Программа воспитания и социализации Вместе мы сила 1-4 классы


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Захаровская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Зам. директора по ВР
______ (Кряжева О.В.)
«__»_________201_ г.


Программа воспитания и социализации
«Вместе мы сила!»
1 – 4 классы
Сроки реализации 2014-2018 г.
Разработчик:
Курпишева Н.Н.
учитель начальных
классов
Принята на научно-
методическом совете
Протокол № ____от
«___»_______201_г


Захарово, 2014 г.
Воспитание - великое дело: им решается участь человека. В.Г. Белинский
1. Пояснительная записка
Программа воспитания и социализации составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, примерной программы воспитания и социализации обучающихся.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Выступая в ноябре 2008 года перед Федеральным Собранием Российской Федерации, Президент России Д.А. Медведев заявил: «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек». Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.
   Цель программы: воспитание активной развивающейся личности, способной к творческой самореализации при условии сохранения её социального, физического и психического здоровья.
ЗАДАЧИ:
воспитание нравственных качеств личности, эмоционально – эстетического восприятия окружающего мира;
создание условий для личностного раскрытия каждого ребенка и преодоления психологических барьеров;
формирование у обучающихся научного экологического мировоззрения и привитие необходимых практических навыков и умений поведения в природе;
развитие творческой и социальной активности;
поиск инновационных форм воспитательной деятельности;
формирование здорового образа жизни, профилактика вредных привычек;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям
вовлечение обучающихся в яркий мир игр, соревнований, праздников, развлечений;
сплочение обучающихся средствами досуговой деятельности.
 Педагогическая целесообразность
Данная программа приемлема для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Основные принципы полностью согласуются с базовыми принципами современного педагогического процесса: принципом развития личности за счёт её собственной активности, ориентация на субъект – субъективное взаимодействие, принципами непрерывности, гуманизации, индивидуализации, единство требований в воспитании, учёт интереса и потребностей обучающихся и их родителей.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Отличительной особенностью программы является то, что коллектив приобретает способность к самосовершенствованию, выработке социального поведения, установлению прочных дружеских межличностных отношений в процессе собственной жизнедеятельности, коллектив движется вперёд за счёт развития и роста каждой личности.
Воспитательная работа ведётся таким образом, чтобы каждый
обучающийся опробовал свои силы в разнообразной деятельности.

