Дидактический материал на тему: Империя Великих Моголов и Османская империя на рубеже XVII – XVIII вв.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия №1
г.о. Железнодорожный. Московской области













Дидактический материал:
Империя Великих Моголов и Османская империя на рубеже XVII – XVIII вв.


















Составитель: Андриади Владимир Александрович,
учитель истории
















2015 год
Тема урока:
Империя Великих Моголов и Османская империя на рубеже XVII – XVIII вв.
Задачи:
Образовательные:
1) Рассказать об устройстве государства в империи Великих Моголов и Османской империи на рубеже XVII – XVIII вв.
2) Рассказать о личностях правящих династий в империи Великих Моголов и Османской империи на рубеже XVII – XVIII вв.
3) Объяснить причины и значения проводимых реформ внутри государств: империя Великих Моголов и Османская империя.
4) Обозначить основные волнения, проходившие в империи Великих Моголов и Османской империи на рубеже XVII – XVIII вв.
5) Объяснить положение империи Великих Моголов и Османской империи на международной арене.
6) Объяснить значение таких понятий и терминов: вакуф, джагир, замин, джизья, фактория, пашалык, варна, джихад, сикхизм, ваххабизм.
Воспитательные:
1) Развить у учеников на основе изученного материала: а) толерантное отношения к другим государствам; б) уважительное отношение к культуре и традициям других народов.
2) Объяснить «природу» и вредоносное значение таких понятий, как деспотия и коррупция.
3) Развить у учеников такие понятия добродетели, как равенство, солидарность, свобода, дружба, преданность и патриотизм.
Развивающие:
1) Развить у учеников умения: а) сравнивать полученную информацию; б) интерпретировать полученными знаниями; в) доказывать свою точку зрения; г) работы с источником информации и контурной картой.
Ценностный ориентир:
Неуважение, деспотия и коррупция – главные причины краха любого государства.
План объяснения нового материала:
1) Географическое положение, социально-экономическое и политическое устройство империи Великих Моголов и Османской империи на рубеже XVII – XVIII вв.
2) Личности Аурганзеба, Мустафы II, Ахмеда III, их внутренняя и внешняя политика.
3) Волна недовольств и восстания в империи Великих Моголов на рубеже XVII – XVIII вв.
4) Взаимоотношения Османской империи со своими пашалыками.
5) Итоги правления Аурганзеба и Ахмеда III. Начало колониальной экспансии.
Оборудования урока:
1) Учебник: Алексашкина Л.Н., Головина В.А. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс.
2) Макет доски:
Империя Великих Моголов и Османская империя на рубеже XVII – XVIII вв.
Д/З. Глава 20-21 (страницы 337-335),
вопросы к главе, познавательные задания,
ответить на тестовые вопросы.
План объяснения нового материала:
1) См. план объяснения нового материала (стр. 2-3).
Основные даты и имена:
Аурганзеб, Мустафа II, Ахмед III, Амджазаде Кёпрюлю Хусейн, Шиваджи, Гобинд.
1656 год – маратхское восстание.
Рубеж XVII – XVIII вв. - сикхское восстание.
1653-1707 год – правление Аурганзеба в империи великих Моголов.
1695-1703 год – правление Мустафы II в Османской империи.
1703-1730 год – правление Ахмед III в Османской империи.
1710-1713 год – русско-турецкая война.
Понятия и термины:
Вакуф – в мусульманском праве имущество переданное государством или частным лицом в пользу священных мест, которое по своему характеру является неотчуждаемой собственностью.
Замин – земля, находящаяся в наследственной собственности у феодала.
Джагир - господствующая форма феодального землевладения в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] XVIXVIII вв. Владелец джагира (джагирдар) фактически являлся полновластным правителем своего владения, получал в свою пользу часть земельного налога и был обязан за это содержать определённый отряд наёмной конницы; при этом формально вся выделенная в джагир земля продолжала принадлежать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Численность войска, размер налога и участка соответствовали рангу военачальника.
Фактория - торговое поселение, образованное иностранными (чаще всего европейскими) купцами на территории другого государства или колонии.
Пашалык – вассальная территория, входящая в Османскую империю, в которой правят доверенные лица султана из вассальных владений, либо турецкой знати (паши).
Этнос – группа людей, объединенных общими признаками, субъективного или объективного характера.
Джизья – подушная подать с иноверцев в мусульманских государствах.


