как вы понимаете слова: «Сабля и религия неразделимы»? (опора султана – сильный воин-мусульманин).
- А еще Мехмед II говорил: «Не положу оружие, доколе в Европе останется хоть один христианин». Достаточно ли этих сведений, чтобы считать его темным человеком и варваром. Почему? (Нет, он не темный человек, он предан своей вере).
- Назовите направления завоевательных походов. (3-я гр.) (Слайд 12).
- Каковы были последствия завоевательных походов для Османской империи и покоренных народов? (вопрос всем).
Физкультминутка
На истории сидели.
Руки, ноги занемели.
Руки вверх, руки вниз.
Вправо, влево повернись
И соседу улыбнись.
Хлопалка - физминутка (кто относит себя к данной категории, хлопает, кто нет – топает)
–прекрасная половина человечества.
– наша защита и оборона.
– кто любит вкусно поесть.
– кто против курения.
– кто ни разу не опаздывал на уроки.
– кто любит каникулы.
– кто готовился сегодня к уроку.
– у кого прекрасное расположение духа.
Молодцы, продолжаем нашу работу.
Объяснение учителя: Завоевательную политику Мехмеда II продолжали его наследники (Слайд 13), одним из которых был, Селим I Грозный (1512-1520гг.). Его войска захватили даже Мекку и Медину, а по исламской традиции, тот, кто владеет этими землями, имеет религиозную власть в мусульманском мире и, поэтому, Селим I и его преемники Сулейман I, Селим II стали называть себя халифами. Но наивысшего могущества Османская империя достигла при султане Сулеймане I Законодателе (Кануне) (1520-1566гг.), которого в Западной Европе называли Великолепным. Какая ассоциация у вас возникает при упоминании прозвища этого правителя? «Законодатель» = «Закон».
Работа с картой: (по группам) «Османская империя в XVI- XVII вв.» (Слайд 14 ): пользуясь картой атласа «Османская империя в XVI- XVII вв.» назовите и покажите территории и народы, которые турки-османы захватили к:
1 вариант: к 1512г. (Константинополь, Балканы, Малая Азия, Молдавия, Валахия, Крым);
2 вариант: к 1520г. (Иран, Курдистан, Северная Месопотамия, Армения, Западная Грузия, Египет, Сирия, Палестина, Ливан, Хиджаз (Западная Аравия).
3 вариант: к 1566г. (Северная Африка (Алжир, Триполи), Передняя Азия, о. Родос, Месопотамия (Ирак), часть Венгрии, западная часть Армении, Грузии).
Учитель: Так в ходе чего же было создано Османское государство? (захватнические войны). Было ли оно однородным? (Нет. Его населяли различные по национальному и религиозному признаку народы). В каком положении были завоеванные народы? (по тексту).
Работа в парах: Закрепление материала проводится путем взаимопроверки по карточкам, на которых написаны по 1 даты и по 3 понятия: 1-я- 1389г., империя, сипахи, халиф; 2-я- 1453г., турки-османы, военно-феодальное государство, янычары. Детям дается 1 минута, чтобы повторить материал в парах?
Упадок Османской империи
Пользуясь гипертекстом № 5, давайте вместе определим «Причины ослабления Османской империи».
1.Борьба покоренных народов
2.Укрепление собственности феодалов на землю.
3.Империя создана силой оружия и была непрочной.
Промежуточный итог: Османская империя была создана мечом и, мечом поддерживалось ее существование. Неспособность османской военной машины в изменившихся условиях обеспечить дальнейшую территориальную экспансию и ограбление соседей лишало османское общество возможности и далее развиваться. И никакие реформы не могли разрешить кризиса. Поэтому неслучайно период конца XVIв. турецкие историки называют временем «остановки».
4. Достижения культуры Османской империи
Творческое опережающее задание. Один из учеников презентует результат самостоятельного изучения вопроса «Культура Османской империи» (см. презентацию «Культура»).
Закрепляющая беседа:
- Какие достижения культуры позволяют назвать Османскую империю конца XVI в. одной из самых колоритных стран не только Ближнего Востока, но и всего мира? (Ответ на этот вопрос одновременно будет и промежуточным выводом: Период XIV-XVI вв. – поистине золотое время в развитии турецкой культуры. Многие шедевры и традиции того времени сохранились до наших дней. Среди них произведения литературы и искусства, научные трактаты и архитектурные сооружения, создателями которых были как сами турки, так и население покоренных ими государств).
VI. Систематизация и обобщение новых знаний и умений проводится по методу «6 шляп мышления» (Слайд 15). Учащиеся делятся соответственно на 6 групп.
Затем учитель предлагает учащимся ответить на ключевой вопрос «Почему даже такое мощное государство как Османская империя все-таки распадается и теряет свою былую мощь?»