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
1 ступень – 1 класс «Давайте жить дружно!»
2 ступень – 2 класс «Познаём себя»
3 ступень – 3 класс «Что один не сделает, сделаем вместе»
4 ступень – 4 класс «Я учусь самостоятельности» (Развитие соуправления в классе).
Весь учебный год подразделяется на пять тем, наиболее важных для человека, можно сказать его составляющих:
Я и моя Семья.
Я и мои друзья.
Я и моё Отечество.
Я и мои Права.
Я и моё Здоровье.
Принципы построения воспитательной работы
Принцип открытости
Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учётом своих интересов, потребностей и желаний.
Принцип привлекательности будущего дела
Классный руководитель должен увлечь обучающихся конечным результатом выполняемого дела. Младшим школьникам присуща конкретность типа: Что будет, если…», им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.
Принцип деятельности
Младшие школьники - это обучающиеся, которые, придя в школу, переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования и т. д. Всё это будет способствовать личностному развитию и притягательности школы в глазах ребёнка.
Принципы свободы участия
Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении возможности выбора задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой подход классного руководителя учит ребёнка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела и соизмерению своих сегодняшних возможностей с прошлыми возможностями.
Принцип обратной связи
Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с обучающимися необходимо обсудить, что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
Принцип успешности
Принцип успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру.
Принцип системности
Только через системный подход к организации жизнедеятельности школы возможно обеспечить целостность становления личности воспитанника.
 Для того, чтобы осознанно подойти к проблеме создания программы воспитательной работы класса, были проведены пилотажные исследования как внешней среды окружения, так и внутри школы, класса.
Характеристика класса
1) Формирование детского коллектива.
а) Состав учащихся:
На начало 2014 – 2015  учебного года в 1 классе 10 обучающихся, из них 7 мальчиков и 3 девочки. 
б) Состав семей:
2 человека из неполных семей (воспитывает мама)
8 человек имеют полные семьи
 в) Посещаемость дошкольных учреждений:
посещали детские сады - 10 чел.
Обучающиеся проживают в трёх сёлах: Захарово, Фомичёво, Осиновка. 
2) Анализ психофизического здоровья учащихся.
а) Медицинские группы:
(основная) – 10   человек
  3) Характеристика интересов учащихся.
а) Сформированность адаптации и учебной мотивации обучающихся соответствует у 8 обучающихся.
б) Отношение учащихся к собственному учению.
- отношение негативное, к урокам  не готовится, пропускает занятия - нет;
- к урокам готовится нерегулярно, под контролем взрослых – 2 чел.;
- отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, а ради поощрения – 0 чел.;
- отношение сознательное, добросовестное, но интерес проявляется избирательно, не ко всем предметам – 3 чел.;
- отношение увлечённое, сознательное, добросовестное – 5 чел.     
5)  Характеристика  сформированности  классного коллектива.
а) Определение уровня сплоченности детского коллектива.
                      Коллектив находится на 2 ступени развития коллектива:  «Мягкая глина». Это первые шаги сплочения детей, не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи. Достижение какой-то цели происходит с трудом. Но отношения между ребятами доброжелательные, этому способствует дружба детей по детскому саду. Как  и в любом коллективе, в классе есть лидеры. Это дети, которые благодаря таким своим качествам, как коммуникабельность, товарищество, взаимопомощь, доброта, выделяются в  классе. Хочу отметить … . Группа лидеров под руководством учителя  учатся организовывать учебную и  внеучебную деятельность коллектива одноклассников.
        Один человек очень эмоциональный, что часто проявляется  в неадекватной реакции, это порождает  разные конфликтные ситуации, которые не всегда можно было решить конструктивно
    Работа по изучению индивидуальных  особенностей обучающихся и созданию благоприятной психологической обстановки, а также индивидуальная работа с их родителями является одной из первоочередных задач, стоящих передо мной.
в)  Работая над воспитанием дружеских взаимоотношений между детьми, над сплочением детского коллектива, мной была проведена диагностика изучения детского коллектива (диагностические методики: «Урок физкультуры»,   «Солнце, тучка, дождик»,  «Подарки» и др.)                      По результатам диагностики обозначилась группа ребят, которые дискомфортно чувствуют  себя в классе.  Поэтому  необходимо  создавать  условия для раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика с целью утверждения статуса личности ребёнка в коллективе. 
б) Условия жизни в семье. Ценностные ориентации семей учащихся.
Семья ведёт здоровый образ жизни, характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей, в ней царит атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки – 9 семей;
Семья старается создать ребёнку благоприятные условия для учебной деятельности, но, к сожалению, в семье характерна духовная, идейная индифферентность, отношения ровные, без эмоциональной близости – 5 семей;
В семье возникают серьёзные конфликтные ситуации между членами семьи, духовные потребности недооцениваются, отношения эмоционально - нейтральные – 1 семья.
                      В большинстве семей родители радуются успехам своих детей, сопереживают неудачам, стараются помочь при возникновении трудностей, вместе учатся разрешать проблемы. В таких семья царит атмосфера любви и согласия, взаимопонимания и помощи, эмоциональной радости   ( 68 %)
                      Но есть в классе ученики, родители которых настолько заняты работой, что не уделяют  своим детям должного внимания, ласки, любви, отсюда и эпизодически  возникающие конфликты, индифферентность в отношениях (20 % семей).                                                                    
Наиболее адекватной формой организации внеучебного
пространства в исследовательском, поисковом режиме является проектная деятельность.
Проектная деятельность была выбрана по нескольким причинам:
помогает лучше организовать целенаправленное сотрудничество по воспитанию будущего поколения через активную, творческую деятельность;
воспитательные возможности проектов достаточно широки, каждый проект позволяет увидеть в привычном что-то новое, рассмотреть объект исследования через другие призмы зрения.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями
Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с
родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Я придерживаюсь следующих принципов:
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся таблице, которые предлагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещенности конкретного родительского коллектива.
Основные направления работы с семьёй
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей:
- родительские университеты
- индивидуальные тематические консультации
- тренинги
- конференции
- родительские собрания
- дни творчества
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