3) Карты:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Империя Великих Моголов.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Османская империя.
4) Таблица:
Страны
Экономическая сфера
Социальная сфера
Религиозная сфера
Культурная сфера

Империя Великих Моголов





Османская империя






Литература для учеников:
1. Наглядный справочник по истории 10-11 классы. Авторы: Гисем А.В., Мартынюк А.А - 2007.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2012.
Литература для учителя:
Антонова К. А. Английское завоевание Индии в XVIII в. - М., 1958;
Антонова К.А. Новые архивные документы о борьбе Тиму Султана против анлийских захватчиков в конце XVIII в.// В кн.: Проблемы истории национально-освободительных движений в странах Азии. М., 1963;
Антонова К.А. О генезисе капитализма в Индии (XVII – первая половина XIX в.).// Советское востоковедение, №6, 1957;
Ашрафян К.З. Общинное и частное землевладение в Могольской Индии (по земельным документам XVI – середины XVIII в.).// Восток, №2, 1996;
Бошам Д ж., Английский империализм в Индии, пер. с англ., М., 1935;
Ванина Е.Ю. Гибель Майсурского государства.// Вопросы истории, №1, 1997;
Всемирная история. М. 1958. Т.4;
Гордон-Полонская Л. Р., Освещение народного восстания 1857-1859 гг. в Индийской и пакистанской периодической печати, в сборнике: Индия, М., 1959 (Уч. записки института востоковедения АН СССР, т. 20);
Добролюбов Н.А. Взгляд на историю и современное состояние Ост-Индии.// В
кн.: Добролюбов Н.А. Полное собрание сочинений в шести томах, М., 1963, Т.3;
Куринкин О.Ю. С.Ч. Бос и молодежное движение в Индии (конец 20-х – начало 30-х гг. XIX века). Барнаул, 1998;
Лосев Ю.И. Экономическая и политическая деятельность британской Ост-Индской компании в Индии (XVII-XVIII вв.). М., 2001;
Люстерник Е. Я., Русско-индийские экономические, научные и культурные связи в XIX в., М., 1966;
Маркс К. Британское владычество в Индии.// Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.9;
Маркс К. Будущие результаты британского владычества в Индии. Собр. соч. 2-е изд. Т. 9;
Ментешашвили И.Ш. Соприкосновение цивилизаций Запада и Востока в период деятельности в Индии английской Ост-Индской компании. Тбилиси, 1998;
Мостерник Е.Я. Народные движения в Индии в 80-х гг. XIX века.// В сб. Индия: современность и история. М., 1974;
Народное восстание в Индии. 1857-1859. - М., 1957;
Общественно-политическая и философская мысль Индии. Сб. статей, М., 1962;
Осипов А. М., Великое восстание в Индии. 1857-1859, М., 1957;
Райков А. В. Пробуждение Индии, М., 1968;
Рейснер И.М. Народные движения в Индии в XVII-XVIII веках. М., 1961.
Хрестоматия по новой истории. М., 1965. Т.1. С. 478–482.
Синха Н. К. и Банерджи А. Ч., История Индии, пер. с англ., М., 1954;
Неру Д ж., Открытие Индии, пер. с англ., М., 1955;
Библиография Индии, М., 1965;
Паниккар К. М., Очерк истории Индии, [пер. с англ.], М., 1961;
Касты в Индии. [Сб. статей], М., 1965.
Бациева С. М. Историко-философское учение Ибн Халдуна.- СВ. М., 1958.
Будагов Л. 3. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. Т. 1-2. СПб., 1869-1871 (М., 1960).
Гарбузова В. С. Поэты средневековой Турции. ЛГУ, 1963.
Гасратян М. А., Орешкова С. Ф., Петросян Ю. А. Очерки истории Турции. М., 1983.
Данциг Б. М. Ближний Восток в русской науке и литературе. М., ' 1973.
Д'Оссон М. Полная картина Оттоманской империи. Т. 1. СПб., 1795.
Достян И. С. Борьба сербского народа против турецкого ига (XV- начало XVIII в.). М., 1958.
Еремеев Д. Е. Этногенез турок. М., 1971.
Желтяков А. Д. К вопросу о вестернизации Турции в новое время (по концепции турецкого историка Т. Тунайя).- Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. 2. Л., 1968.
Желтяков А. Д. Печать в общественно-политической и культурной жизни Турции (1729-1908 гг.). М., 1972.