Учащиеся отвечают на вопрос, используя метод «Пресс»
Учитель: Сегодня на уроке вы познакомились с очень важным и интересным периодом османской истории, говорили о могуществе и ослаблении империи, знакомились с историческими личностями, культурными достижениями страны. Умело высказывали собственные суждения о сложности и противоречивости изучаемого периода. Ваша работа была очень плодотворной и разнообразной. Вы были аналитиками, исследователями, биографами, вместе с султанским войском выступали в завоевательные походы, вас беспокоила судьба покоренных народов. Вернемся к нашему эпиграфу:
Наш век пройдет, откроются архивы
И все, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.
Вождей иных тогда померкнут лики
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда!
- Что же было по праву великим? (Не походы, не завоевания, а вклад в мировую сокровищницу культуры)
Разгадайте ребусы: «Османы», «Империя», «Султан», «Янычары» - дайте определения этим понятиям.
Работа с компьютером.
Собери пазл: определите, кто изображен на картинке. Что вы о нем знаете? (Осман 1 – основатель империи).
Контроль знаний:
1.Глава Османского государства носил титул:
А) царя; Б) короля; В) султана; Г) богдыхана.
2. Турецкий султан Мехмед ІІ Фатих (Завоеватель) правил в:
А) 1450-1480 гг.
Б) 1451-1481 гг.
В) 1461-1491 гг.
Г) 1470-1495 гг.
3. При каком султане Османская империя достигла наивысшего могущества:
А) Селиме I;
Б) Сулеймане I;
В) Мехмеде II;
Г) Селиме II.
4. Болгарские и сербские партизаны, которые боролись против турок-
завоевателей, назывались:
А) гезами; Б) гайдуками; В) гугенотами; Г) янычарами.
5. Осада турецкими войсками Константинополя и овладения им состоялось:
А) 1451г., 7 апреля-29 мая;
Б) 1453г., 7 апреля-29 мая;
В) 1452г., 7 апреля-29 мая.
Г) 1454г., 7 апреля-29 мая.
6. Турки-османы завоевали:
А) Сербию;
Б) Иран;
В) Англию;
Г) Киевскую Русь;
Д) Афганистан;
Е) Византийскую империю.
Г) «Союзом трех императоров».
7. Власть султана в Османской империи:
А) ограничивалась служителями мусульманской религии;
Б) была неограниченной;
В) ограничивалась советом представителей крупнейшей знати;
Г) ограничивалась янычарами.
8. Школы в Турции создавались при мусульманских храмах и назывались:
А) мечетями;
Б) минаретами;
В) медресе.
Г) михрабы;
9. Приведите в соответствие понятия и их значения:
1) султан а) турецкий феодал, получавший земельные пожалования
за несение военной службы;
2) диван б) тип государства, отличавшегося огромной территорией
и амбициями на мировое господство;
3) империя в) турецкая регулярная пехота, созданная XIV в.;
4) сипахи г) правительственное учреждение по административным и судебным делам;
д) титул мусульманского светского правителя;
1)__д____; 2)____г__; 3)__б____; 4)__а____.
10. Найдите пару - султан и его прозвище:
1) Селим I; а) Законодатель;
2) Сулейман I; б) Завоеватель;
3) Мехмед II; в) Пьяница;
4) Селим II. г) Справедливый;
д) Грозный.
1)_д_____; 2)_а_____; 3)__б____; 4)__в____.
VII. Рефлексия и подведение итогов урока
1). Посмотрите на наше дерево желаний. Снимите по очереди листочки, все ли ваши ожидания исполнились? Сопоставьте ожидаемые результаты с реальными. Если все - хорошо, а если остались не исполненными, доработайте материал дома.
2). Дайте самооценку своей работы на уроке по данным критериям (см. в тетради)
1. Материал понятен (1б.)
2. Могу показывать по карте обозначенные территории (1б.)
3. Принимал (а) участие в работе группы (1б.)
4. Знал (а) ответ на проблемный вопрос (1 б.)
6. Смогу рассказать, что узнал (а) на уроке (1 б.) оценка
Вывод: Давайте подведем выводы на открытый микрофон
- Какой период османской истории мы рассматривали?
- Что нового вы узнали?
- Какие формы работы вам понравились, почему?
(Учитель оценивает работу учащихся на уроке). У кого самооценка совпала с моей оценкой? У кого выше? У кого ниже? Надеюсь, вы так же плодотворно и творчески поработаете над выполнением домашнего задания.
VIII. Инструктаж по домашнему заданию.
- Обязательное задание: прочитать параграф 25 учебника, выучить даты, работать с картой, выписать значение новых слов.
- По выбору: к изученной теме: придумать кроссворд (10-12 слов); творческое задание: «Если бы вам предложили написать картину о событиях в Османской империи, какое бы событие вы изобразили?».








13PAGE 15


13PAGE 14815