- открытые уроки и внеклассные мероприятия
- помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса
- шефская помощь
3. Участие в управлении учебно -воспитательным процессом
- участие родителей класса в совете школы
- участие родителей класса в работе родительского комитета
Режим работы с родителями
Общешкольное родительское собрание – 1 раз в полугодие;
Тематические родительские собрания – 2 раза в год;
Рабочие родительские собрания – 4 раза в год (в конце четверти);
Консультации для родителей – в течение года.
Состав родительского комитета:
Фамилия, имя, отчество Должность Сфера ответственности Адрес, телефон
1. Председатель Организационные вопросы 2. Заместитель Культурно-массовая работа Взаимодействие школы и семьи – решающее условие
обновления системы воспитания в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.
Формы и механизмы работы с родителями:
- день открытых дверей;- беседы;
- родительские собрания;- лекции;
- родительские конференции;- дискуссии;
- совместные праздники;- круглые столы;
- посещение уроков родителями;- анкетирование;
- индивидуальные беседы;- микроисследования;
- посещение квартир;- наблюдение;
- консультации для молодых семей;- семейные советы;
- звонки по телефону;- устный журнал.
Критерии и показатели результативности
Критерии Показатели
1.Уровень сформированности коллектива 1.Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.
2.Развитость самоуправления.
3.Сформированность совместной деятельности.
2.Нравственная развитость обучающихся1. Сформированность основных нравственных качеств личности детей.
2.Социальная активность обучающихся.
3.Удовлетворённость жизнедеятельностью класса 1.Степень удовлётворённости родителей.
2. Степень удовлётворённости обучающихся.
4.Уровень воспитанности 1.Отношение к обществу.
2. Отношение к умственному труду.
3. Отношение к физическому труду.
4. Отношение к людям.
5. Отношение к себе.
Методики контроля достижений обучающихся:
Диагностические методики изучения детского коллектива.
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой.
Социометрия.
Исследование особенностей личности:
общие сведения;
способности;
самооценка;
темперамент;
уровень воспитанности.
Исследование межличностных отношений:
социально-психологический климат в классе;
социометрия.
Индикаторы программы «Вместе мы сила!»

п/пЦелевой индикатор Единица измерения Значение индикатора
1 ступень 2
ступень 3
ступень 4
ступень
1 Микроклимат класса Коэффициент сплочённости класса 2 Удовлетворённость родителей и детей воспитательным процессом в классе Проценты от общего числа воспитанников 3 Уровень воспитанности каждого учащегося класса в целом Проценты от общего числа воспитанников 4 Участие воспитанников в массовых мероприятиях класса, школы, города Единицы (человек) 5 Занятие призовых мест в конкурсах, олимпиадах и т. д. воспитательной направленности Единицы (человек) Портрет выпускника начальной школы:
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий
пользоваться несколькими источниками информации (в том числе Интернетом),
- умеющий организовать самостоятельную деятельность, включающую и
использование словарей, справочников, хрестоматий на уроке и за егопределами в индивидуальной, парной, групповой работе;
- умеющий организовать собственную деятельность за рамками урока
методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» - носителем
информации посредством переписки или обращения к компьютеру, а также3
интерактивного общения путём систематического обмена письмами междуним и героями учебников;
- обладающий основами толерантного отношения к происходящим событиям и окружающим людям мнение;
- любознательный, активно познающий окружающий мир, имеющий
представление о целостной картине мира, объединяя естественно - научное
и гуманитарное знание;
- любящий свой край и свою Родину;
- обладающий социально – психологической адаптированностью к жизни в
коллективе, умением брать ответственность на себя, принимать решения и
действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться вколлективе сверстников, со старшими и младшими по возрасту,
обоснованно критиковать и адекватно реагировать на критику, оказывать
помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение;
- осознающий ценности здорового образа жизни, понимающий вред
курения, алкоголя и наркотиков, осведомлённый в разных областях
физической культуры, обладающий навыками обеспечения безопасности
жизнедеятельности;
- способный видеть и чувствовать красоту окружающего мира, понимать
смысл и красоту произведения художественной культуры;
- умеющий уважать, сострадать и сопереживать ближнему, различать и
анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания
других людей, уважать чужое мнение, соблюдать правила поведения вобществе и семье;
- обладающий следующими личностными качествами: умение соотносить на
основе моральных норм свои поступки с этическими чувствами (вина,совесть, стыд), анализировать нравственный аспект своих поступков (чувство
гордости за совершение хорошего поступка, ответственность за ихвыполнение)
- владеющий опытом мотивированного участия в школьных и районных конкурсах и проектах регионального и международных уровней.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей, наблюдения педагогов и родителей.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