Иванов Н. А. О типологических особенностях арабо-османского феодализма-НАА. 1978, № 3.
Кальди-Надь Д. Турецкие реестровые книги муката'а как исторические источники.- Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. М., 1964.
Каменев Ю. А. Некоторые источники трактата Ибрахима Мютеферри- -ка "Мудрые принципы устройства народов".- Ученые записки ЛГУ. Вып. 20. Востоковедение. Л., 1977.
Кантемир Д. Книга систима или состояние мухаммеданской религии. СПб, 1722.
Крачковский И. Ю. Арабская географическая литература.- Избранные сочинения. Т. 4. М.- Л., 1957.
Крылова Т. К. Русская дипломатия на Босфоре в начале XVIII в. (1700-1709 гг.).-ИЗ. Т. 65. 1958.
Литература Востока в новое время. М., 1975.
Маштакова Е. И. Новые явления в турецкой культуре XVIII в. (к постановке вопроса).- Проблемы истории Турции (сборник статей). М., 1978.
Маштакова Е. И. О турецких сефаретнаме (из истории литературы XVIII в.).- Problemy literatur orientalnych (Материалы II Международного симпозиума). Warszawa, 1972.
Маштакова Е. И. Сефаретнаме как жанровая форма турецкой литературы XVIII в.- Тюркологический сборник 1973 г. М., 1975.
Маштакова Е. И. Турецкая литература конца XVII - начала XIX в. К типологии переходного периода. М., 1984.
Мейер М. С. Влияние "революции цен" в Европе на Османскую империю-НАА. 1975, № 1.
Мейер М. G. Восстание городских низов Стамбула в 1730 г. (Причины и характер).-НАА, 1963, № 4.
Мейер М. С. К вопросу об изменениях в структуре и составе правящего класса Османской империи в XVIII в.- Проблемы истории Турции (сборник статей). М., 1978.
Мейер М. С. Народные выступления в городах Османской империи в конце XVII - начале XVIII в. Автореф. канд. дис. М., 1964.
Миллер Ю. Искусство Турции. М., 1965.
Миллер А. Ф. Мустафа-паша Байрактар. Оттоманская империя в начале XIX века. М.-Л., 1947.
Мутафчиева В. П. К вопросу об упадке спахийства в конце XVI и в начале XVII века.- Труды XXV Международного конгресса востоковедов. Т. II. М., 1963.
Мутафчиева В. П. Проверочные списки (йоклама дефтерл'ери) 1014- 1016 гг. х. как источник по общественно-экономической истории Османской империи XVII в.- Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. Т. II. М., 1969.
Никифоров Л. А. Внешняя политика России в последние годы Северной войны. Ништадский мир. М., 1959.
Новичев А. Д. Аграрные отношения и положение крестьян в Османской империи в XVI - начале XVII в. Проблема крепостничества.-o Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Вып 3. Л" 1980.
Новичев А. Д. История Турции. Т. 1. Эпоха феодализма. ЛГУ, 1963.
Орешкова С. Ф. Некоторые проблемы эволюции феодального землевладения в Османской империи (вторая половина XVII - начало XVIII в.).- Проблемы новой и новейшей истории стран Запада и Востока. М., 1975.
Орешкова С. Ф. Русско-турецкие отношения в начале XVIII в. М., 1971.
Орешкова С. Ф. Турецкий документ первой половины XVIII в. о международной ситуации в Европе и внешнеполитических целях Османской империи.- Тюркологический сборник, 1976. М., 1978.
Петросян Ю. А. Идеи "европеизации" в общественно-политической жизни Османской империи эпохи нового времени.- Тюркологический сборник 1976. М., 1978.
Петросян Ю. А. Турецкая публицистика эпохи реформ в Османской империи (конец XVIII - начало XIX в.). М., 1985.
Рафиков А. X. Очерки истории книгопечатания в Турции. Л., 1973.
Семенов А. Изучение исторических сведений о российской внешней торговле и промышленности с половины XVII столетия по 1858г. Часть III. СПб., 1859.
Смилянская И. М. Структура и эволюция господствующего класса Ближнего Востока на рубеже Нового времени (к проблеме типологии феодализма на Востоке).- НАА. 1978, № 3.
Смирнов В. Д. Кучибей Гёмюрджинский и другие османские писатели XVII в. о причинах упадка Турции. СПб., 1873.
Тверитинова А. С. Восстание Кара Языджи-Дели Хасана в Турции. М.-Л., 1946.
Тверитинова А. С. Второй трактат Кочибея.-УЗИВАН Т. IV. 1953.
Тверитинова А. С. Социальные идеи в турецких дидактических политико-экономических трактатах XVI-XVII вв.- Труды XXV Международного конгресса востоковедов. Т. II. М., 1963.
Тодоров Н. Балканский город XV-XIX веков. М., 1976.
Тодорова М. Н. Европеизация Османской империи (постановка проблемы и ее освещение в современных западной и турецкой ис-ториографиях).-НАА. 1977, № 2.
Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
Цветкова Б. К исследованию аграрных отношений в Османской империи с конца XVII до середины XVIII в.- Труды XXV Международного конгресса востоковедов. Т. II. М., 1963.
Чочиев В. Г. Международные отношения Ближнего Востока в XVI- XVIII веках (в свете ирано-турецких мирных договоров). Авто-реф. докт. дис. Тб. 1972.
Ястржембский В. О капитуляциях в Оттоманской империи Харьков, 1905.
Задания на 3-х уровнях познавательной самостоятельности:
Воспроизводящие:
1) Назовите основные народности и этносы, проживавшие на территории империи Великих Моголов на рубеже XVII – XVIII вв.
2) Назовите ныне независимые государства, которые входили в состав Османской империи к началу XVIII в.
Преобразующие:
1) Почему к началу XVIII века империя Великих Моголов и Османская империя теряют свое могущество?
2) Почему в империи великих Моголов и Османской империи на рубеже XVII – XVIII вв. постоянно вспыхивали волны недовольств и восстаний?
3) Почему основным внешнеполитическим врагом Османская империя считала именно Россию?
4) Почему Англия опередила Францию в борьбе за экономическое господство в империи Великих Моголов?
Творческо-поисковые:
1) Эссе на тему: «Феномен возникновения сикхизма и ваххабизма».
2) Представьте, что вы лидер маратхского восстания. Какую программу вы разработаете, чтоб поднять народ против могольской власти?
3) Поставьте себя на место Ахмеда III. Какой внешнеполитический курс вы бы использовали на благо своей империи?
4) Поставьте себя на место Аурганзеба. Чтобы вы предприняли для прекращения волны недовольств и восстаний внутри своей империи?
Тест:
Правильный ответ выделен курсивом!
1) Какое из ныне существующих государств не входило в территории Османской империи в начале XVIII века?
а) Ливан в) Ирак
б) Афганистан г) Сирия
2) Основателем сикхизма является?
а) Нанак в) Арджан
б) Гобинд г) Амар Дас
3) Военачальник в империи Великих Моголов, получивший землю за свою службу назывался?
а) Заминдар в) Джагирдар
б) Ленд-лорд г) Визирь
4) По Прутскому мирному договору 1711 года, что Османская империя не возвратила России?
а) пушки в) корабли
б) артиллерию г) военнопленных
5) Аурганзеб являлся радикальным?
а) христианином в) индуистом
б) исламистом г) сикхистом
6) Первое восстание маратхов произошло?
а) XVII в. в) XIX в.
б) XVIII в. г) XVI в.
7) Великим визирем во дворце Мустафы II был?
а) Амар Дас в) Амджазаде Кёпрюлю
б) Мустафа Кемаль г) Аббас Великий
8) Солдаты, рекрутировавшиеся европейскими колонизаторами, из среды местного населения в Индии в XVIII веке назывались:
а) ваххабитами в) сипахами
б) сипаями г) янычарами
9) Какая феодальная группировка выступала против власти османского султана в Ливане?
а) кайситы в) вакуфы
б) заминдары г) йемениты
10) На какие 2 пашлыка турецкие завоеватели разделили Ирак?
а) Стамбульский и Трапезунтский в) Мосульский и Багдадский
б) Меккинский и Мединский г) Исфаганский и Кабульский
Схемы и таблицы:
1) Сравнительная таблица. Внутреннее положение империи Великих Моголов и Османской империи на рубеже XVII – XVIII века.
Страны
Экономическая сфера
Социальная сфера
Религиозная сфера
Культурная сфера