План воспитательной деятельности на 2014-15 уч. год 1 класс:
«Давайте жить дружно!
Програм-маСентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
Я и моя
семья
День знаний.
1.09.14г.
Род. соб.
«Общение с ребёнком играет роль в развитии или нет?» 1.10.14г.
Посещение семей Коноваловых, Овчинниковых,Карповых
С. ФомичёвоОбщешк.
род.собр.
«Семья и
школа: проблемы
и перс-
пективы взаимо-
действия»
17.10.14г.
Посещение
2 семьи
Игумновых
с.Осиновка День матери.
Выставка рисунков «Моя милая мамуля!»
Посещение
Андреевых
Карповых
РабогошвилиРогожкиных Новогодний бал:
подгот.сценария, изгот.игр.
Род. собр.
«Наши первые успехи»
Инд. беседы с род. Род. собр.
«Портфель достижений»
Посещение семьи Лоскутниковых. Мамин день 8 Марта
Викторина «Прощание с азбукой». День открытых дверей Проверка техники чтения
Я и мои
друзья
Подвижные игры на переменах. Посещение театрали-зованногопредстав-ления21.10.14г. Кл.час «Культура поведения и уважения друг к другу»
13.11.14г. Коллективное панно
«Как прекрасен новый год!»
Оформление кабинета к новому году Кл. час «Как рабо-тать в группе?» Путешествие в страну «Дружба»
Праздник «Прощание с 1 классом»
Я и моё Отечество
Кл. час
«Наша малая родина»
1.09.14г. Праздник осени.
30.10.14 г. Кл.час «Учимся заполнять дневник»
27.11.14г. День Конституции
12.12.14г. День Защитника Отечества.
Парад песни и строя 12 апреля-день космонавтики. Митинг ко дню Победы
Я и мои права
Урок безопасности.
3.09.14г.
Кл. час
«Мой учебный день» 19.09.14г Экскурсия
в школьную
библиотеку
Оформление класс. уголка,
выбор поручений. Кл.час «Развитие умения самооценки»
20.11.14г. Конкурс «Старт» Кл. час «Чему мне надо научиться в школе?» Я и моё здоровье
День
Здоровья
23.09.14г.
Экскурсия в пожарную часть.
24.09.14г.
Кл. час «Безопасность в школе»
С.16-17 дневника
26.09.14г. Медицинс-кий
осмотр.
23.10.14г.
Кл. час «Правила поведения в классе»
9.10.14г. Разучивание физкультминуток на уроке. Подвижные игры на переменах (ежедневно) Всемирный день здоровья.
8.04.14г. Мониторинг активности обучающихся 1 класса
Фамилия
имя День
Здоровья Театр Проект
«Осенний салат» Проект
«Поделка
Ко Дню
Матери» Проект
«Новогодняя газета» Участие родит. в делах класса Заучи-
вание
стихот-
воренийКонкурс
«Лучший
сборщик
пазлов» Лучший
Игрок в шашки Луч-
ший
чита-
тельРожд.
ёлка Проект «Спасибо деду за Победу!
1. + + 1 м. 1 м. 2 м. + + - 1 м
2. + + 2 м. 1 м. 2 м. + + +
3. + + 1 м. 1 м. 1 м. +- + + +
4. + + 1 м. 1 м. 1 м. + ++ 3 м. + - +
5. - + 2 м. - 1 м. +- - -
6. - + 2 м. 1 м. 1 м. + + + + + 1 м
7. + + 2 м. - 2 м. +- 2 м. + - -
8. + + 2 м. 1 м. 2 м. + 3 м. + + + -
9. + + 1 м. 1 м. 1 м. + +- + 2 м
10. + + 3 м. - - - 1 м. - +
Батуты
Проект
«Спасибо деду за Победу!» Эстафета ко дню Космонавтики Сказка
о пасхальном яйце Поездка к ветерану ВОВ Участие
в отчёте школы Лагерь
дневного пребывания + + + + + + + + + + 3 м. + + +
1 м + + + +
+ + +
1 м _ + +
+ +
+