Империя Великих Моголов





Османская империя






2) Таблица. Русско-турецкая война 1710-1713 года.

Противники
Командующие
Основные даты и события
Итог

Русско-турецкая война 1710-1713 года






3) Сравнительная таблица. Сикхское и маратхское восстание.
Восстание
Причины
Основные движущие силы
Основные даты и события
Итог

Сикхское





Маратхское






Познавательные задания:
1) Большую помощь Аурганзебу в борьбе за престолонаследие оказал Мир Джумла. Вступив на престол, коварный Аурганзеб поспешил удалить Мир Джумлу, назначив его наместником Бенгалии. Здесь Мир Джумла повел себя довольно активно. Он завоевал соседнее государство Ахом (в Ассаме). После смерти Мир Джумлы ассамцы восстали и изгнали из своей страны могольские гарнизоны... (К.А. Антонова. История Индии. М., 1973., стр. 225)
1) Кто помог Аурганзебу завоевать престол?
2) Наместником, какой провинции Мир Джумла был назначен?
3) Какое государство Мир Джумла завоевал?
* Выскажите свою точку зрения, почему моголам не удалось удержаться в Ахоме?
2) После введения Аурганзебом джизьи в Индии начинают вспыхивать народные восстания. Это свидетельствует, что у индийских народов начинало пробуждаться национальное самосознание. Могольское государство они стали воспринимать как нечто чужеродное, угнетающее их, а также часто оскорбляющее их религиозные чувства. Народные выступления ослабляли Могольскую империю (К.А. Антонова. История Индии. М., 1973., стр. 227)
1) Назовите причины недовольства индусов могольской властью?
2) Что стало последней «каплей» для индусского народа?
* Докажите, что к началу завоевания Индии англичанами Могольская империя находилась в крайне плачевном состоянии.
3)В разных частях Могольской империи, начиная со 2-ойполовины XVII века постоянно вспыхивают народные восстанияЕсли основной состав восставших джатов составляли крестьяне, то в движении сикхов большое участие составляли городские слои. Если для маратхов, раджпутов и сикхов большое значение имела борьба против притеснений, то перед афганцами этот вопрос не стоял (К.А. Антонова. История Индии. М., 1973., стр.230)
1) Почему афганцы выступали против могольской власти?
2) Какие силы участвовали в восстаниях?
3) Кто были главные «нарушители спокойствия» в Могольской империи?
* Аргументируйте, причины провала восстаний, при как таковых частичных победах.
4) Османская империя смотрела на Азербайджан, и в первую очередь, на прикаспийские
провинции, как на плацдарм для дальнейшей борьбы с Россией, имея в виду выход на ее южный форпост - Астрахань и в дальнейшем в Поволжье, чтобы создать таким образом единый фронт тюркско-мусульманских народов против стремительно продвигающейся на юг и восток России. Каспийское море имело для Турции и оборонительное значение, т. к. Россия, выйдя в Прикаспье, могла бы оттуда в союзе с грузинами и армянами угрожать северо-восточным границам Османской империи(Т.Т. Мустафазаде. Азербайджан и русско-турецкие отношения в первой трети XVIII в., Баку, 1993., стр. 13-14)
1) Какие цели преследовало турецкое правительство в прикаспийских провинциях?
2) Что повлекло бы за собой завоевание турками Азербайджана для России?
3) От кого Османская империя могла понести угрозы в Прикаспье?
* Докажите, что завоевание Османской империей Азербайджана повлекло бы за собой ощутимые проблемы для России.
5) Османская империя сложилась в XIV-XV вв., т.е. период, когда господствовало стремление к завоеванию все новых территорий. Феодальные войны были основным источником богатства и власти государствующих классов, а управлению землями, входившими в состав государства, уделялось мало внимания. Поэтому провинции, входившие в состав империи, слабо управлялись центром. В условиях более позднего феодализма, когда сферы захвата новых территорий сузились и усилились центробежные силы, военная мощь Османской империи стала постепенно ослабевать(Т.Т. Мустафазаде. Азербайджан и русско-турецкие отношения в первой трети XVIII в., Баку, 1993., стр. 19)
1) Когда сложилась османская империя?
2) Что было главным источником богатств для османских феодалов?
3) За счет чего Османская империя начала ослабевать?
* Докажите, что проводимая политика османского двора по отношению к своим провинциям, непременно, привела бы к краху их империи.
6) Как правильно заметил Н. А. Смирнов, именно «колониальное стремление» определяло основное содержание внешней политики России в отношении сопредельных с ней народов. Для обеспечения себе опоры в Закавказье Петр I планировал создание под скипетром России объединенного грузино-армянского союза (царства) во главе с грузинским царем Вахтангом VI. Однако ради достижения этой цели он не желал вступать в войну с Османской империей. В то же время он готов был на самые решительные меры, направленные против турецких притязаний в отношении прикаспийских провинций(Т.Т. Мустафазаде. Азербайджан и русско-турецкие отношения в первой трети XVIII в., Баку, 1993., стр. 15)
1) Как охарактеризовал Н.А. Смирнов внешнюю политику России? Верна ли эта позиция7
2) С кем Петр I хотел заключить союз?
3) Какие царства русский император хотел заполучить под свое владычество?
4) Как такая внешняя политика России могла навредить Османской империи?
* Аргументируйте, причины нежелания Петра Великого вести войну с Османской империей.
7) Получая из различных источников известия о критическом положении своих соседей, османское правительство, чтобы иметь подлинное представление о положении дел в Сефевидском государстве, в 1720 г. отправило к шаху посольство во главе с Дурре-эфенди. Османский двор поручил своему послу еще раз потребовать от шаха направлять европейскую торговлю через турецкие города, снова предъявить претензии на Иреванскую область, упрекнуть шаха за излишнюю дружбу с Россией, особенно же за то, что позволил ей построить на своей земле крепость Низовую(Т.Т. Мустафазаде. Азербайджан и русско-турецкие отношения в первой трети XVIII в., Баку, 1993., стр.16)
1) В каком году османское правительство отправило вторичное посольство в Иран? Кто его возглавил?
2)Какие требования турки хотели предъявить Сефевидам?
3) Какая крепость была построена Россией на территории Ирана?
*Выскажите свою точку зрения, почему Османская империя опасалась русско-персидского (Иранского) союза?
8) Находясь на стыке Запада и Востока, Османская империя в течение долгого времени играла важную роль в противоборстве Запада и Востока, что предопределило преимущественное развитие ее военного могущества. Это видно хотя бы из того, что население страны было разделено на две основные группы: военных (аскери) и подданных (райя). К. Маркс не случайно назвал Османскую империю «подлинной военной державой» Но, XVII-XVIII вв. были для Турции периодом утверждения более зрелых феодальных порядков, что сопровождалось разложением феодального способа производства, ослаблением центральной власти, усилением сепаратизма и внутренних неурядиц в провинциях(Т.Т. Мустафазаде. Азербайджан и русско-турецкие отношения в первой трети XVIII в., Баку, 1993., стр.18)
1) Что в свое время предопределило могущество Османской империи?
2) На какие 2 основные группы делилось население Османской империи?
3) В какой период Османская империя начинает ослабевать? Почему?
* Выскажите свою точку зрения, согласны ли вы с позицией автора о причинах ослабления Османской империи? Почему?
9) Биджапур, Берар, Хандеш, Гуджарат, Карнатик все эти области стали ареной набегов Шиваджи. Маратхская легкая конница славилась быстротой передвижения, она нападала на отдельные отряды могольских войск и молниеносно исчезала, увозя добычу. Как все индийские армии того времени, армия Шиваджи была наемной, но оплачивала воинов казна, а не отдельные военачальники; была введена строгая система воинской субординации. Каждому воину и военачальнику полагалась плата. Однако во время походов, т. е. восемь месяцев в году, воины и их начальники не получали жалованья, и армия существовала за счет населения. Маратхское крестьянство грабить не полагалось в отличие от населения вражеской территории. По возвращении домой, в сезон дождей, армия обязана была всю добычу сдать в казну, разграбленное распределялось среди воинов согласно установленной плате за время походов, а излишек поступал в казну(К.А. Антонова. История Индии. М., 1973., стр. 238)
1) На какие области сделал набеги Шиваджи со своим войском?
2) Какой род войск был у восставших?
3) Что общего у армии Шиваджи с могольскими гарнизонами? В чем различия?
* Аргументируйте, в чем причины успеха маратхской армии, при как таковом устарелом ведении боя?
10)Недоимки старались собрать с оставшихся крестьян, все чаще применяя принцип круговой поруки. Не удивительно, что голод постоянно поражал то одну, то другую область страны. Особенно сильным был голод в Декане в 17021704гг., когда погибло больше 2 млн. человек. Поправить экономическое положение можно было, только снизив налоги и сделав труд земледельца приносящим хоть какой-нибудь доход. Но правительство, вынужденное изыскивать средства на военные расходы, не желало уменьшать налоговое бремя. Феодальные круги, наоборот, все увеличивали свои налоговые требования к крестьянству(К.А. Антонова. История Индии. М., 1973., стр. 235)
1) Как назывался принцип сбора недоимок в империи Великих Моголов?
2) Что собой приводил сбор таких недоимок?
3) Где и в каком году случился самый сильный голод в Индии?
4) Почему могольское правительство не желало уменьшать налоговое бремя?
*Аргументируйте, почему, при как таковом бедственном положении крестьян, феодалы увеличивали свои налоговые требования?
Источники:
1)Прутский мирный договор 1711 года
Мы нижеименнованные полномочные, объявляем чрез сие, что мы по указу Нашего Всемилостивейшаго Царя и Государя и по данной полной мочи постановили: Пресветлеишаго и Державнейшаго Великаго Государя Салтана Ахмета Хана с Сиятельнейшим Великим Визирем Магмет Пашею по учинившейся между обоими Государствы ссор, последующий договор о вечном мире.
I
Понеже прежней мир у Его Царского Величества с Его Салтановым Величеством разорвался, и оба войска между собою в бой вступили, и потом не допуская крайнего разлития крови человеческой, требовано паки мир учинить, на которой соглашено, чтоб вечной мир учинить на семь, дабы Турком завоеванные их города отдать, а новопостроенные разорить, и с обеих сторон пусты да будут; вся же артиллерия, аммуниция и прочие введено в сторону Царскаго Величества да будет; только пушки обретающияся в Каменном Затоне уступит в сторону Турецкую.
II
В Польские дела с обеих сторон не мешаться, також и их подданных ни чем присвоять, ни их, ни земель их.
III
Купцам, как Царского Величества подданным в Турское Государство, так и Салтанова Величества подданным в Российское Государство, приезжать и отъезжать и торговать свободу иметь.
IV
Понеже Король Свейской под защищение Его Салтанова Величества пришел, того ради Его Царское Величество, для любви Его Салтанова Величества. Оного свободно и безопасно до Его земель пропустить соизволяет, и ежели между Ими соглашено и соизволено быть может, то с ним и мир учинить.
V
Дабы впредь на обе стороны, как Российским, так и Турским подданным никаких обид и убытков ни от кого учинено по сим пактам не было.
VI
По сим пактам все прежние неприятельские поступки забвению да предадутся, и по разменении сих пактов (о котором размении мы полную мочь имеем) войска оба без помешательства друг другу да отойдут, и ни от кого в пути друг другу досады имети да не будут.
VII
Турские невольники, сколько оных в Государстве Его Царского Величества и здесь в обозе обретается, свобождены быть имеют; против того жив стороне Салтанова Величества, все после разорвания прежнего мира, Российские подданные пленные освобождены будут. Во утверждение, мы сей трактат собственными руками подписали и печатьми припечатали, и со Его Сиятельством Великим Визирем разменились.

1) Название мирного договора? В каком году был подписан?
2) Что приобрела Османская империя по этому договору?
3) Какие статьи ущемляли права Российского государства? Почему?
4) Поменял ли этот договор соотношение сил в Закавказье и Черноморском субрегионе? Почему?
2) Симпатии части населения Закавказья (в первую очередь христианской) были на стороне России, т. к. покровительство христианскому населению Закавказья являлось главным козырем русской дипломатии. Кроме того, оставшаяся без жалованья по причине разложения Сефевидского государства часть мусульманских служилых феодалов надеялась в лице Россий-ского государства найти щедрого и надежного патрона. Что касается крупных феодалов, то их внешнеполитическая ориентация была неустойчивой. Ради сохранения своих позиций они были заинтересованы только в номинальном подчинении одной из держав - Ирану, России или Османской империи. На первых порах многие из них полагали, что Россия будет довольствоваться их формальной зависимостью, поэтому открыто не выступали против нее. Но впоследствии они, убедившись, что Россия существенно ограничивает прерогативы владетельных феодалов, изменили свою ориентацию и стали возлагать надежды на Османскую империю, а часть из них - на возрождающееся Иранское государство... (Т.Т. Мустафазаде. Азербайджан и русско-турецкие отношения в первой трети XVIII в., Баку, 1993., стр. 20)
1) Каким государствам население Закавказья отдавало свои симпатии?
2) Почему именно Россия имела наибольшее количество симпатий?
3) Какие «козыри» в отличии от России имели Иран и Османская империя в Закавказье?
4) какая часть населения Закавказья «играло в игру» от кого больше привилегий мы получим? Почему?
5) Сильны ли были противоречия у закавказского населения между собой?
3) К Яссам 25 июня подошли главные силы царя Петра Великого. В общей сложности там сосредоточилось до 46 тысяч русских войск при 120 орудиях и при поддержке 5-тысячного молдавского отряда князя Кантемира. Турецкая армия великого везиря Баталджи-паши(около 120 тысяч человек и свыше 440 орудий) 18 июня переправилась через Дунай у с. Исакчи и двинулась по левому берегу Прута, где соединилась с 70-ти тысячным конным отрядом крымского хана Давлет-Гирея. 30 Июня Петр Первый выступил из Ясс, направив на Браилов 7-тысячный кавалерийский корпус генерала К.Э.Ренне. Главные силы(38 тысяч русских и 5 тысяч молдаван при 114 орудиях) 7 июня подошли к Станилешти. Впереди русских войск шел авангард генерала Януса, но турки успели перейти Прут у Фальчи и авангард был вынужден отойти. 8 Июля русские войска южнее Станилешти отбили атаки турецко-татарской конницы и отошли в укрепленный лагерь у Новых Станилешти. 9 Июля турецко-татарские войска окружили лагерь и предприняли его штурм, который был отбит с потерями 8 тысяч человек у атакующей стороны и 3 тысячи человек у защищавшихся. Положение русской армии, страдавшей от жары, отсутствия продовольствия и боеприпасов, стало критическим. Однако и положение турецкой армии было напряженным: неудачность атак снизила ее боеспособность, в тылу у турок в районе Браилова появился русский отряд генерала Ренне. В этой обстановке великий везирь согласился начать переговоры (П.И. Иванов-Остославский. Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника., сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
1) Кто был союзником России в русско-турецкой войне 1710-1713 года?
2) Общая численность русского войска? Количество орудий?
3) Противником русского войска выступили? Общая численность войск? Количество орудий?
4) Как развивались события под Яссами?
5) Почему обе стороны решили начать переговоры, не доведя войну до победного конца?
4) Турция слабела также и относительно по сравнению со своими главными военными противниками, странами Восточной и Центральной Европы. В большинстве этих стран, хотя в них еще господствовал феодализм, постепенно росли новые производительные силы, развивался капиталистический уклад. В Турции не было предпосылок для этого. Уже после великих географических открытий, когда в передовых европейских странах происходил процесс первоначального накопления, Турция оказалась в стороне от экономического развития Европы. Далее, в Европе складывались нации и национальные государства, либо единонациональные, либо многонациональные, но и в этом случае во главе с какой-нибудь сильной складывающейся нацией. Между тем турки не только не могли сплотить все народы Османской империи в некую единую «османскую» нацию, но они сами все больше отставали в социально-экономическом, а стало быть, и в национальном развитии от многих подвластных им народностей, в особенности балканских(Всемирная история в 10тт., М., 1958., т.5)
1) Какими факторами обуславливалось ослабление Османской империи?
2) От каких народностей и наций, входивших в состав Османской империи, Великая Порта терпела наибольший урон?
3) Зачатки, какого нового периода истории (формации по К. Марксу) начинают зарождатся в указанный век?
4) Почему начал зарождаться новый этап истории в жизни человечества?
5) Почему Османская империя оказалась не готова к такому повороту событий?
5) Большой глубины достигло разложение армии, в особенности янычарского корпуса. Янычары сделались главным оплотом реакции. Они противились каким бы то ни было реформам. Янычарские мятежи стали обычным явлением, и так как у султана не было, кроме янычар, никакой другой военной опоры, то он старался всячески их задобрить. При вступлении на престол султан платил им традиционное вознаграждение «джулус бахшиши» («подарок восшествия»). Размер вознаграждения увеличивался в случае участия янычар в перевороте, приведшем к смене султана. Для янычар устраивались развлечения и театральные зрелища. Задержка в выдаче жалованья янычарам могла стоить жизни министру. Однажды в день байрама (мусульманский праздник) церемониймейстер двора по ошибке допустил к целованию султанской мантии начальников артиллерийских и кавалерийских корпусов раньше, чем янычарского агу; султан тут же приказал казнить церемониймейстера(Всемирная история в 10тт., М., 1958., т.5)
1) Как назывались главные оппозиционные силы в Османской империи?
2) Почему они ими стали?
3) Почему султаны терпели мятежи янычар?
4) За что выдавался джулус бахшиши? Что это такое? Как устанавливался его размер?
5) Каким положением пользовались янычары в Османской империи? Как это выражалось? 6) В Багдадском пашалыке, населенном арабами, в 1651 г. вспыхнуло восстание племен, возглавленное феодальным родом Сийяб. Оно привело к изгнанию турок из округа Басры. Лишь в 1669 г., после неоднократных военных экспедиций, туркам удалось вновь водворить в Басру своего пашу. Но уже в 1690 г. восстали осевшие в долине Евфрата арабские племена, объединенные в союз Мунтафик. Повстанцы заняли Басру и в течение ряда лет вели успешную войну с турками. Назначенный в начале XVIII в. правителем Багдада Хасан-паша 20 лет воевал с арабскими земледельческими и бедуинскими племенами Южного Ирака. Он сосредоточил в своих руках власть над всем Ираком, включая Курдистан, и закрепил ее за своей «династией»: в течение всего XVIII в. страной правили паши из числа его потомков или его кюлеменов (Кюлемен белый раб (обычно кавказского происхождения), солдат наемной армии, составленной из рабов, то же, что в Египте мамлюк.). Хасан-паша создал в Багдаде правительство и двор по стамбульскому образцу, обзавелся собственной армией, сформированной из янычар и кюлеменов. Он роднился с арабскими шейхами, давал им чины и подарки, отнимал земли у одних племен и наделял ими другие, разжигал вражду и междоусобицы. Но даже этими маневрами ему не удалось сделать свою власть прочной: ее ослабляли почти непрерывные восстания арабских племен, особенно мунтафиков, наиболее энергично отстаивавших свою свободу(Всемирная история в 10тт., М., 1958., т.5)
1) В каком году вспыхнуло крупное восстание в Багдадском пашалыке? Какой род его возглавил?
2) Что такое мунтафик?
3) Кого в начале XVIII века сделали правителем Багдада? Против кого он воевал? Какой был характер власти? Была ли она надежной? Почему?
4) Какие области «правитель Багдада» смог завоевать? На кого он опирался в своих походах?
5) По какому образцу он строил управление в своем «государстве»?











13PAGE 15


13PAGE 14215













Mughal Historical Map.pngKUPRIENKO.File.Explorer - Viewing Image - map25.jpg Заголовок 215